Ольга Павлова
Консультация для педагогов «Проведение родительских собраний в нетрадиционной форме» (часть I)
▼ Скачать + Заказать документы
Проведение родительских собраний в нетрадиционной форме
Одной из основных форм работы с родителями остается родительское собрание. Традиционные родительские собрания не дают нужного эффекта, потому что родители принимают в них лишь формальное участие. Поэтому следует поменять содержание, принципы проведения собрания, на основе которых строится общение педагогов и родителей - общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. И благодаря использованию небольшого арсенала методов активизации родителей, традиционное собрание превратиться в нетрадиционное. Возникает вопрос – что же это за методы?
Публикация «Консультация для педагогов „Проведение родительских собраний в нетрадиционной форме“ (часть I)» размещена в разделах
Эти методы направлены на возникновение интереса к обсуждаемому материалу, ассоциаций с собственным опытом, желания родителей активно участвовать в обсуждении предлагаемого им материала. Рассмотрим методы и приемы активизации родителей в соответствии со структурными частями собрания. СЛАЙД 4
1 – вводная часть.
Цель данной части собрания - обозначение темы, настрой группы, снятие напряжения. Нетрадиционные методы, которые можно здесь использовать – это коммуникативные игры. СЛАЙД 5
Разберем примеры коммуникативных игр.
«Завяжем узелки»
Участникам раздают нити длиной 30-40 см. Родители связывают свои нити, если у них есть что-то общее. Это может быть профессиональный аспект, семейный, внешний признак, любимый цвет, количество детей и т. д. Далее каждый рассказывает, что их объединило.
«Секрет» Всем участникам ведущий раздает по «секрету» из красивого сундучка (пуговицу, бусинку, брошку, старые часы и т. д., кладет в ладошку и зажимает кулачок. Участники ходят по помещению и, снедаемые любопытством, находят способы уговорить каждого показать свой «секрет».
Замечание: ведущий следит за процессом обмена «секретами», помогает наиболее робким найти общий язык с каждым участником.
«Предмет моего детства»
На столе раскладывают различные предметы. Это может быть мячик, кукла, записка и другое. Каждый выбирает тот предмет, который связан с его детством и рассказывает соответствующий эпизод из своей жизни.
«Язык фотографий»
Педагог раскладывает на полу фотографии, непосредственно связанные с темой встречи. Каждый родитель выбирает одну фотографию и коротко комментирует свой выбор. При этом он высказывает возникшие у него в связи с фотографией свои ассоциации, мысли, чувства и устанавливает их связь с темой встречи. Участники могут свободно ходить по группе, рассматривая и выбирая фотографии. Фотографии служат толчком к размышлению над темой.
«Ассоциативный ряд» СЛАЙД 6
На мольберте при входе в группу пишется опорное слово, которое имеет непосредственное отношение к теме собрания. Пишется с вопросительным знаком. Родителям предлагается ним написать свою ассоциацию с этим словом. Например, тема собрания «Позиции родителя в воспитании ребенка». Опорное слово - родитель – мучитель – повелитель – исполнитель –
Альтернативой мольберту может быть передаваемый родителями друг другу лист бумаги. В этом случае каждый родитель пишет новое придуманное слово. Этот метод способствует снятию эмоционального напряжения и вносит момент занимательности.
Психологическая зарядка.
Разминка "Броуновское движение". Все закрывают глаза и начинают беспорядочно перемещаться по комнате, сталкиваясь, расходясь вновь. По сигналу ведущего участники, не открывая глаз, хватают ближайшего к себе партнера и пытаются определить, кто попался.
Разминка «Молекулы» Инструкция: «Представим себе, что все мы — атомы. Атомы выглядят так: согнуть руки в локтях и прижать кисти к плечам. Атомы постоянно двигаются и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разнообразное, оно будет определяться тем числом, которое я назову. Мы все сейчас начнем быстро двигаться по этой комнате, и время от времени я буду называть какое-нибудь число, например три. И тогда атомы должны объединяться в молекулы — по три атома в каждой. Молекулы выглядят так: лицом друг к другу, касаясь друг друга предплечьями».
Разминка «Карандашик».
Участникам необходимо образовать круг. На вытянутых руках каждому из них необходимо удержать собственный карандаш и карандаш соседа.
Вопросы:
Какие действия должен выполнить каждый участник, чтобы карандаш в кругу не падал?
А на что вы ориентировались при выполнении этих действий?
Как установить с окружающими необходимое для этого взаимопонимание, научиться «чувствовать» другого человека?
Игра «Японская бабочка»
Эту игру можно считать метафорическим отображением постепенного вовлечения людей в групповую работу -10 минут -
1. Выберите взрослого, который будет играть роль «тори». «Тори» — это по-японски «птица». Все остальные — «бабочки».
1. Тори стоит с закрытыми глазами и вытянутыми руками в центре круга. Его кисти раскрыты, ладони указывают вверх. Бабочки идут по кругу вокруг Тори.
2. Время от времени одна из Бабочек останавливается перед Тори и слегка касается его ладоней. Тори пытается поймать руку этого игрока.
3. Как только Бабочка поймана, она тоже становится в центр круга, закрывает глаза и точно так же вытягивает руки с раскрытыми ладонями. Теперь участники дразнят двух Тори, а те пытаются поймать следующую Бабочку.
4. Игра продолжается до тех пор, пока на свободе не останется только одна Бабочка. Эта Бабочка описывает еще один круг вокруг группы и приветствует каждого Тори на японский манер (легкий поклон, руки по бокам).
Методы, помогающие определить значимость вопроса или проблемы для
участников, их отношения, степень вовлеченности.
«Выбери дистанцию»
Педагог объявляет какой-либо предмет символом обсуждаемой темы встречи с родителями и ставит его в центре группы. Затем предлагает родителям встать на таком расстоянии от предмета, которое могло бы лучше всего продемонстрировать их близость или отдаленность по отношению к теме встречи. Данный метод подходит для прояснения ситуации в группе родителей, дает возможность высказаться по теме тем родителям, которые не всегда могут (или им не всегда удается) выразить словами свое отношение к чему-либо. Я использую этот прием очень часто. Например, на собрании «Кризис 3 лет», я поставила в середину комнаты мяч и сказала родителям:
Представим себе, что этот мяч пресловутый Кризис 3-х лет. Встаньте, пожалуйста, на таком расстоянии от мяча, которое продемонстрирует вашу близость или отдаленность по отношению к теме нашего практикума.
«Три дорожки»
Аналогичный метод предыдущему. Родителям предлагается поставить свою фигурку на одну из трех дорожек. Красная означает сильное ваше беспокойство, жёлтая - умеренное, зелёная полоска - нет особого беспокойства. Этот метод я использовала на собрании в форме круглого стола «Роль семьи в преддошкольный период жизни ребёнка». Родителям предлагалось взять фигурку человечка и написать на ней синей пастой, те черты которые помогут и красной пастой те черты – которые затруднят учёбу ребёнка в школе. А после этого поставить фигурку на одну из трёх полосок - дорожек, ведущих к школе. СЛАЙД 7
«Клубок вопросов»
В начале родительского собрания каждый из родителей записывает свои вопросы по теме собрания на узких полосках бумаги, которые сматывают в один общий клубок. И в практической части собрания, воспитатель предлагает одному из родителей, разматывая этот клубок, ответить на вопрос. Если человек медлит с ответом, то на помощь ему приходят другие. Один участник может отвечать только на один вопрос, а затем передавать клубок дальше. И так – пока не будут рассмотрены все вопросы.
«Сундучок с вопросами»
Отличие метода от предыдущего в том, что сундучок заполняется до собрания, на этапе подготовке к нему. И в начале собрания, педагог, сообщив тему собрания, говорит: «И сегодня мы разберем следующие вопросы» и достаёт из сундучка вопрос, зачитав, передает следующему родители и так до тех пор, пока вопросы не закончатся.
2 – основная часть. СЛАЙД 8
Цель теоретической части – просвещение (минилекторий, педагогический всеобуч) т. е. выступление по теме собрания. Сюда же можно отнести и анализ результатов микроисследования.
1. Теоретическую часть невозможно сразу начать с лекции, нужно дать участникам возможность до лекции подискутировать, выразить свою точку зрения. Поэтому, как правило, теоретическую часть собрания, я начинаю с постановки вопроса по теме собрания, например: тема собрания «Хорошие манеры без муштры» можно начать с вопроса «Какого ребёнка вы считаете воспитанным?»
2. Ранжирование тезисов. Участникам предлагаются листочки с тезисами и ведущий просит их проранжировать (пронумеровать по степени значимости). Я использовала это упражнение на собрании «Роль семьи в преддошкольный период жизни ребёнка». Родителям предлагалось выбрать 3 основных фактора успешной подготовки и адаптации ребёнка к школе, и проранжировать их. А потом был организован диспут. И после него уже лекторий.
3. Постановка дискуссионных вопросов. Скажите, в чем на ваш взгляд… Как вы считаете….
4. Просмотр видеоматериалов, например, на итоговом собрании я показывала фильм, где дети и педагоги дополнительного образования говорили о то, чему дети научились за год. Или когда мы с родителями разбирали тему поощрения и наказания, то был показан фрагмент беседы с детьми, где дети высказывались о том, как их дома наказывают и поощряют.
5. Прослушивание аудиозаписи детских высказываний
6. Работа с высказываниями великих людей на определенную тематику. Родителям предлагается отобрать и прикрепить на магнитную доску цитаты, афоризмы, которые подходят к теме собрания. Для удобства их можно напечатать на формате А4.
7. Мудрые мысли. На каждом столе лежат карточки с пословицами, четверостишьями, цитатами, поговорками на тему собрания. Под музыку карточки передаются по кругу. Таким образом. Все родители ознакомятся.
8. Использование различных притч. Лучше это сделать либо в начале теоретической части собрания, либо, наоборот, в качестве перехода к практической части.
На каждом собрании я использую притчи. Иногда, прочитанная или рассказанная притча дает больший результат, чем долгое объяснение прописных истин, давая возможность задуматься над своими поступками и поступками своих детей.
Так же, притча содержит мотивирующий компонент и ее можно использовать в начале беседы для того, чтобы заинтересовать родителей в обсуждении затрагиваемых вопросов, заинтриговать их. СЛАЙД 9
9. ОКНО – очень короткие новости по теме собрания. Сюда же можно отнести интересные факты, исследования.
10. Анализ результатов опроса, анкетирования.
Желательно. Что бы все результаты предоставлялись в наглядной форме. Интересной наглядной формой может послужить «Живая модель». Например, анализ теста родительских стилей воспитания. 3 родителям даются листы с результатами. И педагог просит их встать так, что бы на первом месте был % семей с демократическим стилем воспитания, на 2 - с либеральным, и на 3 с авторитарным. Встанут участники правильно или не правильно – это в любом случае повод для обмена мнениями. СЛАЙД 10
Продолжение следует в следующем посте.