Лариса Вячеславовна Фомина
НОД в средней группе «Волшебная роспись»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Волшебная роспись»
Цель: Формирование интерес а к русским народным промыслам.
Задачи:
- желание и изучат русские народные промыслы;
- познакомить с историей промысла и особенностями хохломской росписи;
--формировать образность речи, понимание образных выражений;
-развивать творческие способности.
Материал и оборудование: посуда с хохломской росписью, фломастеры, шаблоны посуды, образцы элементов хохломской росписи.
Предварительная работа
Публикация «НОД в средней группе „Волшебная роспись“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Рассматривание альбомов, иллюстраций, открыток, посуды с хохломской росписью, рисование отдельных элементов росписи, чтение сказок.
Ход деятельности:
1. Воспитатель:
Сегодня мы будем в гостях у хозяйки Хохломы (чтение стихотворения)
Хохломская роспись
Алых ягод роспись-
Отголоски лета
В зелени травы.
Рощи, перелески,
Шелковые всплески
Солнечно-медовой
Золотой листвы
У красы точеной-
Сарафан парчовый,
По волнам узоров
Яхонты горят.
Что за чародеи
Хохлому одели
В этот несказанный
Праздничный наряд?
Роспись хохломская
Словно колдовская,
В сказочную песню
Просится сама.
И нигде на свете
Нет таких соцветий,
Всех чудес чудесней
Наша хохлома.
2. Ознакомление с хохломской росписью.
Воспитатель
–Давайте познакомимся с элементами росписи, соприкоснемся с искусством наших предков, с природой, овладеем приемами и способами хохломской росписи. (Дети на выставке рассматривают иллюстрации росписи)
Воспитатель: Село Хохлома славится токарными изделиями. Росписью украшаются различные изделия из дерева: тарелки, миски, разделочные доски, шкатулки, ложки. В чем же секрет красочной хохломской посуды? Как ее делают? Оказывается это совсем непросто.
- Ребята, послушайте, как мастера это делают:
1. Деревянное изделие покрывают жидким раствором глины «вапы». Глина закрывает поры дерева, создает водонепроницаемый слой.
2. После этого изделие смачивают сырым льняным маслом и хорошо просушивают. Затем покрывают олифой и опять просушивают, повторяя эту операцию 3-4 раза.
3. Следующий этап — лужение. Изделие покрываю полудой: порошок олова или алюминия втирается в изделие. Изделия становятся гладкими, блестящими и напоминают металлические.
4. Затем за работу берется красильщик (человек, который наносит узор). Роспись наносится масляными красками. Все элементы росписи выполняются сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом.
5. Расписанное и просушенное изделие покрывают масляным лаком (раньше покрывали олифой) и ставят в печь для «каления». Под воздействием температуры лак желтеет. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет. Так возникло словосочетание «Золотая хохлома»
По словам мастеров, такая посуда не боится жары, ни стужи, хорошо моется, долго служит, по нарядности соперничает с золотой, а по цене доступна всем.
-Ребята, давайте пройдем на нашу выставку хохломской посуды и рассмотрим ее.
--Какие цвета предпочитают художники?
Дети: (красный, черный, золотой, зеленый, желтый цвет.)
Воспитатель : Обратите внимания, что сочетание красного и черного придает изделиям праздничный, торжественный вид.
Теперь познакомимся с элементами росписи. Неизменным элементом узора в хохломской росписи является «травка». Травка усеяна большими и маленьким завитками, напоминающими узкие листочки. В такой узор включаются и другие элементы: листочки, ягодки, цветы, птички. Иногда в центре помещаются основные элементы (цветок, гроздь рябины). А вокруг изгибаются, как бы вырастают, веточки, травка. Хохломские художники любят рисовать на своих изделиях землянику, малину, ежевику, крыжовник, черную и красную смородину, рябину. Называют они ягоды ласково, и иногда даже один и тот же мастер не напишет их одинаково: чуть-чуть изменит очертания листа, по-другому изогнет веточки, разбросает цветы и ягоды—вот тот же самый мотив заговорит по- новому. Давайте прорисуем в воздухе элементы травки. Назовите элементы хохломской росписи. (Ответы детей)
-Ребята, послушайте стихотворение и, возможно оно поможет вам в работе.
Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши
Там травка вьется и цветы
Небывалой красоты,
Блестят они, как золотые.
Как будто солнцем, залитые.
Все листочки как листочки,
Здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди
Называют хохломой.
Воспитатель выдает макеты тарелок и предлагает попробовать разрисовать в стиле хохломской росписи.
--А теперь попробуем разрисовать тарелочки при помощи фломастеров, оживим посуду, распишем ее красочными узорами. (Дети учатся рисовать узоры хохломской росписи)
(Дети расписывают шаблоны посуды. По окончании работы вместе с детьми оформляем выставку.)
Воспитатель:Ребята, у вас получились очень красивые работы! Вы молодцы! (Все вместе рассматриваем работы, ведем обсуждение).
В следующий раз, мы с вами попробуем разрисовать макет другого изделия (например, ложку, но уже при помощи красок.