Саидова Зарема Солтановна
Консультация «Инновационные формы сотрудничества и сотворчества музыкального руководителя и воспитателей»
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационные формы сотрудничества и сотворчества музыкального руководителя и воспитателей ДОУ
Задачи профессионального сотрудничества и сотворчества воспитателя и музыкального руководителя
Формы сотрудничества и сотворчества
Публикация «Консультация „Инновационные формы сотрудничества и сотворчества музыкального руководителя и воспитателей“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Консультации для родителей
- Темочки
1. Изучение индивидуальных особенностей и возможностей ребёнка в контексте музыкальности Разработка единых диагностических карт музыкальности ребёнка; совместное обсуждение результатов диагностики и индивидуальных музыкальных проявлений ребёнка в условиях занятия и в повседневной жизнедеятельности
2. Учёт их в целостном образовательном процессе ДОУ Совместное проектирование планов работы, их оперативная корректировка по мере решения общих задач; создание взаимодополняющих педагогических условий в ДОУ, содействующих музыкальному воспитанию и развитию детей
3. Отслеживание характера изменений, происходящих с ребёнком в ходе образовательного процесса детского сада, его продвижения в музыкальном развитии Создание промежуточных диагностик, диагностических методов, позволяющих оценить характер продвижения ребёнка в музыкальном развитии; совместное обсуждение особенностей продвижения ребёнка в музыкальном развитии на тематических семинарах, педагогических консилиумах, деловых играх; совместное обсуждение влияния процесса музыкального развития на общее развитие ребёнка
4. Определение эффективности влияния реализуемых педагогических условий в детском саду на музыкальное воспитание и развитие дошкольника Совместное обсуждение эффективности влияния педагогических условий на характер продвижения ребёнка в музыкальном развитии, общем развитии на тематических семинарах, педагогических консилиумах, деловых играх, заседания службы сопровождения
5. Проектирование и организация целостного образовательного процесса, содействующего целостному музыкальному развитию здорового ребёнка-дошкольника в детском саду Взаимные консультации, создание профессиональных «шпаргалок» (подсказок) по использованию музыкального материала в образовательном процессе ДОУ, в решении разнообразных задач воспитания и развития
6. Изучение особенностей общекультурной компетентности воспитателей детского сада, знание их музыкальных потребностей и интересов Организация музыкальным руководителем диагностики педагогов дошкольного образования и самодиагностики по изучению музыкальной культуры и эрудиции
7. Знание воспитателем задач музыкального воспитания и развития дошкольников, анализ их решения музыкальным руководителем с точки зрения базовой компетентности Взаимопосещение занятий, других форм взаимодействия с ребёнком на музыкальном содержании с последующим анализом и совместным обсуждением эффективности решения задач воспитания и развития ребёнка
8. Оказание профессиональной помощи друг другу, совместное решение задач воспитания и развития ребёнка посредством музыки и музыкальной деятельности Музыкальные гостиные и вечера встреч с музыкой, организованные в ДОУ; совместная организация праздников педагогическим коллективом ДОУ; совместная подготовка тематических семинаров и практикумов по проблеме целостного воспитания и развития ребёнка-дошкольника средством музыки, использование новых педагогических средств и приёмов в музыкальном воспитании и развитии детей
9. Создание единого культурно-образовательного музыкально-эстетического пространства в педагогическом коллективе образовательного учреждения, в детском саду и семье воспитанника, в детском саду и учреждениях культуры, содружество с музыкальными учреждениями города, района ДОУ Коллективные походы в филармонию, консерваторию, капеллу, театр; совместное создание афиши на учебный год для профессионально-педагогического коллектива, родителей детей, дошкольников с рекомендациями по репертуару; совместная организация родительских собраний по проблемам музыкального воспитания и развития ребёнка; создание стенда или уголка для родителей и педагогов «Музыка в жизни нашей семьи», «Мы и музыка», «Хочу, чтоб послушали вы и ваш ребёнок» и т. п. ; приглашение в детский сад музыкально-театральных коллективов для детей
10. Создание развивающей музыкально-образовательной среды детского сада как одного из эффективных условий, инициирующих процессы целостного музыкального (художественного) развития и воспитания ребёнка Совместное проектирование музыкально-образовательной среды в ДОУ, в группах; организация конкурса проектов музыкально-развивающей среды в ДОУ, в отдельно взятой группе, в семье ребёнка
11. Личностно-профессиональное саморазвитие, самообразование, наращивание профессиональной компетентности через обогащение общекультурной, базовой, специальной компетентностей Профессиональные рекомендации и советы друг другу в форме дневников, консультаций, оснащённых методических портфелей, приглашений на концерты и спектакли; обоюдные рекомендации по музыкальному репертуару и его использование в образовательном процессе ДОУ; составление музыкально-профессиональной фонотеки, банка педагогических техник и технологий использования музыки в решении разнообразных задач воспитания и развития дошкольников
«Декоративно-пространственный дизайн в оформлении праздников»
Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют взрослые и дети. Он должен войти в жизнь ребёнка ярким событием и остаться в памяти надолго. Кроме того, праздник – важное средство художественного воспитания. Здесь формируется вкус детей. Художественный музыкально-литературный материал, красочно оформленное помещение, костюмы способствуют развитию у детей чувства прекрасного и красивого. Праздник – это торжество, которое объединяет людей общностью переживаний, эмоциональным настроением, создаёт то особое ощущение, которое мы называем праздничным. Красочное убранство помещения, различные атрибуты, костюмы персонажей – всё это привлекает ребят. Оформление помещения детского сада в праздничные дни имеет большое значение. Выдумка, творчество в оформлении, убранство зала привлекает внимание детей, наполняют их сердца чувством радости. Главным, ярким пятном является оформление центральной стены в соответствии с тематикой праздника.
Сколько радости и восторга испытывают наши дети, когда на празднике и развлечениях они приходят в сказочно оформленный музыкальный зал. Эстетическому оформлению зала необходимо всегда уделять большое внимание. Музыкальный зал оформляется в зависимости от времени года и тематики праздника. Зал украшает ламбрекен из органзы, на центральную стену вывешивается в деревянной раме панно (в соответствии с темой). Эстетику интерьера, красоту и порядок в помещении организует и поддерживает воспитатель и музыкальный руководитель. При проведении праздников в оформлении зала предусматривается появление неожиданностей, (появление сказочных героев, сюрпризные моменты, «волшебные превращения).
Создание такой благоприятной обстановки – большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов. Актуальность этой темы бесспорна, а в наши дни приобретает особое значение, т. к. современная концепция рассматривает искусство как базу для духовного возрождения нации.
Важные условия для дизайна в оформлении праздников :
1. Не пренебрегать «мелочами» - все детали художественного оформления (элементы мебели, светильники, двери) должны соответствовать единому художественному замыслу.
2. Дополнять и усовершенствовать, а не переделывать (тем более, если учитывать материальные условия ДОУ, т. е., в соответствии с главной дизайнерско-оформительской идеей общий образ помещения должен постепенно насыщаться дополнительными элементами, обогащающими художественный замысел в целом.
3. Художественно-эстетическое оформление музыкального зала должно реализовываться с учётом физических, психологических и эмоциональных особенностей детей, т. к. важнейшее условие пребывания детей в ДОУ – здоровьесбережение.
Поэтому необходимо следовать следующим правилам:
Все материалы, применяемые в оформлении детского учреждения, должны быть безвредными и иметь сертификаты качества.
Острые углы в интерьере, по возможности, должны быть «сглажены» конструктивно или с помощью визуальных эффектов.
Фоновый колорит должен быть светлых тонов «мажорного звучания» с яркими цветовыми акцентами.
Соответствующе требованиям СанПин равномерное фронтальное освещение должно сочетаться с дополнительным освещением, т. к. оно создаёт зоны эмоционального притяжения, вызывая у детей эстетические чувства, тем самым способствуя оптимизации педагогического процесса.
Детская мебель должна соответствовать санитарным стандартам, быть многофункциональной, иметь «обтекаемые» формы, не загромождать полезного пространства. С первых лет жизни ребёнка, важно уделять внимание быта и праздника. Красивое оформление зала, красивый костюм на ребёнке – всё это создаёт эмоциональное настроение, приучает к красивому.
Воспитание в детском саду должно проходить с ознакомлением их традиционными праздниками, например, как Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день и т. д. Такие радостные дни оставляют только хорошие впечатления детям, родителям и воспитателям. Тема праздника влияет на оформление помещения. Это могут быть детские поделки, шары, цветы, плакаты. В качестве оформления к празднику можно использовать детские рисунки. Все украшения должны вписываться в интерьер зала. Если материала на изготовление ёлочных игрушек не хватает, то можно использовать для этого конфеты.
Детское оформление шарами – это универсально, из воздушных шаров можно сделать гирлянды и букеты, гелиевые цепочки и арки, настенные панно, фигуры из шаров (клоуны, двойные сердца, звёзды, кактусы, животные и т. д.). Воздушные шарики – это детство, радость, смех. Человек, которому с детства распахнули окно в мир прекрасного, умеет полнее и радостнее воспринимать жизнь, видеть мир тоньше, радужнее, многосторонне, он полнее и радостнее живёт. Восприимчивость к красивому не только обогащает его духовно, но и направляет его поступки, поведение на добрые дела.