Татьяна Жижкун
Непрерывность и преемственность духовно-нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом - одно из условий непрерывного образования ребёнка. Преемственность — объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития. Непрерывность образования – наличие последовательной цепи учебных задач на всем протяжении образования, переходящих друг в друга и обеспечивающих постоянное, объективное и субъективное продвижение детей вперед на каждом из последовательных временных отрезков.
Публикация «Непрерывность и преемственность духовно-нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста» размещена в разделах
- ОРКСЭ. Основы религиозных культур и светской этики
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Темочки
В нашей школе 377 воспитанников и 238 обучающихся. В структуру учреждения входят начальная школа и 5 структурных подразделений (детских садов). Для школы проблема непрерывности и преемственности в работе является одной из главных проблем. В настоящее время в учреждении активно ведется работа по физкультурно-оздоровительному направлению, выстраивается система непрерывного духовно-нравственного образования.
лючают программы духовно-нравственного воспитания. Особое внимание в программах духовно-нравственного воспитания уделяется следующему направлению.
В 2006 году в школе был введён курс «ОПК». С 1 сентября 2012 года курс ОРКСЭ включен в обязательную часть образовательной программы 4 класса начальной школы. Обучающиеся нашей школы и их родители выбрали для изучения 2 модуля: «Основы светской этики» (15 уч-ся, 25 %, «ОПК» (46 уч-ся, 75 %)
С 2011 года в детских садах проводятся кружки «ОПК». Охват детей составляет 167 чел. (48 %).
Работа по ОПК проводится в соответствии со следующими программами.
Детский сад Начальная школа
Л. П. Гладких. Программа духовно-нравственного воспитания детей «Мир – прекрасное творение». Разработана Курским государственным университетом. Игумен Георгий (Шестун, игумен Киприан (Ященко, Е. П. Бельчикова, Л. Н. Булкина, М. В. Захарченко, Т. М. Сливкина. Учебная программа курса «Основы православной культуры» (начальная и основная школы). – Самара, ГОУ СИПКРО, 2008.
С сентября 2011 года детские сады нашего учреждения работают по программе духовно-нравственного воспитания детей, разработанной Курским государственным университетом, - «Мир – прекрасное творение» (Л. П. Гладких). Программа предназначена для светских детских садов. Кроме методических рекомендаций, в программе разработано содержание всех занятий для всех возрастных групп (возраст детей от 3 до 7 лет). Форма работы: кружковая. Длительность занятий от 15 минут в младшей группе до 30 мин. в подготовительной. Программа прошла экспертизу в СИПКРО.
В начальной школе с 2008 года используется учебная программа курса «Основы православной культуры» (начальная и основная школы) (авторы игумен Георгий (Шестун, игумен Киприан (Ященко, Е. П. Бельчикова, Л. Н. Булкина, М. В. Захарченко, Т. М. Сливкина. – Самара, ГОУ СИПКРО, 2008.). Принцип построения программы - обеспечение преемственности культурных и семейных народных традиций через уклад жизни ребёнка, семьи, общества. Программа построена по принципу развивающего обучения, направленного на дополнение, углубление и развитие знаний по православной культуре.
Непрерывность и преемственность предполагают разработку и принятие единой системы целей и содержания образования на всем протяжении обучения.
Детский сад Начальная школа
Цель программы
Целостное духовно-нравственное и социальное развитие личности ребёнка-дошкольника посредством его приобщения к ценностям православной культуры и освоения духовно-нравственных традиций российского народа; развитие духовного, психологического и телесного здоровья дошкольника. Духовно-нравственное воспитание детей на основе сопряжения культуры и традиций православия
Так как работать по программам с детьми можно только с согласия родителей, то предварительно были проведены следующие мероприятия:
Детский сад Начальная школа
•родительские собрания,
•ознакомление родителей (законных представителей) с программой,
•приём заявлений от родителей (законных представителей) с согласием,
чтобы дети занимались по программе духовно-нравственного воспитания
•выбор модуля ОРКСЭ
•приём заявлений родителей (законных представителей) обучающихся
на предоставление возможности изучения их детьми модуля в рамках основной образовательной программы
Условия реализации программ духовно-нравственного воспитания детей :
Детский сад Начальная школа
Условия реализации
•Обучение педагогов (курсы повышения квалификации и переподготовки)
Обучение педагоги прошли в СИПКРО (самарском областном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования) и в самарской Духовной семинарии
•программно-методическое обеспечение воспитательного процесса дидактическим, наглядным и игровым материалом
(из библиотечного фонда православного Прихода)
•создание особой педагогической среды в учреждении,
через единение педагогов, персонала и родителей в общем стремлении к достижению поставленных целей и задач
(участие в паломничестве, интеграция образовательных областей (участие в Кирилло-Мефодиевских чтениях и т. д.)
•создание предметной среды
Оформление групповых уголков
В СП д/с «Огонёк» в декабре 2012г.
была открыта комната объединений детей по интересам (при содействии православного Прихода были привлечены средства меценатов для ремонта и оснащения оборудованием
комнаты)
Оформление классных уголков
Кабинет основ православной культуры (с 2006 г.)
•участие детей в общегосударственных, традиционных для русской семьи православных праздниках (Рождество Христово, Пасха — Светлое Христово Воскресение, День Победы и др.)
•работа с родителями
родительские собрания на нравственные и духовно-нравственные темы;
открытые уроки или занятия;
совместные с родителями и детьми мероприятия
В течение года в детских садах проводились православные праздники, которые организовывались с согласия родителей и их помощью: «Рождество Христово», «Пасха», «Троица». В этих праздниках принимал участие настоятель храма протоиерей Андрей Федосов.
Уже не один год на Пасхальной седмице по согласию родителей совершается причастие (в этом году совершилось причастие более 100 детей из 3 детских садов).
Ежегодной традицией стало участие школьников в молебне перед началом учебного года, где они получают благословение на помощь в учёбе от священнослужителя.
проведение совместных мероприятий (выставок, конкурсов, тематических родительских семинаров-собеседований и т. д.);
индивидуальные консультации специалистов (методистов, педагогов-психологов, священнослужителей);
использование наглядности: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ (выставка детских поделок «Мир-прекрасное творенье» и т. д., выставка методической и художественной литературы.
экскурсии, паломнические поездки;
помощь родителей образовательному учреждению (облагораживание территории, участие в подготовке праздников).
•обмен опытом работы
открытые занятия, уроки (д/с - «Ангел-хранитель мой», школа – «Любовь к ближнему, как к самому себе» и т. д.);
обмен опытом работы через средства массой информации;
семинары, конференции (так, например, в 2010 году в школе проходила окружная научно-практическая конференция «Формирование духовно-нравственных ценностей личности», где учитель ОПК в одной из секций представила доклад «Использование информационных технологий на уроках основ православной культуры в начальных классах»);
педагогические советы;
в соответствии с планом работы 3 раза в год проводятся районные методические объединения воспитателей д/с и МО учителей ОРКСЭ
oТак, в марте 2012г. _было проведено районное заседание методического объединения воспитателей детских садов Красноармейского района, на котором были подведены итоги работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников за год.
oРаботой по духовно-нравственному воспитанию детей заинтересовались педагоги и других детских садов. На начало 2012-2013 уч. г. ещё 3 детских сада других школ района включились в работу по ОПК.
28 января 2013 г. запланировано проведение на базе д/с «Огонёк» зонального семинара воспитателей детских садов на тему «Проблемы духовно-нравственного воспитания дошкольников при реализации федеральных государственных требований».
В рамках реализации основных образовательных программ программы духовно-нравственного воспитания реализуются через следующие формы проведения занятий:
Детский сад Начальная школа
Кружок «Основы православной культуры»
Внеурочная деятельность по программам «По ступеням нравственной лестницы», «Наши корни»
Классные часы
Внеклассные мероприятия
Кружок «Основы православной культуры» (1-3 классы)
Уроки ОРКСЭ в 4 классах
Доминирующие формы педагогической работы с детьми
Дошкольное образование Начальная ступень школьного образования
Игра, игровое занятие Урок, занятие
Все виды игровой, художественно – продуктивной деятельности Учебная, с использованием игровых приемов
Учитывая возрастные особенности дошкольников и младших школьников, необходимо отметить, что развитие духовно-нравственных представлений происходит успешнее путем использования игровых форм и методов работы. Дети в дошкольном и младшем школьном возрасте очень любят созидательную творческую деятельность.
^ Формы работы с детьми:
•Факультативные и индивидуально-групповые занятия, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.
•Творческая художественная деятельность детей : рукоделие, рисование, лепка, создание предметов декоративно-прикладного творчества, развитие способностей сольного и хорового пения.
•Проведение праздников, развлечений и тематических мероприятий.
•Совместная исследовательская и проектная деятельность детей и их родителей.
•Экскурсии, паломнические поездки
•Организация выставок.
•Тематические и творческие вечера.
•Театрализованные постановки.
•Участие в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертах, выставках, конкурсах.
Внеклассная деятельность в школе является логическим продолжением начатой на уроке работы. Так например, к празднику Рождества Пресвятой Богородицы дети готовят подарки мамам и бабушкам, проводится мини-концерт, где дети читают стихи о Пресвятой Богородице, слушают отрывки песнопений. В школе проходят нравственные уроки «Добро и зло», на которых дети вспоминают добрые дела и отрицательные поступки, собирают пословицы о добрых делах и, конечно же, чаша весов с добрыми делами перевешивает. Школьники активно участвуют в благотворительных акциях. В июне 2008 года дети участвовали в VIII ежегодном Троицком Православном фестивале. Стало традиционным участие обучающихся в районных и областных Кирилло-Мефодиевских чтениях. Периодически наши ребята посещают святые места во время паломнических поездок с преподавателем ОПК или в сопровождении родителей.
Безусловно, начало духовно-нравственным основам формирования личности должно быть положено как можно раньше, в дошкольном возрасте. Эта работа с учётом возрастных особенностей и условий общественного и семейного воспитания обязательно должна быть продолжена в младшем школьном возрасте. Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования. Эта ступень становления и развития личности ребенка неповторима своей ценностью. Именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению духовно-нравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить духовно-нравственный фундамент развитию личности, что и является главной целью всей нашей работы.
Сердце человека, как и поле, не может
остаться навсегда без растений.
Если в нём не будут сеять добрых растений,
в нём непременно вырастут худые…
(Святитель Иннокентий (Вениаминов)