Чулпан Шарафутдинова
Непрерывная образовательная деятельность по экспериментированию во второй младшей группе «Капитошкины задачки»
Непрерывная образовательная деятельность
по экспериментированию во второй младшей группе
«Капитошкины задачки»
Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами воды, помочь детям устанавливать причинно-следственные связи.
Образовательные задачи.
1. Продолжать формировать представление детей о свойствах воды
(жидкость, прозрачная, не имеет вкуса и запаха).
Развивающие задачи :
1. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
Воспитательные задачи.
Публикация «Непрерывная образовательная деятельность по экспериментированию во второй младшей группе „Капитошкины задачки“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
1. Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, умение работать в группе.
Активизация словаря.
1. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными. (Вода, жидкость, прозрачная, опыт).
Предварительная работа.
1. Беседы на темы: «Где можно встретить воду», «Для чего и кому нужна вода».
2. Опыт с комнатными растениями.
3. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
4. Заучивание потешек «Водичка-водичка», «Знаем, знаем, да, да, да…».
5. Сказка о капельке.
6. Опыт испарения воды в ладонях детей.
7. Опыт превращения воды в пар.
8. Первая встреча с Капитошкой.
Вид деятельности : познавательно-исследовательская
Форма - проведения: опыты
Возраст детей: 3-4 года.
Ход НОД
Воспитатель. Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Воспитатель. Еще и Капитошка обещалась зайти, давайте позовем её! Где же она? (открывает дверь, достает снежинку).
Воспитатель. Ой, что это?
Дети. Снежинка.
Воспитатель. Где же сама Капитошка? Ну да ладно, пусть снежинка тут полежит, возможно, устала, ведь с самого неба к нам летела (спускалась).
Воспитатель. Ребята, я обещала Капитошке, что вы расскажете ей, а вот о чем, вы догадайтесь сами (воспитатель включает аудиозапись, где журчит вода).
Дети. Вода течет, о воде.
Воспитатель. Что же делать, Капитошке нет? Может нашим гостям, расскажем о воде?
Воспитатель. Скажите, где бывает вода? (ответы детей).
Воспитатель просит кого-либо из детей, принести снежинку, а там – Капитошка, ребенок говорит, что там нет снежинки, воспитатель просит принести, то, что там лежит.
(во время беседы снежинка незаметно была заменена на Капитошку).
Воспитатель. Ой, ребята, где же снежинка, куда она подевалась?
(Дети предлагают разные варианты, если дети догадались, воспитатель хвалит детей, если нет, педагог обращается к Капитошке).
Воспитатель. Капитошка, откуда ты появилась, и куда делась снежинка?
Капитошка. Здравствуйте, ребята! А вы меня помните? (ответы детей). Я пока летела к вам, так замёрзла. У вас оказывается холодно на улице, почему же так холодно?
Дети. Зима на улице, поэтому холодно.
Капитошка. Ах, зима, тогда все понятно. Вот поэтому я замерзла и превратилась в снежинку.
Воспитатель. Ребята, вы знаете, откуда на нас капают капельки дождя? Как вы думаете?
Дети. С неба капают, из тучки.
Воспитатель. Правильно, а кто знает, как они появляются в тучке? (Нет.)
Воспитатель. Ребята, сейчас вы узнаете тайны волшебных капелек. Для этого я попрошу вас пройти в нашу научную лабораторию.
Воспитатель надевает на детей халаты или фартуки, приглашает их к столу, где стоят лотки с водой.
Воспитатель. У вас на столе лежат губки – это будут наши тучки. Возьмите их в руки и почувствуйте, какие они на ощупь? (Сухие и лёгкие).
Воспитатель. А в емкостях у вас вода, это – лужи, реки, озера, моря, океаны из которых тучка пьет водичку. Опускаем в воду свои губки-тучки, тучка наполняется. Посмотрите, как много капелек воды собралось в губке-тучке!
Воспитатель. Теперь что вы скажете о губке-тучке, какая она стала?
Дети. Она стала тяжёлой, мокрой.
Воспитатель. Теперь поднимите свою тучку-губку и отожмите, что происходит?
Дети. Из тучки льётся, вода, будто дождь.
Воспитатель. Вот так ребята, соберутся капельки вместе в тучке, а когда им становится тесно, убегают из тучки на землю, падают дождем. А пока на улице холодно, капельки превращаются в снежинки.
Воспитатель. Вот так и наша Капелька-Капитошка попала к нам на землю, правда снежинкой, а в группе тепло, снежинка и … (ждет, когда дети договорят) растаяла.
Воспитатель. А теперь до кого Капитошка коснется, тот превратится в капельку, (Капитошка дотрагивается до всех детей). Капельки, садитесь, даже можете лечь на ковер-озеро, вы капельки этого большого озера, лежите, отдыхайте. (Включить легкую музыку). Ой, ребята, чувствуете, что становится тепло… жарко, ой-ой, вы превратились в пар, и улетаете в небо, (дети постепенно поднимаются на носочки, а теперь возьмитесь за руки, подойдите друг к другу ближе. Ох, как высоко вы летите. Внимание, тучка вас удержать уже не может, вас много и вы капельками падаете вниз на землю, присели, молодцы.
Капитошка еще раз дотягивается до каждого ребенка и «капельки» превращаются обратно в ребят.
Воспитатель. Ребята, Капитошка хочет, чтобы мы доказали, что вода прозрачная, готовы? (ответы детей). Пройдемте в лабораторию, подойдите к следующему столу, смотрите, в емкости находится вода. Спрячься, Ваня за водичкой, ребята мы видим Ваню?
Дети. Да! (И таким образом 3-4 детей и Капитошка пробуют прятаться).
Воспитатель. Значит, делаем вывод?
Дети. Капитошка, вода прозрачная.
Капитошка. Молодцы вы мне доказали, что вода прозрачная, а теперь узнайте чем пахнет вода?
Ребята подходят к любой емкости с водой, нюхают, делают вывод, что вода ничем не пахнет, не имеет запаха.
Воспитатель. Я предлагаю вам вспомнить стихотворение
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
(Дети показывают движения, соответствующие тексту).
Воспитатель. Ребята, когда мы умываемся, вода что делает из крана? (Ответы детей). Правильно, течет, значит, делаем вывод, что вода - жидкость. (Капитошка соглашается).
Воспитатель. А теперь, Капитошка, ребята узнают, есть ли у воды вкус? Подойдите к следующему столу, (в прозрачные стаканы налиты сок и вода, попробуйте сок, какой на вкус?
Дети. Сладкий, вкусный.
Воспитатель. Попробуйте воду, какая она на вкус!
Дети. Нет вкуса.
Воспитатель. Значит, какой делаем вывод?
Дети. Вода не имеет вкуса.
Воспитатель вместе с детьми подводит итог.
Воспитатель. Молодцы, ребята, поздравляю вас с успешным проведением опытов. Какие опыты проводили? Опыты о том, что вода в холоде (показывает символы на экране телевизора) - … замерзает;
(показывает символ)
она ….- прозрачная;
(показывает следующий символ)
Дети. Вода - жидкость;
(показывает еще символы)
Дети. Вода не имеет запаха;
Дети. Вода не имеет вкуса.
Капитошка хвалит детей, благодарит за знания о воде, доказательства через опыты, дарит детям разноцветные кораблики, попрощавшись, уходит.
Дети, благодарят Капитошку, самостоятельно запускают кораблики в лотках с водой.
Библиография.
интернет ресурсы:
https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-po-yeksperimentirovaniyu.html