Марина Садыкова
Непосредственная образовательная деятельность для детей старшей группы «Лингвистическая лаборатория»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные области : познание, музыка, чтение художественной литературы, коммуникация,
Задачи: Дать осознание понятия «лингвистика», знания о языке цветов, языке танца, Эсперанто. Учить делать простейшие выводы и умозаключения.
— Стимулировать речевую активность дошкольников. Обобщать и закреплять знания о языке, его происхождении. Формировать умение передавать свои мысли, через мимику, жесты в речи. Продолжать формировать лексический строй, пополнять и развивать словарь. Закрепить умение звукобуквенного анализа, умение подбирать антонимы, составлять предложения.
Публикация «Непосредственная образовательная деятельность для детей старшей группы „Лингвистическая лаборатория“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Воспитывать любознательность и интерес к родному языку. Создавать коллектив-ную обстановку для обсуждения вопроса.
Цель: развитие речи ребенка с помощью анализа и других логических операций с языковым материалом.
Предварительная работа: логопедический проект «Мы красиво и правильно гово-рим»
Оборудование: презентация, предметные картинки, шапочки – конфедератка и на-кидка, геоборды, удочка для рыбалки, магнит.
Ход:
Дети заходят в группу и здороваются с гостями. Встают в круг, взявшись за руки.
Психогимнастика «Улыбка»
- Ребята, ключ, который открывает замки в душах людей,- это улыбка. Сейчас мы будем дарить друг другу улыбки. Улыбнитесь соседу справа (слева). Улыбнитесь гостям. Поздоровайтесь.
Давайте настроимся на работу.
«Мы спокойны, мы спокойны,
Говорим всегда красиво,
Четко и неторопливо,
Повторяем обязательно,
Все, что учили на занятиях»
- Ребята, мы с вами проделали большую работу, в течение последних месяцев много узнали о языке, его особенностях, что нужно делать, чтобы разговаривать красиво, правильно, сочинили и оформили вместе с родителями «Сказки о веселом язычке»
- А сегодня я приглашаю вас прогуляться в лабораторию.
Что такое лаборатория? Кого называют учеными. Ответы детей. Мы с вами тоже сегодня попробуем поэкспериментировать, провести опыты. Согласны?
- Лаборатория у нас будет не простая, а лингвистическая. То есть, что в ней бу-дет изучаться? (Язык, его особенности).
- Но перед тем как отправиться в лабораторию, давайте подготовимся, разомнем наши язычки и сделаем артикуляционную гимнастику.
Открываем рот, это… (дом)
Кто хозяин в доме том?
В нем хозяин-… (Язычок)
На губу лопаткой лег. (Упражнение «Лопаточка»)
Язычок гулять выходит,
Домик он кругом обходит (Упражнение «Облизываем губки)
Кто же тут, а кто же там?
Он глядит по сторонам (Упражнение «Часики»)
Видит: губки очень гибки,
Ловко тянутся… (к улыбке)
А теперь наоборот: губки тянутся… (вперед, упражнение «Слоник»)
Язычок стал маляром,
Аккуратно красит дом (упражнение «Маляр)
На качелях оказался,
Вверх взлетел и вниз спускался (Упражнение «Качели»)
Догадаться кто бы мог?
Язычок наш как грибок (упражнение «Грибок»)
Язычок гармошкой стал,
Поиграл и не устал (упражнение «Гармошка»)
Надоели превращенья:
Лижет язычок варенье (упражнение «Варенье»)
Любит он покушать сладко.
После скачет, как лошадка (Упражнение «Лошадка»)
Размялись. Я буду вас сопровождать по лаборатории, поэтому надеваю накидку и шапочку ученого. Мы прибыли в первую лабораторию
Лаборатория древнего языка.
- Что такое язык? Это слово многозначно. Язык - часть речевого аппарата, и другое значение понятия. «Язык» - это то, как и что мы говорим, слова, предложения, которые мы произносим. Т. е. сообщаем какую – то мысль.
- Ребята, как выдумаете, как общались древние люди между собой когда не было языка?
- Они общались с помощью мимики (выражение лица - улыбались, хмурили брови, и жестами – показывали руками. Например, если древний человек хотел, чтобы к нему подошел друг. Что он делал? (Махал рукой.)
- Правильно, подзывал к себе. А, если радовался? (хлопал в ладоши, сердился (грозил кулаком).
- Предлагаю вам побыть древними людьми и отправиться на рыбалку.
«Веселая рыбалка». Вы ловите и тот предмет, который вы поймаете, изобразите с помощью мимики и жестов, т. е. лица и рук. Без помощи слов.
В конце игры решаем и делаем вывод, чем удобнее пользоваться: мимикой и жестами или языком, речью. Презентация на доске.
Ребята, а вот если древние люди были далеко друг от друга, как они могли разговаривать, доносить друг до друга мысли?
- Они били в барабаны – тамтамы. Боем барабанов приглашали на праздник в соседнее селение, сообщали о приближении врагов.
- А если не было тамтамов?
- Они зажигали костры. Оставляли рисунки на скалах.
Лаборатория современного языка. Постепенно к жестам и мимике у людей стали добавляться рычание, крики. Потом стали появляться короткие слова: ай,ой, ох, ух,эй, фу, ого. И др. затем слова становились длиннее: бах, стой, иди, куда, смотри, молчи, туда, сюда. Эти словечки стали складываться в предложения. Так и появилась речь, язык, на котором мы сейчас разговариваем.
-А на каком языке мы с вами разговариваем? На русском.
- Почему на русском? (живем в России, мы россияне)
- Конечно, каждый народ разговаривает на своем языке, который этот народ придумал.
Не каком языке разговаривают немцы? На немецком?
Англичане –
Французы –
Итальянцы –
Японцы –
Китайцы – и т. д.
То, что люди разговаривают на разных языках, всегда очень мешало людям разных стран. Люди мечтали придумать язык, который бы был понятен всем. Ученые, философы ломали над эти голову. Наконец, врач из Варшавы Людвик Заменгоф придумал такой язык. И назвал его эсперанто. Это международный язык, на котором могут разговаривать и русские, и немцы, и французы.
Лаборатория необычных языков.
Кроме общения языком, жестами, мимикой как люди еще могут, разговаривать, передать свои мысли?
Язык цветов зародился на Востоке, где женщины придумали для каждого цветка определенный смысл. Например, анютины глазки означали «Скучаю», роза – красота, любовь, сердце; тюльпан, понимание; подсолнух - преклонение, хризантема – благодарность. Предлагаю вам составить букеты из цветов и рассказать, что вы хотите ими сказать.
Так же как из букв - складываются слова, а из слов предложения, так же из отдельных движений складывается язык танца. Языком танца люди выражают свои мысли, свое отношение к жизни. Движения руками, поворот головы, пластикой тела человек передает свои эмоции, мысли, чувства не говоря ни слова. Все только с помощью движения рук, ног, танца. Во все времена люди танцевали на праздниках, передавали танцем свою радость, настроение. Каждый народ имеет свой танец, выработанный столетиями, отражающий традиции народа. Этот танец передается из поколения в поколение. Например, в России это танец «Барыня», «Калинка», гопак в Украине. Как вы думаете, о каких чувствах говорит нам этот танец. Любовь, радость, гордость за свой народ, величие.
Язык музыки также может нам передать множество чувств. Как думаете, о чем рас-сказывает нам эта мелодия? (на презентации звучит мелодия) Грусть, тоска, печаль. Вы понимаете этот язык – язык музыки.
А кто разговаривает языком формул, уравнений? Ученые, математики, профессора.
Язык танца, язык цветов, язык формул и уравнений. А вы какие языки знаете?
Лаборатория звуков.
Самая маленькая частица любого языка это звук. Звуки мы слышим и говорим. Посмотрите, у меня на доске три замка. Кто здесь живет, как вы думаете? Конечно же, здесь живут звуки. Какие красивые у них замки – Красный, Синий и Зеленый. Как вы думаете, какие звуки живут в Красном замке? В Синем? В Зеленом? А давайте вспомним, чем же они отличаются? Гласные звуки мы с вами можем пропеть, когда мы произносим гласные звуки, наш голос не встречает никаких препятствий, а согласные звуки мы пропеть не можем, наш голосок встречается с такими препятствиями как губы, зубы и язык.
- Я приготовила для вас картинки. Посмотрите, исследуйте их и назовите первый звук в слове, а потом поселите его в замок: в красный – гласные, в синий- твердые согласные и в зеленый мягкие согласные. Слова: аист, зайка и др.
Лаборатория букв.
- Ребята, чем буквы отличаются от звуков? Звуки мы слышим и говорим, буквы мы пишем и читаем? Возьмите геоборды. Сейчас мы поэкспериментируем и попробуем превратить одну букву в другую. О- п – с – г – н - и
Лаборатория магнитных слов.
Переходим в следующую лабораторию. Она называется лаборатория слов.
- Что у меня в руках? Магнит. Что он может делать? Он может притягивать, при-клеивать к себе железные предметы. А слова тоже могут приклеиваться друг к другу, как магниты. Уважаемые ученые, посмотрите на этот домик, в окошечке слово «арбуз». Посмотрите на свои картинки, изучите и скажите, какие слова притянутся к слову «арбуз». Итак, делаем вывод, что к слову «арбуз» приклеились слова «зеленый», «полосатый», «вкусный». Почему так произошло? Ответы детей. Аналогично, со словом «машина»
Лаборатория слов упрямцев. В нашем языке есть такие слова - упрямцы, которые все делают наоборот.
Скажу я слово «высоко», они ответят («низко»).
Скажу я слово «далеко», они ответят («близко»).
Скажу я слово «потолок», они ответят («пол»).
Скажу я слово «потерял», они скажут («нашел»!
Скажу я слово «трус», ответишь они(«храбрец»).
Теперь «начало» я скажу — они ответят («конец»)
- вот такие они слова неприятели и упрямцы.
Ребята, посоветуйтесь и найдите мне эти слова, разложите их по парам
- А сейчас немного отдохнем.
Все мы вместе прогулялись
И немножко запыхались. Ходьба на месте.
Встанем, глубоко вздохнем, Движения по тексту.
Упражнения начнем.
Руки в стороны, вперед,
Махи руками в стороны, вперед. А потом наоборот.
Чудеса у нас на свете: Приседания.
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Вот как дружно хлопаем
Хлопки в ладоши.
И ногами топаем!
Топанье ног.
Хорошо мы погуляли
И нисколько не устали!
Лаборатория слов – невидимок. В некоторых словах русского языка спрятались еще и другие слова -невидимки. Ребята, попытайтесь их найти. Хлев, коса, щель, зубр, столб, укол, удочка, уточка
Лаборатория предложений. – Что такое предложение? Это, когда слова встали друг за другом и вместе нам о чем - то рассказывают. Уважаемые ученые, попро-буйте составить предложения по двум картинкам.
бабушка – кофта (чашка, ваза, девочка – кролик (фасоль, лыжи, мальчик – кот (велосипед, коньки, аист – гнездо и т. д.)
Поочередно прикрепляю к магнитной доске пару картинок и предлагаю детям со-ставить по ней как можно больше предложений.
Рефлексия. Я начну предложение, а вы продолжите мою мысль. Мне понравилось гулять по лабораториям, потому что…. Я узнал, что….
Тот, кто доволен своей работой на занятии и считает, что много знает - посадит на дерево желтую сову в шапочке ученого, а тот, кто не доволен своей работой, тот посадит оранжевую сову, без шапочки.
Хочу вручит вам памятные дипломы о посещении научной лаборатории, а также ручки, чтобы вы ими записывали свои умные мысли.