Светлана Мамедова
Непосредственная образовательная деятельность «Дом» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание условий для речевой активности детей через составление описательного рассказа.
Задачи:
- создавать условия для развития речевой активности детей, их коммуникативных способностей;
- способствовать развитию возможности пользования диалогической и монологической формой речи;
- создавать условия для обогащения активного словаря детей;
- создавать условия для закрепления представлений о мебели и её назначении;
- создавать условия для развития умения взаимодействовать со сверстниками и педагогом;
- поддерживать детскую инициативу и самостоятельность;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР, нарушение речи
- ОНР. Конспекты занятий
- Педагоги компенсирующей направленности
- Старшая группа
- Темочки
- способствовать развитию познавательных процессов (внимания, мышления, общей моторики.
Предварительная работа: рассматривание альбома «Мебель», дидактические игры «Из чего – какой?», «Такая разная мебель» (образование относительных прилагательных от существительных, дидактическая игра «Один – много» (образование множественного числа существительных, дидактическая игра «Большой – маленький» (образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, дидактическая игра «Что лишнее?» ( выделение лишнего предмета мебели среди других по вопросу: «Что может стоять в спальне, гостиной, кухне?», составление описательного рассказа о мебели по схеме, рассматривание различных макетов.
Оборудование и материалы: предметные картинки с изображением мебели (для изготовления макетов, магнитная доска, мяч, 4 листа тонированной бумаги форматом А4 (на каждую подгруппу детей, клей-карандаш на каждого ребенка.
Ход НОД:
1. Организационно-мотивационный этап.
Создание проблемной ситуации.
Педагог с детьми входят в группу и видят на столе коробку.
- Дети, что это? (Коробка)
- Как вы думаете, что в этой коробке? Посмотрим?
Дети открывают коробку и находят в ней бумажных кукол (мальчик и девочка).
- Что это? Что можно с ними делать? (Можно играть, у них есть одежда, их можно одевать)
- А еще как можно с ними поиграть?
- У наших пластмассовых кукол есть дом. А у этих кукол есть домик?
- Как вы думаете, мы можем сами сделать для них дом?
- Если куклы бумажные, то их дом должен быть из чего? (Из бумаги)
2. Основная часть.
Актуализация опыта детей, создание ситуации общения.
Педагог приглашает детей сесть на стульчики.
- Как же мы можем сделать дом для кукол? (Дети высказывают своё мнение)
- Что есть в каждом доме? (Комнаты, а в комнатах мебель)
- Как мы можем сделать комнаты для бумажных кукол? (Куклы плоские, поэтому на отдельных листах бумаги можно сделать разные комнаты)
- Прежде чем мы начнем изготавливать дом, давайте вспомним, какие комнаты в нем есть. (Дети перечисляют.)
- Вы сказали, что в каждой комнате есть мебель. Давайте с вами вспомним, какая мебель должна быть в каждой из комнат и поиграем в игру «Что лишнее?» (мультимедиа).
- А у нас есть подходящая мебель для кукольного домика?
Дети вспоминают, что в группе есть картинки с изображением различной мебели.
- Дети, если мы будем изготавливать каждую комнату все вместе, это займет много времени. Что же нам делать? (Предложения детей)
- Значит, нам нужно поделиться на четыре команды. Каждая команда изготовит какую-нибудь комнату: кухню, спальню, гостиную, прихожую.
- Перед работой нам нужно размяться.
Артикуляционная и дыхательная гимнастика.
Затем педагог предлагает детям взять со стола карточки, на обратной стороне которых символ какой-либо комнаты: смайлик с ложкой и вилкой, смайлик в кровати, смайлик на диване, смайлик с обувью и одеждой. Дети делятся на команды, а затем проходят к столам, ориентируясь на символы. На столах лежат заготовки – листы бумаги. На свободном столе педагог раскладывает картинки с изображением предметов мебели, дети каждой команды выбирают необходимые им предметы и размещают на листе (приклеивают с помощью клея-карандаша).
Физминутка «Много мебели в квартире» :
Раз, два, три, четыре, (хлопают в ладоши)
Много мебели в квартире. (прыгают на месте)
В шкаф повесим мы рубашку, (делают повороты вправо – влево)
А в буфет поставим чашку. (поднимают руки вверх, потягиваются)
Чтобы ножки отдохнули, (потряхивают каждой ногой)
Посидим чуть-чуть на стуле. (приседают на корточки)
А когда мы крепко спали, (кладут руки под щеку, изображая спящих)
На кровати мы лежали. (потягиваются)
А потом мы с котом (хлопают в ладоши)
Посидели за столом.
Чай с вареньем дружно пили (сжимают и разжимают кулачки)
Много мебели в квартире.
Затем педагог предлагает каждой команде рассказать о комнате, которая у них получилась. Совместный рассказ команды:
- Это гостиная. В этой комнате стоит диван, кресло, книжный шкаф. Диван мягкий, удобный. На нем можно сидеть или лежать, смотреть телевизор. На кресле тоже можно сидеть. Шкаф высокий, у него есть полочки и дверцы. В шкафу хранят книги.
И т. д. о кухне, спальне и прихожей.
По ходу рассказов команд листы с изображением комнат крепятся на магнитной доске и получается дом для кукол.
3. Заключительная часть
Педагог благодарит детей за совместную работу и проводит рефлексию:
- Понравилось вам делать домик для кукол? Можем ли мы теперь играть с этими куклами?
Затем педагог предлагает детям отнести получившийся домик воспитанникам средней группы, чтобы они могли тоже поиграть с бумажными куклами.