Наталья Алимова
Интегрированная образовательная деятельность по развитию речи «В гости к леснику» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированная образовательная деятельность по развитию речи «В гости к леснику». Старшая группа.
Цель: формирование связной речи детей.
Задачи: Обучающие:
- формирование связной речи детей посредством составления рассказа по сюжетным картинкам и словесных игр.
-продолжать обучать различать слова с определённым звуком, изменять слова при помощи суффиксов.
Развивающие :
Публикация «Интегрированная образовательная деятельность по развитию речи „В гости к леснику“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Лесник. Знакомство с профессией
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
- развивать произвольное внимание, восприятие, зрительную память, логическое мышление, словарь детей.
-придумывание названия рассказа по данным сюжетным картинам;
-стимулирование мыслительной и речевой активности детей, отвечать на вопросы полными предложениями.
Воспитывающие:
-формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности, воспитание бережного отношения, любви к живой природе.
Оборудование: серия сюжетных картин «Как помочь птицам зимой?»
Н. Ильяковой, игрушки-птицы, картинки с птицами, аудиозапись голосов птиц
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций "Зимующие птицы"; беседа "Как живется зимой друзьям". Чтение рассказов, стихов о птицах, зимующих, отгадывание загадок; наблюдение за внешним видом, поведением птиц на прогулках.
Ход : Дети играют в разных местах в группе, звенит колокольчик.
Воспитатель:
Ребята, подходите
И внимание обратите :
В группе нашей в этот час,
Гости тихие сидят.
Поздороваемся дружно
«Доброе Утро!» (ДЕТИ ЗДОРОВАЮТСЯ)
А потом – делом мы займемся нужным
Воспитатель:
Доброе утро мы скажем друг другу.
С улыбкой посмотрим в глаза.
От этих улыбок глаза засияют
И добрыми станут сердца.
Воспитатель: Ребята, к нам прилетел воздушный шарик!
Посмотрите, здесь письмо. Прочитаем!
«Здравствуйте девочки и мальчики!
Приглашаю вас в гости. Буду очень рад встрече с вами! Лесник»
Ребята, лесник приглашает, нас к себе в гости.
- А вы знаете кто такой лесник? (ответы)
-Где он живёт?
- Как называется его домик?- (сторожка)
-(Лесник - это человек, который следит за лесом, чтобы никто не обижал птиц и зверей в лесу, не бросал мусор, не ломал деревья, не рвал цветы)
В- Что мы ответим леснику на приглашение прийти в гости к нему?
- А кто же покажет нам дорогу?
-(Птицы, друзья лесника)
В - Ребята, закройте глаза ( Звучит музыка: пение птиц).
-Что вы себе представляли, когда слушали запись?
Дети - Пение птиц.
В- Как вы думаете, куда мы попали? (В лес.)
-В- Почему вы так решили (ответы)
В-. Ребята, мы с вами оказались в лесу. Лес нельзя себе представить без пения птиц, журчания ручья, шелеста листьев.
Мы с вами об этом знаем пословицу:
«Лес без птиц и птицы без леса не живут».
-А птицы этого леса нам о чем-то пропели. А о чем, мы узнаем из стихотворения,
Стихотворение «Покормите птиц зимой» Александр Яшин.
Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов,
К вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо.
Небогаты их корма, горсть зерна нужна,
Горсть одна — и не страшна, будет им зима.
В. - О чем говорится в стихотворении?
Д - В стихотворении говорится о птицах, о том, что их надо подкармливать, помогать зимой.
Звучит аудиозапись.
Слышится музыка, пение птицы (сова)
-Ребята, как вы думаете, пение какой птицы мы услышали?
-(сова)
-Дома с родителями вы приготовили рассказ о птицах. Кто хочет рассказать про сову?
Сова – это хищная ночная птица. Глаза совы неподвижны и смотрят только прямо вперед. Чтобы изменить направление взгляда, птице необходимо повернуть голову. Мир совы видят в черно-белом цвете. Птицы отлично видят ночью. Слух совы в 4 раза лучше, чем у кошки. Едва добыча выдает себя шорохом или звуком, как птица молниеносно бросается на нее.
-Сова приготовила для вас игру
Д/и "Назови ласково
Лист - листочек, гриб - грибочек, ветка - веточка, куст - кусточек, ягода - ягодка, трава - травушка, жук – жучок, елка – елочка, цветок – цветочек
«Один - много». Я вам назову одну птицу, а вы назовите со словом много.
Синица - много синиц, ворона - много ворон, снегирь - снегирей, дятел - дятлов, голубь - голубей, воробей – воробьев, сорока - много сорок, сова- много сов.
Предлагаю идти дальше.
Звучит аудиозапись.
Ребята, вот ещё одну птичку повстречали (ДЯТЕЛ)
Кто хочет нам рассказать про дятла?
Дети: Дятел – большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стучит по нему клювом, извлекают личинок короеда. Дятел – птица умная. Стуча по дереву, он по звуку определяет местонахождение насекомых и старательно извлекает их из-под коры. Древесные насекомые, личинки, муравьи – любимая добыча этой птицы. У дятла очень длинный язык. Языком из всяческих уголков он вытаскивает насекомых, приносящих дереву вред. Ведь не зря его называют «доктором леса» Дупло на дереве служит гнездом.
У ДЯТЛА ДЛЯ ВАС ЕСТЬ ТОЖЕ ИГРА
Ребята, вы знаете песенку комарика?- з-з-з-з, песенку жука -ж-ж-ж-ж, ветра -ш-ш-ш-ш, водички -с-с-с-с.
А сейчас давайте присядем и поиграем в игру.
Я буду называть слова, а вы хлопнуте в ладоши, если услышите
песенку комарика (З) - зебра, машина, зонтик, зима, снег; забор.
песенку жука (Ж) - живот, жираф, дом, яблоко, жук, ёжик, ножик;
песенку ветра (Ш) - шапка, шуба, конфета, шишка, машина;
песенку водички (С) - стол, стул, рука, слон, самолёт, дерево.
Массаж спины: дети поворачиваются друг другу спиной и стучат кулачками по спине снизу-вверх.
Дятел тук – тук. Дятел тук – тук.
Дуб скрипит, что там за стук?
Дятел клювом постучал,
Постучал и замолчал. (Проводится два раза с разворотом в каждой паре.)
Звучит аудиозапись.
В-Ребята, как вы думаете, пение какой птички мы услышали
-снегирь
В - Что вы можете про неё рассказать?
Дети: Снегирь - самая зимняя птичка. Она к нам прилетает с наступлением первых холодов. У снегиря ярко-красное оперение, черная шапочка. Снегири любят поедать плоды рябины, калины. Едят только семена. Снегири прилетают к нам на площадку. Снегирь приготовил для вас игру.
Словесная игра "Кто кем был?"
Лиса - лисёнком, волк - волчонком, медведь - медвежонком, белка - бельчонком, ёж – ежонком, тигр – тигренком, слон – слоненком, лев – львенком, заяц – зайчонком, мышь – мышонком.
Звучит аудиозапись.
Ребята, вот ещё одну птичку повстречали (сорока)
У кого приготовлен рассказ про сороку?
Дети: Сорока - длиннохвостая, белобокая, непоседа. Она очень любопытная птица, любит собирать себе в гнездо все блестящее. Питается семенами растений.
Ребята, а вы знаете, сорока – единственная птица, способная узнать себя в зеркале.
-Сорока предлагает поиграть.
Дидактическая игра «Скажи какая? Какой?»
Игра…Показ картинок с птицами
У вороны чёрные крылья, значит она какая? … чернокрылая,
У сороки длинный хвост, поэтому она …длиннохвостая.
У синицы грудка жёлтая, поэтому она …желтогрудая.
У дятла длинный клюв, поэтому он …длинноклювый.
У снегиря красная грудка, поэтому он…красногрудый
У сороки белый бок, поэтому она …. белобокая
- У птицы толстый клюв, поэтому …. она толстоклювая.
У птицы короткий клюв, поэтому она…. короткоклювая.
В - с этим заданием вы справились.
Звучит аудиозапись.
Ребята, как вы думаете, пение какой птички мы услышали
Воробей
Кто хочет про него рассказать?
Дети: Воробей - шустрый, маленький. Воробьи строят свои гнезда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички, любят пшено, зерна, крошки хлеба. Они летают большими стайками, их можно увидеть каждый день у домов, на деревьях. Воробьи дружно чирикают – значит, будет оттепель.
Ребята, я слышала, что с другом лесника давно произошла история. А какая, вы можете узнать, составив рассказ по картинкам.
Предлагаю вам выбрать себе пару и сесть за столы.
Рассматривание СЮЖЕТНЫЕ КАРТИНКИ «Как помочь птицам зимой?»
Воспитатель помещает на магнитную доску сюжетные картины.
Ребята, у каждого рассказа есть начало, середина, конец. Отвечайте полным предложением, слушайте внимательно, не перебивайте друг друга. Рассмотрите внимательно каждую картинку. Подумайте, в какой последовательности их нужно разложить.
Какое время года вы видите на картинке? Почему вы пришли к такому выводу?
Картинка №1.
1. Кто изображен здесь?
2. Как одета девочка?
3. Как одет мальчик?
4. Кого обнаружили дети на снегу?
5. Что случилось с птицей?
6. Почему птица замерзла?
7. Что сделали ребята?
Картинка №2.
1. Что делают ребята здесь?
2. Что мальчик держит в руках?
3. Куда дети положили воробышка?
4. Почему они пошли быстро?
5. Куда ребята идут?
6. О чем говорят между собой?
Картинка №3.
1. Кого изобразил художник здесь?
2. Где находятся дети и птица?
3. Как сейчас одеты ребята? Почему?
4. Теперь как выглядит воробышек?
5. Как он ведёт себя?
6. Чем занимаются дети?
7. Почему воробышек отогрелся?
Картинка №4.
1. Кто нарисован на этой картинке?
2. Что дети повесили на березку в парке? Зачем?
3. Что девочка насыпает в кормушку?
4. Где находится воробей?
5. Что чувствуют ребята, какое у них настроение?
В. - Замечательный рассказ получился. Давайте придумаем нашему рассказу название.
ЗАПИСАТЬ РАССКАЗ «Дети и воробей»
Рассказы детей
«Однажды зимним, холодным днём дети пошли гулять в парк. На тропинке они увидели маленького, холодного воробья. Дети взяли тёплую варежку, положили туда воробья и отнесли домой. Дома воробей отогрелся. Дети накормили воробья зерном и напоили водой. Ребята смастерили кормушку, взяли воробья и отнесли в парк. Повесили кормушку на дерево, насыпали крупы и посадили туда воробья. Дети были счастливы, ведь они спасли воробья»
В. - Ребята, предлагаю еще поиграть в интересную игру, «Какая птица». На столе лежат картинки птиц, подойдите и возьмите ту птицу, которая вам понравилась. Представьте, вы – птицы. Я читаю стихотворение, та птица, которая услышит о себе», прилетает на «кормушку» (дети прикрепляют птицу на магнитную доску - кормушку).
Игра- «Какая птица»
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели,
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краев
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Налетели семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Было общее веселье!
Выходит лесник.
Здравствуйте, ребята! Я рад, что пришли ко мне в гости. А мне мои лесные друзья уже передали по почте, что вы с ними играли, не обижали. 1. Расскажите, пожалуйста, с кем вы встретились в лесу?
-Дети перечисляют птиц.
2 -Назовите их одним словом? Какие это птицы?
-(зимующие)
3 Легко ли приходится зимующим птицам, особенно у нас на севере? (Ответы детей.)
4. О ком составляли рассказ?
5. Чему вас научил рассказ?
6-Ребята, как вы думаете, где могут пригодиться вам эти знания?
7-Что вы можете рассказать родителям? (Ответы детей.)
- Я приготовил для вас подарок. (Угощает детей.)
-До свидания, ребята.
Включаем аудиозапись физкультминутки. Возвращаемся в детский сад.
Воспитатель:
-НОВОЕ ОБ ИЗВЕСТНОМ.
День зимующих птиц отмечают в России 15 января. Этот день выбран не случайно. Это день рождения автора произведения «Покормите птиц!» Николая Носова. Он и сам каждую осень развешивал кормушки для птиц.
В-Ребята, в трудную минуту не будем забывать о зимующих птицах. На прогулке я предлагаю помочь птицам: повесить кормушку на нашем участке и покормить птиц. Может мы спасем не одну птицу. А летом птицы помогут нам, они будут поедать насекомых - вредителей и продолжать охранять сады, парки, леса.