Гребенщикова Ольга
Конспект занятия «Непарные глухие согласные [Ц], [Х], [Ч], [Щ]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема Непарные глухие согласные Ц, Х, Ч, Щ.
Цель формирование у учащихся знаний о непарных глухих согласных Ц, Х, Ч, Щ.
Задачи:
коррекционно-образовательные:
- упражнять детей в различении непарных глухих согласных звуков [щ], [х], [х’] [ц], [ч] на слух и с помощью тактильных ощущений;
-соотносить изучаемые звуки с буквами Х, Ц, Ч, Щ;
коррекционно-развивающие:
Публикация «Конспект занятия „Непарные глухие согласные [Ц], [Х], [Ч], [Щ]“» размещена в разделах
- Буква Х и звук [Х], [Х’]. Конспекты занятий
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Согласные звуки
- Темочки
-развивать стимулирующую функцию речеслухового анализатора (формировать чёткий акустический образа звука, опираясь на разницу в артикуляционном укладе, слуховом восприятии звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство;
-совершенствовать динамическую организацию движений пальцев рук;
коррекционно-воспитательные:
- воспитывать мотивацию к логопедическим занятиям.
Планируемые результаты:
1. Предметные:
соотносить звуки [щ], [х], [х’] [ц], [ч] с обозначающими их буквами Ц, Х, Ч, Щ. ;
уметь их характеризовать, слышать в слове, подбирать слова с данными звуками;
находить буквы данных звуков в слове;
анализировать предложенную модель звукового состава слова;
2. Метапредметные:
Регулятивные:
• понимать, принимать, сохранять учебную задачу;
• осуществлять контроль за ходом своей деятельности;
• применять знания в новых ситуациях.
Познавательные:
• проводить сравнение и классификацию объектов (звуков, слов и др.) по заданным критериям;
• группировать объекты (звуки, слова и др.) на основе существенных признаков.
Коммуникативне:
• целенаправленно (в соответствии с заданием) выполнять учебные действия;
• соблюдать правила речевого этикета при общении (обращение, просьба).
Ход занятия
I. Организационный момент
- Сегодняшнее занятие мне хочется начать с небольшого сюрприза. ( Учитель - логопед вывешивает на доску рисунок: ваза с цветами. На рисунке изображены цветы: хризантемы, бархатцы, розы, колокольчики, по бокам листья щучьего хвоста).
- Я желаю, чтобы эти цветы подарили вам хорошее настроение на весь день.
- Перечислите названия этих цветов?
-Как вы думаете, какой цветок лишний и почему? (Щучий хвост, это комнатное растение, а остальные – садовые цветы).
- Вы очень внимательны, будьте такими на протяжении всего занятия.
II. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся
1. Выделение звука из указанной позиции, обозначение его буквой
- Какой звук вы слышите в начале слова хризантема? Какой буквой мы обозначим звук [х], как правильно называется эта буква? (На доску прикрепляется соответствующая буква).
- Какой первый звук вы слышите в слове щучий? Какой буквой мы обозначим звук [щ], как правильно называется эта буква? (На доску прикрепляется соответствующая буква).
- Какой звук вы слышите третьим с конца в слове колокольчик? Какой буквой мы обозначим звук [ч], как правильно называется эта буква? (На доску прикрепляется соответствующая буква).
- Как одним словом можно назвать перечисленные растения? (Цветы) Какой первый звук вы слышите в этом слове?
III Актуализация знаний
1. Характеристика выделенных звуков
- Произнесите выделенные звуки, приложив руку к горлышку или прикрыв руками уши.
-Как вы думаете, о каких звуках мы будем говорить сегодня на занятии? (На доску прикрепляются слова «глухие согласные»).
2. Пробные действия
- Приложите руку к горлу и попробуйте произнести эти звуки с голосом. Получилось ли у вас это? Есть ли у этих звуков звонкая пара? Значит они какие? (На доску прикрепляется слово «Непарные»).
- Есть ли непарные глухие согласные звуки в названии цветка, о котором мы ещё не говорили? (Бархатцы).
- Вы очень внимательны.
IV Целеполагание
-Как вы думаете какова же тема нашего занятия?
Непарные глухие согласные Ц, Х, Ч, Щ
- Сегодня на занятии мы будем находить непарные глухие согласные в составе слов, отличать их от других согласных звуков и правильно обозначать их буквами на письме.
V Первичное закрепление
1. Нахождение места звука с опорой на внешнюю схему.
- Потренируемся находить непарные глухие согласные в словах, используя с числовой ряд. На карточке фломастером подчеркните цифру, соответствующую месту непарного глухого согласного в слове. Если в слове вы услышите несколько таких звуков, подчеркните столько же цифр, а если не услышите ни одного из изучаемых звуков, тогда ничего не подчеркивайте.
I вариант *II вариант
Синица Речной
площадь царевич
циркач запищал
мореход фартук
малыши учитель
выход прощался
ящики хорошо
-Давайте сверим результаты (дети показывают ответы, записанные на заранее приготовленных карточках).
Ответы:
I вариант
5 4 1 6 5 3 2
*II вариант
3 1 7 5 2 4 1
2. Соотнесение буквы и звука, придумывание слов с заданным
звуком в разных позициях. (Задание с использованием интерактивного стола ЛОГО - 25, программа «Логомер», раздел «Звукопроизношение», упражнение «Попугай»).
- Попугай хотел бы, чтобы мы ему помогли разобраться с изучаемыми звуками и буквами.
-Нажмите на кнопку, которая предшествует букве «ЧЕ». (Буква «ЦЕ»). Какой звук обозначает эта буква? Охарактеризуйте звук [ц]. Придумайте с этим звуком слова, так, чтобы этот звук был в разных позициях. (Цепь, огурец, яйцо и др.)
-Нажмите на крайнюю правую кнопку (Буква «ХА»). Какие звуки обозначает эта буква? Охарактеризуйте звуки [х], [х']. Придумайте с этими звуками слова, так, чтобы эти звуки были в разных позициях. (Хлеб, переход, мох, духи, хитрый, хирург и др.)
-Нажмите на кнопку, которая находится между буквами «ЧЕ» и «КА». (Буква «ЩА»). Какой звук обозначает эта буква? Охарактеризуйте звук [щ']. Придумайте с этим звуком слова, так, чтобы этот звук был в разных позициях. (Щель, лещ, пища и др.)
- Нажмите на кнопку, соответствующую количеству пальцев на одной руке. (Буква «ША»). Какой звук обозначает эта буква? Охарактеризуйте звук [ш]. Придумайте с этим звуком слова, так, чтобы этот звук был в разных позициях. (Шарф, мышь, башня и др.)
- На какую кнопку вы нажимали первый раз. (На «ЦЕ»). Нажмите на последующую кнопку. (Буква «ЧЕ»). Какой звук обозначает эта буква? Охарактеризуйте звук [ч']. Придумайте с этим звуком слова, так, чтобы этот звук был в разных позициях. (Часы, плач, почка и др.)
- Какая буква лишняя, почему. (Буква «ША», т. к она обозначает парный глухой звук.
VI Упражнение на развитие мелкой моторики с использованием компьютерной программы «Карусель заданий» (раздел «Мелкая моторика», упражнение «Собери пазлы»).
- Для того, чтобы собрать картинку, выберите фигуру, количество углов в которой на один больше, чем вас. (Четырёхугольник)
- А деталей для сбора картинки будет на 2 шт. больше, чем углов. Из скольки деталей будет состоять картинка (6).
VII Самостоятельная работа
1. Работа по карточкам с самопроверкой и взаимопроверкой.
Различение на письме букв, обозначающих непарные глухие согласные звуки и звуки, сходные по акустико-артикуляционным характеристикам.
- Вставьте пропущенные буквы, подчеркните лишнее слово.
Паль_ы, коль_о, коле_о, скворе_
Жен_ина, пи_а, пи_ьмо, тре_ина
Ка_ели, све_а, крыле_ко, у_ята
Та_ит, мы_и, ве_и, тол_ина.
- После самопроверки, поменяйтесь карточками, проверьте друг друга. Обсуждение результатов.
-Зачитайте слова первой строчки, какие буквы вставили, какое слово лишнее? (и т. д.)
2. Тестирование с помощью компьютера.
Диск «Русский язык», раздел «Глухие и звонкие согласные звуки», «Проверочная работа».
Оценка результатов учителем – логопедом.
VII Обобщение и систематизация знаний
- Подведём итог нашему занятию. (Проводится с использованием дидактического синквейна).
- Послушайте, что я сейчас произнесу. Как это можно назвать одним словом? (Учитель-логопед произносит звуки [х], [х'], [ц], [ч'],[щ'].
На доску вывешивается карточка со словом
ЗВУКИ
- Продолжите мою фразу «Звуки мы ….»
На доску вывешивается карточка со словами:
СЛЫШИМ И ПРОИЗНОСИМ
-О каких звуках мы сегодня говорили?
На доску вывешивается карточка со словами:
НЕПАРНЫХ ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ
-Для чего нам нужно правильно определять звуки?
На доску вывешивается карточка со словами:
ЧТОБЫ ВЛАДЕТЬ РУССКИМ ЯЗЫКОМ
-Что получается из звуков русского языка?
На доску вывешивается карточка со словом:
СЛОВА
На доске появляется запись:
ЗВУКИ
СЛЫШИМ И ПРОИЗНОСИМ
НЕПАРНЫХ ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ
ЧТОБЫ ВЛАДЕТЬ РУССКИМ ЯЗЫКОМ
СЛОВА
А что получилось у нас? (Дидактический синквейн).
VIII Рефлексия учебной деятельности на занятии.
Оцените свою работу на занятии с помощью «Горы знаний» и альпиниста, поставьте его на высоту, которую вы достигли.
Спасибо за занятие!