Кристина Филатова
Нетрадиционная техника рисования как средство художественно-эстетического развития детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Художественно- эстетическое воспитание играет огромную роль в воспитании и образовании ребенка. В соответствии с ФГОС художественно-эстетическое предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
Публикация «Нетрадиционная техника рисования как средство художественно-эстетического развития детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Одной из важных задач на современном этапе в педагогической теории и практики является формирование творческой личности. Ее развитие эффективней начинать с дошкольного возраста. Как говорил В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Поэтому необходимо вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Взрослый призван помогать ему открывать черты прекрасного в окружающем мире, приобщать к доступным видам художественно-эстетической деятельности как в повседневном общении взрослых с детьми, так и в специальных играх-занятиях. В этом возрасте формируются самостоятельность мышления, любознательность и познавательный интерес детей, поэтому именно в этот период большую актуальность приобретает воспитание у детей художественного вкуса, формирование творческих умений и осознание ими чувства прекрасного. Роль взрослого в развитии эстетического отношения ребенка к окружающей действительности заключается не только в том, чтобы привлекать внимание ребенка к красивым вещам, явлениям природы, произведениям искусства, но и включать его в процесс сопереживания по поводу воспринятого. Конечно, взрослый должен сам уметь испытывать и выражать эстетические эмоции, откликаться на чувства малыша.
В настоящее время среди воспитанников детского сада встречаются дети с ограниченными возможностями здоровья. И в связи с эти развитие творческих способностей этих детей требует нестандартного подхода, а так же учитывать индивидуальные возможности ребенка. Ведь дети с овз не пассивные объекты социальной помощи, а развивающие личности, которые имеют право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, творчестве. Поэтому любое педагогическое воздействие на детей с ОВЗ должно быть не просто педагогическим, а коррекционно – педагогическим.
Все дети любят рисовать, но творчество не может существовать под давлением и насилием. Ведь рисование для любого ребенка - это радостный вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Зачастую у детей с ОВЗ отмечается низкий уровень технических навыков рисования : это слабый нажим на карандаш, неравномерное закрашивание, выход за границы контура, редко проявляются фантазии, отсутствует живость воображения, лёгкость при возникновении образов. Многолетние наблюдения показали, что именно нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности привлекают детей, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Нетрадиционное рисование раскрывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. Начиная с раннего возраста, дети учатся творить, учатся видеть мир в живых красках.
В дошкольном детстве активно используется игра. Вначале с детьми обыгрывается сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек, предметов, сопровождая рисование эмоциональным пояснением, используя художественное слово. Именно такой подход позволяет заинтересовать малышей, дольше удержать их внимание, создать необходимый эмоциональный настрой и положительную мотивацию дальнейшей деятельности. И совсем не страшно, если ребенок перепачкается, главное - чтобы он получил удовольствие от общения с красками и радовался результату своего труда.
Ребенку не всегда легко общаться, но с помощью рисунка, он передает свое настроение, мысли, красоту окружающего мира. Благодаря систематической работе к концу дошкольного детства он радует всех своими великолепными произведениями.
Изобразительная деятельность - это художественно-творческая деятельность, направленная не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и на выражение своего отношения к изображаемому предмету. В настоящее время в изобразительной деятельности широко используются нетрадиционные приемы рисования.
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать: рисование пальчиками, оттиск печатками из картофеля; рисование ладошками; штампование.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками : тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном, печать пробками, восковые мелки + акварель, свеча + акварель, отпечатки листьев, рисунки из ладошки, рисование ватными палочками, волшебные веревочки.
А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники : рисование песком, рисование мыльными пузырями, рисование мятой бумагой, кляксография с трубочкой, монотипия пейзажная, печать по трафарету, монотипия предметная, кляксография обычная, пластилинография.
Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Нетрадиционные изобразительные техники - это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе, чтобы у детей не создавалось шаблона. Так же они демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Опыт работы показал, что овладение техникой изображения доставляет малышам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Дети просто в восторге, когда в результате рисования всего двумя пальцами (большим и указательным) на зеленой лужайке появляются веселые цыплята или утята. А как они радуются, когда после того как им разрешили влезть в краску всей ладошкой и отпечатать след, а в итоге оказывается, что след похож на какую-то сказочную птицу или дерево. Это так воодушевляет детей и пробуждает видение различных образов. Они с удовольствием покрывают пятнами, мазками, штрихами один лист бумаги за другим, изображая то кружащиеся в воздухе осенние листочки, то плавно опускающиеся на землю снежинки. Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.