Папки-передвижки

Конспект занятия «Непарные глухие согласные [Ц], [Х], [Ч], [Щ]»

Гребенщикова Ольга
Конспект занятия «Непарные глухие согласные [Ц], [Х], [Ч], [Щ]»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема Непарные глухие согласные Ц, Х, Ч, Щ.

Цель формирование у учащихся знаний о непарных глухих согласных Ц, Х, Ч, Щ.

Задачи:

коррекционно-образовательные:

- упражнять детей в различении непарных глухих согласных звуков [щ], [х], [х’] [ц], [ч] на слух и с помощью тактильных ощущений;

-соотносить изучаемые звуки с буквами Х, Ц, Ч, Щ;

коррекционно-развивающие:

Публикация «Конспект занятия „Непарные глухие согласные [Ц], [Х], [Ч], [Щ]“» размещена в разделах

-развивать стимулирующую функцию речеслухового анализатора (формировать чёткий акустический образа звука, опираясь на разницу в артикуляционном укладе, слуховом восприятии звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство;

-совершенствовать динамическую организацию движений пальцев рук;

коррекционно-воспитательные:

- воспитывать мотивацию к логопедическим занятиям.

Планируемые результаты:

1. Предметные:

соотносить звуки [щ], [х], [х’] [ц], [ч] с обозначающими их буквами Ц, Х, Ч, Щ. ;

уметь их характеризовать, слышать в слове, подбирать слова с данными звуками;

находить буквы данных звуков в слове;

анализировать предложенную модель звукового состава слова;

2. Метапредметные:

Регулятивные:

• понимать, принимать, сохранять учебную задачу;

• осуществлять контроль за ходом своей деятельности;

• применять знания в новых ситуациях.

Познавательные:

• проводить сравнение и классификацию объектов (звуков, слов и др.) по заданным критериям;

• группировать объекты (звуки, слова и др.) на основе существенных признаков.

Коммуникативне:

• целенаправленно (в соответствии с заданием) выполнять учебные действия;

• соблюдать правила речевого этикета при общении (обращение, просьба).

Ход занятия

I. Организационный момент

- Сегодняшнее занятие мне хочется начать с небольшого сюрприза. ( Учитель - логопед вывешивает на доску рисунок: ваза с цветами. На рисунке изображены цветы: хризантемы, бархатцы, розы, колокольчики, по бокам листья щучьего хвоста).

- Я желаю, чтобы эти цветы подарили вам хорошее настроение на весь день.

- Перечислите названия этих цветов?

-Как вы думаете, какой цветок лишний и почему? (Щучий хвост, это комнатное растение, а остальные – садовые цветы).

- Вы очень внимательны, будьте такими на протяжении всего занятия.

II. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся

1. Выделение звука из указанной позиции, обозначение его буквой

- Какой звук вы слышите в начале слова хризантема? Какой буквой мы обозначим звук [х], как правильно называется эта буква? (На доску прикрепляется соответствующая буква).

- Какой первый звук вы слышите в слове щучий? Какой буквой мы обозначим звук [щ], как правильно называется эта буква? (На доску прикрепляется соответствующая буква).

- Какой звук вы слышите третьим с конца в слове колокольчик? Какой буквой мы обозначим звук [ч], как правильно называется эта буква? (На доску прикрепляется соответствующая буква).

- Как одним словом можно назвать перечисленные растения? (Цветы) Какой первый звук вы слышите в этом слове?

III Актуализация знаний

1. Характеристика выделенных звуков

- Произнесите выделенные звуки, приложив руку к горлышку или прикрыв руками уши.

-Как вы думаете, о каких звуках мы будем говорить сегодня на занятии? (На доску прикрепляются слова «глухие согласные»).

2. Пробные действия

- Приложите руку к горлу и попробуйте произнести эти звуки с голосом. Получилось ли у вас это? Есть ли у этих звуков звонкая пара? Значит они какие? (На доску прикрепляется слово «Непарные»).

- Есть ли непарные глухие согласные звуки в названии цветка, о котором мы ещё не говорили? (Бархатцы).

- Вы очень внимательны.

IV Целеполагание

-Как вы думаете какова же тема нашего занятия?

Непарные глухие согласные Ц, Х, Ч, Щ

- Сегодня на занятии мы будем находить непарные глухие согласные в составе слов, отличать их от других согласных звуков и правильно обозначать их буквами на письме.

V Первичное закрепление

1. Нахождение места звука с опорой на внешнюю схему.

- Потренируемся находить непарные глухие согласные в словах, используя с числовой ряд. На карточке фломастером подчеркните цифру, соответствующую месту непарного глухого согласного в слове. Если в слове вы услышите несколько таких звуков, подчеркните столько же цифр, а если не услышите ни одного из изучаемых звуков, тогда ничего не подчеркивайте.

I вариант *II вариант

Синица Речной

площадь царевич

циркач запищал

мореход фартук

малыши учитель

выход прощался

ящики хорошо

-Давайте сверим результаты (дети показывают ответы, записанные на заранее приготовленных карточках).

Ответы:

I вариант

5 4 1 6 5 3 2

*II вариант

3 1 7 5 2 4 1

2. Соотнесение буквы и звука, придумывание слов с заданным

звуком в разных позициях. (Задание с использованием интерактивного стола ЛОГО - 25, программа «Логомер», раздел «Звукопроизношение», упражнение «Попугай»).

- Попугай хотел бы, чтобы мы ему помогли разобраться с изучаемыми звуками и буквами.

-Нажмите на кнопку, которая предшествует букве «ЧЕ». (Буква «ЦЕ»). Какой звук обозначает эта буква? Охарактеризуйте звук [ц]. Придумайте с этим звуком слова, так, чтобы этот звук был в разных позициях. (Цепь, огурец, яйцо и др.)

-Нажмите на крайнюю правую кнопку (Буква «ХА»). Какие звуки обозначает эта буква? Охарактеризуйте звуки [х], [х']. Придумайте с этими звуками слова, так, чтобы эти звуки были в разных позициях. (Хлеб, переход, мох, духи, хитрый, хирург и др.)

-Нажмите на кнопку, которая находится между буквами «ЧЕ» и «КА». (Буква «ЩА»). Какой звук обозначает эта буква? Охарактеризуйте звук [щ']. Придумайте с этим звуком слова, так, чтобы этот звук был в разных позициях. (Щель, лещ, пища и др.)

- Нажмите на кнопку, соответствующую количеству пальцев на одной руке. (Буква «ША»). Какой звук обозначает эта буква? Охарактеризуйте звук [ш]. Придумайте с этим звуком слова, так, чтобы этот звук был в разных позициях. (Шарф, мышь, башня и др.)

- На какую кнопку вы нажимали первый раз. (На «ЦЕ»). Нажмите на последующую кнопку. (Буква «ЧЕ»). Какой звук обозначает эта буква? Охарактеризуйте звук [ч']. Придумайте с этим звуком слова, так, чтобы этот звук был в разных позициях. (Часы, плач, почка и др.)

- Какая буква лишняя, почему. (Буква «ША», т. к она обозначает парный глухой звук.

VI Упражнение на развитие мелкой моторики с использованием компьютерной программы «Карусель заданий» (раздел «Мелкая моторика», упражнение «Собери пазлы»).

- Для того, чтобы собрать картинку, выберите фигуру, количество углов в которой на один больше, чем вас. (Четырёхугольник)

- А деталей для сбора картинки будет на 2 шт. больше, чем углов. Из скольки деталей будет состоять картинка (6).

VII Самостоятельная работа

1. Работа по карточкам с самопроверкой и взаимопроверкой.

Различение на письме букв, обозначающих непарные глухие согласные звуки и звуки, сходные по акустико-артикуляционным характеристикам.

- Вставьте пропущенные буквы, подчеркните лишнее слово.

Паль_ы, коль_о, коле_о, скворе_

Жен_ина, пи_а, пи_ьмо, тре_ина

Ка_ели, све_а, крыле_ко, у_ята

Та_ит, мы_и, ве_и, тол_ина.

- После самопроверки, поменяйтесь карточками, проверьте друг друга. Обсуждение результатов.

-Зачитайте слова первой строчки, какие буквы вставили, какое слово лишнее? (и т. д.)

2. Тестирование с помощью компьютера.

Диск «Русский язык», раздел «Глухие и звонкие согласные звуки», «Проверочная работа».

Оценка результатов учителем – логопедом.

VII Обобщение и систематизация знаний

- Подведём итог нашему занятию. (Проводится с использованием дидактического синквейна).

- Послушайте, что я сейчас произнесу. Как это можно назвать одним словом? (Учитель-логопед произносит звуки [х], [х'], [ц], [ч'],[щ'].

На доску вывешивается карточка со словом

ЗВУКИ

- Продолжите мою фразу «Звуки мы ….»

На доску вывешивается карточка со словами:

СЛЫШИМ И ПРОИЗНОСИМ

-О каких звуках мы сегодня говорили?

На доску вывешивается карточка со словами:

НЕПАРНЫХ ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ

-Для чего нам нужно правильно определять звуки?

На доску вывешивается карточка со словами:

ЧТОБЫ ВЛАДЕТЬ РУССКИМ ЯЗЫКОМ

-Что получается из звуков русского языка?

На доску вывешивается карточка со словом:

СЛОВА

На доске появляется запись:

ЗВУКИ

СЛЫШИМ И ПРОИЗНОСИМ

НЕПАРНЫХ ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ

ЧТОБЫ ВЛАДЕТЬ РУССКИМ ЯЗЫКОМ

СЛОВА

А что получилось у нас? (Дидактический синквейн).

VIII Рефлексия учебной деятельности на занятии.

Оцените свою работу на занятии с помощью «Горы знаний» и альпиниста, поставьте его на высоту, которую вы достигли.

Спасибо за занятие!

Публикации по теме:

«Игры с Ёжиком. Согласные звуки [с], [с’], буква С». Конспект НОД по обучению грамоте (подготовительная группа)«Игры с Ёжиком. Согласные звуки [с], [с’], буква С». Конспект НОД по обучению грамоте (подготовительная группа) Образовательная область "Коммуникация".Тема НОД: Игры с Ёжиком (согласные звуки [с], [с'], буква С). Цель: ознакомление детей с согласными.

Внеклассное занятие по русскому языку «Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова» Внеклассное занятие по русскому языку " Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова" Цель занятия: закрепить.

Конспект развивающего занятия с использованием игр В. В. Воскобовича «Занятия в школе Волшебства продолжаются» в старшей группеКонспект развивающего занятия с использованием игр В. В. Воскобовича «Занятия в школе Волшебства продолжаются» в старшей группе Конспект развивающего занятия в старшей группе с использованием игр В. В. Воскобовича «Занятия в школе Волшебства продолжаются».Лариса Гацко.

Конспект занятия по обучению грамоте детей 5–6 лет «Гласные и согласные звуки» Конспект занятия по обучению грамоте детей 5-6 лет «Гласные и согласные звуки» Автор: Коняева Ольга Владимировна педагог дополнительного.

Конспект занятия в старшей группе с использованием развивающих игр «Как начались занятия в школе Волшебства»Конспект занятия в старшей группе с использованием развивающих игр «Как начались занятия в школе Волшебства» Конспект занятия в старшей группе с использованием развивающих игр «Как начались занятия в школе Волшебства».Лариса Гацко. Блог. Цель: развивать.

Конспект занятия по лепке в старшей группе «Олешек»Конспект занятия по лепке в старшей группе «Олешек» Интеграция ОО:"Социально-коммуникативное развитие", Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие".

Краткосрочный исследовательско-творческий проект «Согласные — звук и буква»Краткосрочный исследовательско-творческий проект «Согласные — звук и буква» Краткосрочный исследовательско-творческий проект «Согласные – звук и буква» Подготовила: учитель – логопед Хворова Е. В. Сроки проведения:.

Логопедическое занятие в старшей группе для детей с ФФН «Звуки речи. Гласные и согласные» по сказке «Заюшкина избушка»Логопедическое занятие в старшей группе для детей с ФФН «Звуки речи. Гласные и согласные» по сказке «Заюшкина избушка» Конспект логопедического занятия в старшей группе «Звуки речи. Гласные и согласные». Тема: «В гостях у зайчика и лисы» (на примере русской.

Конспект образовательной ситуации «Села мышка в уголок, съела бублика кусок. Согласные звуки [С], [С’] и буква С» Образовательная ситуация «Села мышка в уголок, съела бублика кусок» Обучение грамоте «Знакомство с согласными звуками С, С* и буквой С».

Открытый урок в 1 классе по азбуке «Согласные звуки [Л]-[Л’], [М]-[М’]» Цели урока: 1. Познакомить учащихся с согласными звуками [л]-[л], [м]-[м] и буквами эль, эм. 2. Развивать навык чтения и фонетический слух.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Непарные глухие согласные [Ц], [Х], [Ч], [Щ]»
Опубликовано: 13 февраля 2020 в 09:28
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Непарные глухие согласные [Ц], [Х], [Ч], [Щ]»» (включая файлы) размещена пользователем Гребенщикова Ольга в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД