МААМ-картинки

Необходимость интегрированного подхода и эффективного взаимодействия музыкального руководителя, воспитателей и специалистов

Луковская Елена
Необходимость интегрированного подхода и эффективного взаимодействия музыкального руководителя, воспитателей и специалистов

Использованная литература и источники:

- интернет источники

-Алябьева Е. А. Коррекционно-развивающие занятия детей старшего дошкольного возраста

-Безруких М. и др. Методика оценки уровня развития зрительного восприятия

- Забрамная С. От диагностики к развитию

-Рузина М. и др. Страна пальчиковых игр

-Руденко И. В. ,Макарова О. Б., Мингалеева А. Ш., Скворцова О. В. Интерактивные технологии в работе с дошкольниками

Публикация «Необходимость интегрированного подхода и эффективного взаимодействия музыкального руководителя, воспитателей и специалистов» размещена в разделах

Основными задачами музыкального воспитания дошкольников считаются, как правило, развитие музыкальных и творческих способностей детей посредством различных видов музыкальной деятельности и формирования начала музыкальной культуры, музыкального вкуса.

Многие выдающиеся педагоги и психологи, занимающиеся музыкальным воспитанием, признают, что ведущим видом музыкальной деятельности является восприятие музыки. Все остальное – производное от него. Эстетические переживания и эмоции – основа эстетического восприятия. Ребенок, воспринимая музыку, интуитивно или сознательно ее оценивает. Музыкальное произведение может быть оценено на основе одних эмоций, без осознания детьми того, что в нем выражено. Но, если ребенок, пусть элементарно, высказывает свои впечатления от музыки, он способен глубже ее почувствовать и познать. Эстетические эмоции объединяют эмоциональное и интеллектуальное отношение ребенка к музыке. В связи с этим важной задачей является развитие образной и связной речи детей.

Практически каждый музыкальный руководитель при работе с дошкольниками обязательно сталкивается со скудностью лексикона детей при определении ими характера музыкального произведения, при ответе на вопросы: «Что выражает музыка» (различные чувства, настроения, «О чем рассказывает музыка, «Как рассказывает музыка (средства музыкальной выразительности). Часто дети затрудняются ответить на эти вопросы. Значит, нужна специальная работа по обогащению их речи разнообразными эпитетами.

Я в своей работе использую различные методы и приемы для развития образной связной речи воспитанников. Все они тесно взаимосвязаны друг с другом и взаимодополняемы. Основные методы – наглядный, словесный и практический я применяю в сочетании с проблемностью, чтобы воспитание и обучение носили творческий, развивающий характер.

Наглядный метод в музыкальном воспитании имеет две разновидности: наглядно-слуховой и наглядно-зрительный. С помощью наглядно-слухового метода осуществляется восприятие музыки. Основное содержание метода – исполнение музыкальных произведений педагогом или слушание музыки в аудиозаписи. Перед детьми ставится проблемная ситуация: сравнить, сопоставить «живое» исполнение с аудиозаписью; сравнить два-три произведения, контрастных по звучанию или близких по настроению, жанровой принадлежности, средствам музыкальной выразительности и т. д.

Наглядно-зрительный метод в музыкальном воспитании имеет вспомогательное значение. Зрительная наглядность (пейзажные, сюжетные картины, портреты, иллюстрации, сенсорные карточки, игрушки и др.) применяется для того, чтобы уточнить, конкретизировать впечатления детей, разбудить их воображение, фантазию, проиллюстрировать незнакомые им явления, образы, дать изображение музыкальных инструментов и т. д. Зрительная наглядность всегда сочетается со слуховой, помогает слуховому восприятию. Зрительная наглядность не должна предвосхищать слуховое восприятие музыки. Лишь после того, когда у детей сложились свои первые представления о музыкальном образе ее применение оправданно.

Словесный метод является универсальным в педагогике. Беседа, рассказ, пояснения, разъяснения, пересказ – разновидности этого метода и в музыкальном воспитании. К словесным приемам относятся речевой образец, повторение, объяснение, указание, оценка, вопрос. Особенность словесного метода в применении к музыкальному воспитанию дошкольников – не бытовая, а образная речь. В беседе о музыке с детьми важно определить ее характер, настроения, выраженные в ней, изобразительные моменты; определить какие чувства она вызывает. Кроме того, понять с помощью каких средств музыкальной выразительности, создан тот или иной образ.

Характеристики музыки : веселая, грустная, сердитая, стремительная, суровая, светлая и т. д. – являются словами-образами и употребляются в переносном значении.

Известно, что только два процента словарного запаса детей дошкольного возраста составляют имена прилагательные. А это ведь и есть слова-образы, слова-качества без которых не обойтись. В процессе восприятия музыки и дальнейшем обсуждении музыкального произведения у детей пополняется словарный запас именно прилагательными.

Кроме более широкого использования прилагательных в речи дошкольников, следует обратить внимание и на использование в высказываниях детей глаголов, причем в разных временах и с разными приставками. Описывая листопад, (П. Чайковский «Осенняя песнь», Левитан «Золотая осень», дети употребляют преимущественно слова «желтеют, летят, падают», но редко говорят: «облетели, опали, пожелтели». Движение людей дети чаще всего обозначают словом «идут», а движение машин словом «едут». Употребление слов-синонимов – «шагают, двигаются, плетутся» и «мчатся, спешат, скользят, мелькают» - значительно повысило бы образность речи.

Развитие связной речи детей на музыкальных занятиях предполагает использование стихотворений, сказочных сюжетов. Они могут предварять прослушивание музыкальных произведений, если они близки по настроению характеру музыки. А можно использовать проблемную ситуацию. Прочитать два-три контрастных произведения и дать возможность детям выбрать правильный вариант. Однако этот прием стоит использовать только после неоднократного прослушивания музыкального произведения, когда дети уже прочувствовали характер музыки. Если в стихотворении содержатся близкие музыке поэтические выражения и образные слова, можно применить прием их переноса для характеристики музыкального произведения. Так будет обогащаться образная речь детей.

Нельзя забывать и том, что тон речи педагога и его манера общения с детьми имеют огромное значение. Эмоциональная окраска речи вызывает и поддерживает интерес детей к различным видам музыкальной деятельности, усиливает впечатление необычности, сказочности ситуации. Беседе придается поэтичность или торжественность, праздничность или шутливость. На моих занятиях всегда царит доверительная обстановка. Дети не бояться высказывать свое мнение. Конечно, у них бывают затруднения в подборе нужных слов для высказываний, они допускают ошибки. Но никакого порицания с моей стороны нет. В этом случае организуется блиц-обсуждение, в ходе которого проверяется верность высказывания, подбирается соответствующая картинка из двух-трех предложенных, предлагается пропеть мелодию (если это возможно); или же попытаться выразить свое отношение к музыке в движении, в музицировании на детских музыкальных инструментах.

Практический метод в развитии речи детей на музыкальных занятиях заключается в действиях, движении под музыку. Само восприятие ритма является процессом слухо-двигательным. Бывает так, что дети после прослушивания музыкального произведения затрудняются или неправильно называют его жанровую основу (песня, танец, марш). Но стоит только предложить детям подвигаться под эту музыку, как правильный ответ готов. При определении разновидности танцев (вальс, полька и др.) также помогают движения. Музыка сама подсказывает, как двигаться. В первом случае плавно, изящно, кружась; во втором быстро, игриво, подпрыгивая.

Несомненно, обогащают речь детей и слова-подговорки к танцевальным движениям. Дети в непринужденной обстановке их запоминают и употребляют в повседневной жизни, в самостоятельной игровой деятельности. Речь детей обогащается образными сравнениями.

Известно, что научить говорить ребенка правильно невозможно без овладения звуковой культурой речи и ее грамматическим строем. Грамматическое оформление высказывания – механизм речи, которым ребенок овладевает преимущественно интуитивно в процессе повседневного общения с близкими ему людьми. Грамматическое развитие происходит на основе познавательного.

Элементы логоритмики благотворно влияют на речь, эмоциональное состояние детей, развивают все виды памяти (слуховую, двигательную, зрительную, воображение, обогащают словарный запас. Прямая зависимость развития речи от степени сформированности тонких движений пальцев рук доказана давно. Большое влияние на воспитание звуковой культуры речи и ее грамматический строй оказывают пальчиковые, речевые игры, поскольку упражнения мелкой и большой моторики руки активизируют речевые зоны головного мозга.

Основным видом деятельности на музыкальных занятиях является пение. В нем дано сочетание музыки и речи. Песни обеспечивают обучение хорошими языковыми моделями, которые легко воспроизвести, потому что речевой поток сопровождается музыкой. Пение также обладает дополнительным преимуществом – оно требует более четкой артикуляции со стороны и педагога, и воспитанника, что способствует развитию звуковой культуры речи, правильному произношению звуков в словах.

Пение, также развивает связную речь детей. Во-первых, этому способствует сам поэтический текст песни, во-вторых используется такой прием, как пересказать содержание песни своими словами после первого ее прослушивания. С детьми проводится беседа: значение всех непонятных слов разъясняется, при этом используются сравнения, эпитеты, слова-синонимы. Расширяется словарь музыкальных терминов, речь детей обогащается, становится более интеллектуальной и выразительной.

Основным средством овладения языком и развития речевой деятельности является повтор. Повторяющиеся слова, фразы и предложения встречаются практически во всех детских песнях. Готовые фразы и предложения закрепляются в памяти детей и впоследствии используются ими на практике при общении со сверстниками и взрослыми. Повтор важен и для заучивания песен наизусть, что должны делать дети, еще не овладевшие навыками чтения.

Существуют и другие примеры того, как пение способствует развитию речевых навыков, например, пополнение словарного запаса ребенка, знакомство с новыми понятиями, элементарным словообразованием. Исполнение песен дает большие возможности для влияния на интонацию и выразительность детской речи. Ребенок учится регулировать силу голоса, тембр, развивается правильное певческое и речевое дыхание.

Оригинальные тексты упражнений вызывают у детей интерес, создают у них радостное настроение, делают их впечатления эмоционально богаче, помогают легче преодолеть отрицательные комплексы и речевые нарушения.

Практика работы современного детского сада показывает, что основные вопросы музыкально-эстетического развития дошкольников решает музыкальный руководитель, а воспитателю отводится роль его помощника. Педагогическое взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя должно основываться на следующих принципах: Принцип индивидуализации. В его основе лежит использование каждым участником взаимодействия существенных преимуществ в выполнении определенных видов деятельности. Для реализации этого принципа каждый участник взаимодействия должен иметь прочные навыки музыкальной деятельности. Практика показывает, что готовность воспитателя к музыкальному развитию детей в ДОУ проявляется во всех формах организации музыкальной деятельности : воспитатели активны на музыкальных занятиях, проводят хороводы с пением на прогулке, музыкально-дидактические игры, используют музыкальные произведения на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим. Такая деятельность способствует развитию музыкальности детей, сближает воспитателя и ребенка, позволяет музыкальному руководителю сосредоточиться на исполнительском мастерстве в процессе развития у дошкольников музыкального восприятия.

В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей. Во время проведения таких занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.

Совместные коррекционные занятия, с одной стороны – устраняют нарушенные речевые функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала. Можно выделить основные задачи, стоящие перед логопедом и музыкальным руководителем при проведении коррекционно-образовательной работы. Это - оздоровительные, образовательно-воспитательные и коррекционные задачи.

Оздоровительные Образовательно-воспитательные Коррекционные

Укреплять костно-мышечный аппарат.

Развивать дыхание.

Развивать координацию движений и моторные функции.

Формировать правильную осанку. Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность.

Формировать способность восприятия музыкальных образов.

Совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма. Развивать речевое дыхание.

Развивать артикуляционный аппарат.

Формировать просодические компоненты речи.

Развивать фонематическое восприятие.

Развивать грамматический строй и связную речь.

Из всего вышесказанного следует, что в задачи по музыкальному воспитанию входит не только дальнейшее совершенствование всех сторон речи ребенка, но и формирование потребности в самостоятельной речевой деятельности, создание условий для того, чтобы дети разнообразно и содержательно высказывались в повседневной жизни, быту, играх.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Лэпбук как средство взаимодействия музыкального руководителя с родителями Приобщение детей к музыкальному искусству может успешно осуществляться лишь при условии тесного контакта педагогов дошкольного учреждения.

Модель взаимодействия музыкального руководителя и педагогов в период адаптации Ведущими идеями дошкольного образования сегодня становится идея диалога, принятия коллективных решений, привлечения всех участников образовательного.

Конспект интегрированного занятия «Палитра зимы». Совместная деятельность воспитателя и музыкального руководителя Конспект интегрированного занятия Палитра зимы (совместная деятельность воспитателя и музыкального руководителя) Введение Общение с музыкальным.

Консультация «Инновационные формы сотрудничества и сотворчества музыкального руководителя и воспитателей» Инновационные формы сотрудничества и сотворчества музыкального руководителя и воспитателей ДОУ Задачи профессионального сотрудничества.

Папка взаимодействия музыкального руководителя с родителямиПапка взаимодействия музыкального руководителя с родителями «Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир глазами родителей. Только в совместной деятельности родители.

Перспективный план работы взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя на 2018–2019 учебный год ПРИНЯТО: УТВЕРЖДЕНО: решением педагогического совета Заведующий МБДОУ МБДОУ «Детский сад №8 «Солнышко» «Детский сад №8 «Солнышко» с. Новозаведенного».

Перспективный план взаимодействия музыкального руководителя с семьей на 2017–2018 учебный год Представлены примерные темы взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ и задачи с помощью решения которых они раскрываются. Месяц Форма.

План взаимодействия музыкального руководителя с воспитателями План работы музыкального руководителя с воспитателями. 2017 – 2018 учебный год Месяц Работа с воспитателями Сентябрь Консультация «Роль.

Совместная деятельность воспитателей и музыкального руководителя в реализации театрализованного проекта «Заюшкина избушка» Художественно – эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного.

Тренинг эффективного взаимодействия родителей с детьми Цель: повышение психологической компетентности родителей в вопросах воспитания и развитие эффективных навыков коммуникации с детьми. Задачи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Необходимость интегрированного подхода и эффективного взаимодействия музыкального руководителя, воспитателей и специалистов
Опубликовано: 7 ноября 2018 в 07:13
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 мая. Всероссийский день библиотек. Передвижка «Домашняя библиотека»

27 мая 1795 года — дата основания первой государственной общедоступной библиотеки в России. В этот день в Санкт-Петербурге была учреждена Императорская публичная библиотека. Вот почему 27 мая мы отмечаем...

25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД