Светлана Федоровна Поносова
Непосредственно образовательная деятельность по математике в средней группе «Приключение трех Колобков»
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно образовательная деятельность.
«Приключение трех Колобков».
Направление: Познавательное.
Цель. Создать у детей предпосылки математического мышления.
Задачи.
Образовательные.
Публикация «Непосредственно образовательная деятельность по математике в средней группе „Приключение трех Колобков“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Средняя группа
- «Колобок». Все материалы по сказке
- «Колобок». Конспекты занятий
- Темочки
Познакомить с инвариантными (постоянными) свойствами геометрических фигур, путем их преобразования («растяжения»). Формировать умение понимать и выполнять самостоятельно, поставленную воспитателем задачу.
Развивающие.
Развивать логическое мышление, воображение, внимание, сообразительность и смекалку.
Воспитательные.
Воспитывать самостоятельность.
Предварительная работа: Разучивание физкультминутки «Колобок», ознакомление с геометрическими фигурами.
Предметно пространственная развивающая среда:
Геометрические фигуры, бумажные трубочки толстые и тонкие, макет забора, пластилиновые шарики для воспитателя и детей. Воздушный шарик. Игрушка – лиса.
Организационный этап.
Воспитатель.
Тай, тай, налетай.
Приглашаю на игру,
А названье не скажу.
Воспитатель. Найдите себе пару. Встаньте напротив друг друга и поздоровайтесь за руку.
Дети. Добрый день!
(Пожимают руку, используя все пальцы).
Рад тебя видеть!.
(Здороваются всеми пальцами, кроме большого пальца)
Дети. Наконец – то встретились!
(Здороваются только большими пальцами).
Дети. Если что нибудь случится, обращайся, помогу!
(Хлопают ладонью друг друга по плечу)
Вводная часть.
Воспитатель. Дети, вы любите сказки?
(Предположительные ответы детей).
Воспитатель. А если в сказке, сказочным героям понадобится помощь, вы им поможете?
(Ответы детей).
Выкладываю на полу из веревки две «дороги»:кривую и прямую.
Воспитатель. Вот перед вами две дороги, одна какая?
Дети: (Одна «дорога» прямая).
Воспитатель. А другая дорога, какая?
Дети: (Другая «дорога» кривая).
Воспитатель Ребята, как вы думаете, по какой дороге нам надо идти, чтобы быстрее попасть в сказку?
Дети:(Идти надо по прямой «дороге»)
Воспитатель. Давайте проверим. Выйдете, пожалуйста, Настя и Женя. Настя пойдет по прямой дороге, а Женя по кривой.
(Дети идут по двум разным «дорогам» кривой и прямой).
Воспитатель. Итак, мы видим, что Настя уже пришла, а Женя еще идет. Значит, какая дорога короче?
Дети: (прямая «дорога» короче).
Воспитатель. Давайте, сравним обе дороги. Чтобы сравнить обе дороги, нам надо приложить один конец к другому, сравнять концы.
(Демонстрируем).
Воспитатель. Мы увидели, что прямая дорога короче, пойдем по прямой, короткой дороге и быстро попадем в сказку.
(Дети проходят по прямой «дороге» и садятся за столы).
Основной этап.
Первая часть.
Воспитатель. Замесила однажды бабушка тесто и испекла три колобка. Поставила колобки на окно остужать, а сама ушла по делам. Увидели колобки, что бабушки нет, прыг с окошка и убежали. Смотрят, ворота открыты, выкатились за ворота и прямо в лес.
В лесу они встретили волшебника, который гулял по дороге. Колобки поздоровались с волшебником и вместе с ним отправились гулять по лесной тропинке.
Вдруг им навстречу….
(Педагог прикрепляет с помощью магнита квадрат, дети называют фигуру).
- Отойди! – сказал волшебник.
- Не отойду! – сказал квадрат.
- Отойди!
- Нет!
- Ах, так, я тебе сейчас покажу! И волшебник потянул за квадрат, чтобы сдвинуть его с места, квадрат растянулся и получился прямоугольник.
(Педагог, заменяет квадрат на прямоугольник такого же цвета и высоты).
Пошли они дальше по дороге, вдруг видят…
(Прикрепляю к доске с помощью магнита круг, дети называют фигуру).
«. Отойди! – крикнул волшебник.
- Нет, не отойду! – Заупрямился круг.
Тогда волшебник и круг потянул.
(Вместо круга получился овал, того же цвета, дети называют фигуру).
Обиделся овал и убежал.
Пошли волшебник о Колобки дальше.
Видят…
(Прикрепляю к доске равнобедренный треугольник).
«- Отойди! – потребовал волшебник.
- Нет! – весело ответил треугольник.
- Ах, так! – разозлился волшебник, потянул треугольник, а он…
(Меняю равнобедренный треугольник на равносторонний)
Воспитатель. Ребята, что произошло с треугольником, он стал другой фигурой?
Дети: (Нет, он не стал другой фигурой).
«Увидел волшебник, что у него ничего не получилось, и уступил дорогу треугольнику».
Воспитатель. Ребята, вот волшебник всегда кричал на геометрические фигуры, говорил им уходи, это правильно?
Дети: (Нет неправильно)
Воспитатель. А как правильно надо сказать?
(Выясняем, что нужно вежливо попросить уступить дорогу, или уступить самому).
Воспитатель. Колобки решили, что хватит гулять, надо возвращаться домой. Катятся Колобки обратно домой. Вдруг навстречу им с пушистым хвостом, хитрая, рыжая…
Дети: (Лиса).
- Какие славненькие, вкусненькие Колобочки, - говорит лиса, а у самой слюнки текут.
Первый Колобок увидел, что ворота открыты и закатился в ворота, но тут подул ветер, и ворота захлопнулись.
Хотели два Колобка, которые остались за воротами, перепрыгнуть через забор, Но забор был высоким. А лиса все ближе и ближе, уже слышно, как она дышит. Тут второй Колобок заметил щель в заборе.
Воспитатель. Давайте, поможем Колобку, подумаем, во что можно превратить Колобка, чтобы он пролез в щель?
(Превратить в лепешку, сплющить Колобка.)
Сплющиваю один Колобок и показываю, как он пролазит в щель. Затем дети сплющивают свои Колобки, и проталкивают их в щель.
Воспитатель. Тут совсем лиса быстро подбежала и щель в заборе хвостом закрыла. Но тут колобок увидел в заборе дырку. Во что нужно превратить этого колобка, чтобы он пролез в дырку?
Дети: (Надо Колобка превратить в колбаску)
Воспитатель показывает, как последний колобок пролезает в дырку.
(Затем, дети превращают своих Колобков в колбаску, проталкивая их в дырку).
Вторая часть.
Воспитатель. Спаслись Колобки и прикатились к бабушке под окошко. И стали играть.
(Проводим сказочную физкультминутку «Колобок»).
Кто там катится вдали,
Без тропинок, без дорог?
(Руки козырьком к глазам, повороты туловища влево – вправо.)
Ты зачем на край земли
Разбежался, Колобок?
(Наклоны вперед, руки на поясе).
Колобок, Колобок,
Ну, куда ты, дружок?
Ну, какой тебе прок
Убегать за порог?
(Хлопки в ладоши.)
- Я от бабушки ушел,
От дедушки ушел,
Не попался на зубок,
Вот какой я Колобок!
(Приседания.)
На пригорок, на горбок,
Через поле и лесок
Полечу я Колобок!
Жаль что я не голубок!
(Прыжки на месте.)
Он и волку и лисе
Все хвалился и хвалился.
(Присели.)
Ну, а дольше знают все
До чего он докатился!
(Резко встали, руки вверх.)
А бабушка их давно поджидает. Да только одного Колобка она сразу узнала, а двух других – нет. Говорит «Не мои это». Во что нужно превратить Колобков, чтобы бабушка их узнала?
(Опять скатать в шарики.) Дети спасают своих Колобков превращая, шарики в колбаску и лепешку, проталкивая их в щель и в дыру.
Воспитатель. И пошли Колобки играть
Проводится игра подвижная «Колобок»
Водящий - Колобок, остальные дети герои сказки – зайцы, медведи, волки, лисы.
Воспитатель. Сейчас вы будете разными сказочными героями.
Водящий держит желтый воздушный шарик, сидит на корточках в центре, остальные дети выполняют под музыку легкий бег на месте.
С окончанием музыки один из ребят (на кого укажет воспитатель) обращается к Колобку, передавая интонацию своего персонажа: «Колобок, Колобок, я тебя съем!», и пытается догнать Колобка. Если он не догнал Колобка, говорит грустно: «Не догнал!» ли радостно «Поймал!».Звучит другая музыка и педагог выбирает другого ребенка.
Воспитатель. Решила бабушка, чтобы к Колобкам гости приходили, а не они убегали из дома, построить им два дома. Напилили они бревна. Скажите, одинаковые ли они бревна напилили? (Показ.)
Дети: (Нет, не одинаковые, одни толстые, другие тонкие.)
Вызываю ребят, и они строят «дома» из разных бревен и делаем вывод, что из толстых бревен дом будет выше.
Воспитатель. Вы, ребята, молодцы хорошо помогали Колобкам. Как вы спасли Колобков от лисы, во что их превращали?
Дети: (Один Колобок закатился сам, потому что ворота были открыты, Другого Колобка мы из шарика превратили в лепешку, а третьего – превратили в колбаску.)
Воспитатель. Что делал волшебник с геометрическими фигурами, когда их встречал на тропинке?
(Он превращал круг в овал, квадрат в прямоугольник, а треугольник не смог не во что превратить.).
Заключительный этап.
Воспитатель. Молодцы, ребята. Вот и закончились приключения трех Колобков. А вы, ребята, возьмитесь за руки, посмотрите, друг на друга и улыбнитесь.
До свиданья сосед.
Улыбнись – ка в ответ,
Никогда не грусти.
И улыбку всем дари!.