Татьяна Соныгина
Нетрадиционное рисование — путь к развитию творческой активности детей
▼ Скачать + Заказать документы
Нетрадиционное рисование-путь к развитию творческой активности детей.
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, рисунка,
фантазии, творчества». В. А. Сухомлинский
Каждый ребенок талантлив, только этот талант нужно увидеть, нужно дать ему выйти наружу. Талант нужно поддерживать и развивать. Одним из направлений художественно -эстетического развития является рисование. Рисовать любят все дети. У нас группа старшая разновозрастная. Дети рисовали бы с утра и до вечера. Просто некоторым детям не составляет труда быстро придумать сюжет и изобразить его в рисунке. Есть такие ребята, с которыми нужно индивидуально поработать, помочь советом, но, конечно, не рисовать за него. Сразу пропадает интерес. А интерес этот нужно поддерживать и развивать. Конечно, это предметно пространственная среда играет главную роль. У нас это центр творчества «Рисовальня». Все материалы дети могут взять и заниматься самостоятельно. Здесь есть бумага для рисования, карандаши, краски, фломастеры, различные трафареты, раскраски, пластилин. Познакомившись с методической литературой различных авторов, таких как пособие А. В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Р. Г. Казаковой «Изобразительная деятельность в детском саду», Давыдовой Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Лыковой И. А. «Развитие ребенка в изобразительной
Публикация «Нетрадиционное рисование — путь к развитию творческой активности детей» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Методические разработки
- Темочки
деятельности», мы с коллегами решили тоже заинтересовать своих воспитанников теми
техниками, которые предлагают авторы. Актуальность использования в работе с детьми нетрадиционных техник в рисовании
состоит в том, что это помогает развивать у дошколят умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации
личности, развивает мелкую моторику руки. Работа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно -творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с
этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно. Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование
нетрадиционных материалов. Этим видом деятельности мы с детьми занимаемся и в ООД и во время занятий кружка художественно -эстетического цикла «Радуга». Цель: развитие самостоятельности, творчества, индивидуальности детей; развитие художественных способностей путём экспериментирования с различными материалами,
нетрадиционных художественных техник рисования.
Задачи: 1. Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования. 2. Сформировать у детей технические навыки рисования. 3. Научить создавать свой неповторимый образ в рисунках по нетрадиционному
рисованию, используя различные техники. 4. Развивать у детей усидчивость, старательность в работе. 5. Формировать эмоциональную отзывчивость к прекрасному. 6. Использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий. 7. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Постепенно мы знакомим детей с нетрадиционными техниками и видим, как детям это интересно. Их приводит в восторг, что можно рисовать не только карандашами, фломастерами и кисточками, а совсем другими предметами. Ценность нетрадиционного рисования – не показывается готовый образец, а показывается только ход работы. У каждого ребенка свой результат, свой рисунок. Это важно. Хочу остановиться на некоторых видах нетрадиционного рисования. 1. Рисование «По мокрому». Альбомный лист смачивается необильно водой (можно ватой) и по мокрому листу дети начинают наносить рисунок акварелью или гуашью. Особенно хороша эта техника для изображения пейзажей. 2. «Монотипия предметная» Лист складывается пополам и наносится рисунок красками на одну половину, а потом обе половины соединяются, и получается целый рисунок. Хороша техника для изображения
животных, цветов, деревьев и т. д. 3. «Кляксография трубочкой» Разводится гуашь водой, берем пластиковую ложечку и выливаем на лист. Затем берем коктейльную трубочку и начинаем в нее дуть в разные направления. Конец трубочки не касается ни пятна, ни бумаги. Превращаем получившуюся кляксу в нужный рисунок,
дорисовывая детали. 4. «Кляксография ниточкой» Очень интересный вид работы. Берется лист альбома, складывается пополам. Берется толстая нить длиной 40 см. оставляем чистыми оба края нити, а остальную протяженность окунаем в разведенную в тарелочке гуашь и проводим крашеной частью по одной половине листа. Накрываем другой половиной, накладываем сверху пластиной. Берем за чистые концы нити и вытаскиваем всю нить. Раскрываем лист, получился узор, который, если дорисовать, то получится рисунок. Можно сделать несколько таких узоров разными цветами, а затем
вырезать и соединить в одну композицию. А если соединить рисунки всех детей, то получится общая красивая поделка. Существуют и другие нетрадиционные техники. Это «Оттиск листьями», «Рисование мыльными пузырями», «Печать трафаретом», «Пластилинография», «Оттиск картофелем», «Рисование мятой бумагой» и другие. Использование данных техник зависит от возраста детей. От простого, в младшей группе к сложному в старшей. Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Занятия таким рисованием проводим с музыкальным сопровождением. Музыка зависит от того, чем занимаемся. Слушаем классику. Например, «Времена года» П. И. Чайковского. Замечательные мелодии в исполнении оркестра под управлением Поля Мариа. Космической музыкой ансамбля «Спейс» сопровождаем космические пейзажи. И т. д.
Очень хорошо не просто рисовать, а использовать получившиеся рисунки в повседневной жизни. Например, мы украшаем группу, делаем коллективные работы к праздникам для
поздравления и вывешиваем в раздевалке. Еще делаем индивидуальные поздравительные открытки для родителей к праздникам. Используем рисунки для оформления уголков группы. Например, получившиеся кляксы из «Кляксографии трубочкой», превращаем в микробы и помещаем в уголок здоровья. И т. д. А еще дети очень любят брать свои работы домой, чтобы украсить свой домашний уголок. А еще показать родителям, которых, кстати, тоже заинтересовал данный вид деятельности. Они не ждут ребенка на лавочке в раздевалке, а садятся рядом со своим ребенком и активно включаются в работу. У всех во время этой работы хорошее настроение. Счастливы и дети, и
родители. В дальнейшем планирую продолжить работу над нетрадиционными техниками рисования. Так как на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к рисованию. Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для его воплощения. Развивается мелкая моторика руки, идет подготовка руки к письму.
Литература: 1. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» 2. Казакова Р. Г. «Изобразительная деятельность в детском саду» 3. Лыкова И. А. «Развитие ребенка в изобразительной деятельности» 4. Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»