Ирина Ерошомова
Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной к школе группе «В гостях у профессора Водолея»
▼ Скачать + Заказать документы
"В гостях у профессора Водолея"
Цель: Воспитывать интерес к свойствам воды. Задачи:
Формирование целостной картины мира:
Формировать понятия о свойствах и состоянии воды.
Формировать представления о применении свойств воды в жизни человека.
Расширять кругозор.
Формирование элементарных математических представлений:
Формировать представление о том, что сравнивать объемы жидких тел можно тогда, когда измерения ведутся одной меркой.
Публикация «Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной к школе группе „В гостях у профессора Водолея“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
Вырабатывать практические навыки измерения объема с помощью мерки.
Развитие познавательно- исследовательской и конструктивной деятельности :
Развивать навыки практической деятельности (опыта, наблюдательность, внимание, аккуратность, любознательность.
Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Труд».
Виды деятельности : познавательно - исследовательская, трудовая, коммуникативная, музыкально - художественная, двигательная, продуктивная.
Формы организации совместной деятельности : сказочный персонаж, беседа, объяснение, вопросы к воспитанникам, рассказ, психогимнастика Чистякова, пальчиковая гимнастика, физкультминутка, музыкальное сопровождение, экспериментирование с водой,
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы: Л. Лопатина, М. Скребцова «Приключение маленькой капельки воды», Б. Заходер «Что случилось с рекой?». Дидактическая игра «Кому нужна вода?»
Проведение опытов. Рассматривание глобуса. Беседа: «Разнообразные состояния воды».
Оборудование: глобус; магнитофон, баночки с сахаром, солью, баночка с растительным маслом, ёмкость с водой, пластиковые ложки; воронка; вата; чайник с кипятком; стекло; контейнер с кусочками льда; цветная бумага для конструирования корабликов.
Ход совместной деятельности:
Приветствие: Ребята, давайте поприветствуем наших гостей : «Здравствуй солнце в вышине, здравствуй рыба в глубине, здравствуйте поля, цветы, здравствуй я и здравствуй ты!»
Игра на общение «Улыбка».
Теперь давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу, чтобы создать хорошее настроение.
Послушайте, я сейчас вам загадаю загадку:
Она и в озере,
Она и в лужице,
Она и в чайнике у нас кипит
Она и в реченьке бежит, журчит.
Что это? (Вода)
Правильно, вода. Мы сегодня с вами побеседуем о воде.
Ребята, как вы думаете, сколько времени человек не может прожить без пищи? (месяц, а без воды? (неделю) Как вы думаете, много ли воды на Земле? Давайте посмотрим на глобус. Каким цветом на глобусе обозначают воду? ( ответы: голубым). Чего больше, суши или воды? ( ответы: воды). У меня в руках яблоко. Представим, что это наша планета. Четвертая ее часть - суша, а вот эта большая часть – вода. Так много или мало воды на нашей планете? ( ответы: много). Ребята, а в нашей Республике много озер и рек? ( ответы: да). Назовите, какие водоёмы есть в нашей республике? (дети говорят названия рек, озёр).
Игра: «Кому нужна вода?» Давайте ответим на вопрос: «Кому нужна вода?» и почему вы так думаете? ( воспитанники по очереди называют и объясняют: птицам, деревьям, рыбам, насекомым, животным, людям и т. д.)
Да, без воды все живое на земле погибнет.
А сейчас давайте поиграем!
Физкультминутка - игра: «Четыре стихии» (психогимнастика Чистякова).
Сделайте круг. На слово - : «земля» - присесть, если слово «вода» - вытянуть руки вперед - помахать, на слово «воздух» - поднять руки вверх, слово «огонь» - прыгнуть – развернуться помахать руками (жарко).
Ой, ребята, я совсем забыла, егодня утром почтальон принёс письмо. (воспитатель показывает детям конверт с письмом).
Хотите узнать, что там написано? (Да).
Тогда слушайте: «Здравствуйте, ребята! Я знаю, что вы очень умные, сообразительные и всегда хотите много знать, поэтому я хочу пригласить вас к себе в лабораторию и кое-что рассказать интересное. О чем? Узнаете, когда прилетите ко мне на ковре-самолете. Ваш друг Профессор Водолей».
- Ребята, какое загадочное письмо. О чем нам хочет рассказать Профессор. Полетим к нему в гости? (Да, полетим). Тогда садитесь на ковер, закрывайте глаза, возьмитесь за руки и представьте, что мы летим над лугом, лесом, полем, озером (воспитатель в это время переодевается в «Профессора»).
- Вот и прилетели. Открываем глаза.
(воспитатель в образе Профессора встречает детей).
Профессор : Ой, кто это ко мне прилетел? Здравствуйте! Ребята, а вы откуда? А вы знаете куда прилетели?
- Вы прилетели к профессору Водолею. Профессор – это я. Я хочу вас пригласить в свою волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты. Но во всех лабораториях существуют правила поведения во время опытов. 1. Громко не разговаривать. 2. Не толкаться.
3. Давать возможность высказываться своим товарищам
4. Слушать и внимательно следить за результатами опыта.
Я сегодня как раз наметил провести опыты с одним веществом. Угадайте, что это за вещество.
- Что в руках не удержишь и в решете не унесешь?
(вода)
Профессор : Правильно, это вода. Хотите мне помочь? (Да)
Опыт: «Вода - растворитель». Ребята, я попрошу вас подойти к моему столу. У меня на столе стоят три блюдца, накрытые салфетками. Чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки. Слушайте первую загадку:
- Белый, сладкий камень в воде тает.
(Сахар). Профессор поднимает салфетку, дети проверяют, правильно ли они отгадали загадку. Опыт проводят дети, кладут сахар в воду и перемешивают. Профессор : Ребята, что произошло с сахаром? (ответы). Правильно, он растворился. Вода стала сладкой? Пробуем.
- Теперь вторая загадка.
В воде родиться,
Воды боится.
(Соль).
Воспитатель поднимает салфетку, дети проверяют, правильно ли они отгадали вторую загадку. Опыт проводят дети: кладут в стакан с водой ложку с солью и перемешивают. Ребята, что произошло с солью? (ответы). Правильно, она растворилась. А почему соль и сахар боятся воды? (ответы – потому что они растворяются в воде).
- И, наконец, третья, последняя загадка.
Желтое, а не солнце,
Льется, а не вода,
На сковороде - пенится,
Брызгается и шипит.
(Масло).
А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? Если в воду налить масло
Оно так же исчезнет как сахар и соль? Я сейчас добавлю в баночку с водой несколько капель масла. Что произошло с маслом в воде? (3-4 ребёнка)
( Масло не растворилось в воде: оно плавает на поверхности воды желтыми капельками) А давайте мы попробуем ее очистить. А в качестве фильтра я возьму вату, положу ее в воронку и вставлю ее во второй стакан. Через воронку перелью воду. Посмотрите: вода стала чистой! Делаем вывод: воду можно профильтровать.
Проведя сейчас опыты: с солью, сахаром, маслом, с каким же новым свойством воды вы познакомились?
(Вода одни вещества может растворять, а другие нет, и воду можно фильтровать.)
Вывод: в воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем.
А в каком состоянии, ещё бывает вода? ( ответы: в твёрдом – лёд).
Опыт: «Лед – твердая вода». Ребята, я вчера налила в форму воды и положила в морозилку. Вода замёрзла и превратилась в лед! Это еще одно состояние воды.
Потрогайте, что вы чувствуете? Холод, что происходит со льдом? Он тает и превращается в воду! Вывод: лед – это тоже вода. Ой, ребята, посмотрите, капелька воды! К нам в гости пришла капелька воды! Здравствуй, капелька! Мы как раз говорим о тебе. Посмотри следующий опыт.
Опыт «Пар – это тоже вода» (проводит воспитатель)
Воспитатель вносит в группу чайник с кипятком, нужно чтобы дети увидели пар. Помещаем над паром стекло. На нем выступят капельки воды.
Ребята, посмотрите, что это? Правильно, это пар. Откуда он? При закипании вода превращается в пар.
Вывод: пар – тоже вода, это газообразное состояние воды.
Ребята, а вы ничего не заметили в последнем опыте?
Да, то же самое происходит и в природе.
Сказка на магнитной доске «Круговорот воды в природе».
Динамическая пауза:
А теперь попрошу всех встать,
Что скажу, то повторять:
Руки вверх и потянулись, наклонились, разогнулись,
Вдох и выдох – улыбнитесь,
Потихонечку садитесь.
- Молодцы! Занимайте свои места за столами, только тихо. В моей лаборатории не шумят и ничего не трогают руками без моего разрешения.
Профессор :
- Ай -яй -яй! Произошло досадное недоразумение. Я забыл подписать сосуды с живой и мертвой водой. Как же узнать, где живая, а где мертвая вода? Ах, да! Я вспомнил, что живой воды было больше.
- Вы я вижу ребята, вы сообразительные и поможете мне с этим ответственным делом.
- Как узнать, сколько воды в этих сосудах?
- А на самом деле, воду надо измерить мерками и сравнить количество мерок.
- А можно ли измерить жидкость из одного сосуда стаканчиком, а из другого баночкой?
- Конечно же нет, друзья мои. Измерение будет неверным. Сравнивать по объему можно тогда, когда мерки одинаковые.
- Приступим к измерению. Меркой будет служить маленький стаканчик. Наполняем его до краев, выливаем и только после этого выкладываем фишку. Своим помощником я назначаю …. Сколько фишек получилось? (Четыре).
- Четыре мерки уместилось в сосуде, где уровень жидкости выше.
- Измерим количество жидкости в другой ёмкости. Сколько мерок получилось? (пять)
- Так, что же это, ребята, оказывается воды больше в том сосуде, где уровень воды ниже.
- Почему так получилось?
- Да потому что этот сосуд больше по объему. По высоте уровня жидкости нельзя судить об ее объеме.
- Молодцы, вы помогли мне справиться с таким трудным заданием.
Закончить я хочу стихотворением Н. Рыжовой "Волшебная вода".
Вы, слыхали, о воде?
Говорят, она везде!
Вы в пруду её найдёте,
И в сыром лесном болоте.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!
- К сожалению, ребята, у меня закончилось время и мне надо идти проводить другие опыты. А вы ждите следующего приглашения ко мне в гости. - А теперь садитесь на ковер-самолет и отправляйтесь в детский сад.
(Дети садятся на коврик, закрывают глаза. Воспитатель в это время снимает костюм «Профессора».)
Вот мы с вами снова детском саду. Ребята вам понравилось у профессора Водолея, а давайте мы ему сделаем на память кораблики из бумаги, и отправим по почте.
Самостоятельная деятельность детей : Оригами «Кораблик».