Анна Георгиевна Гетманова
Модель взаимодействия музыкального руководителя и педагогов в период адаптации
▼ Скачать + Заказать документы
Ведущими идеями дошкольного образования сегодня становится идея диалога, принятия коллективных решений, привлечения всех участников образовательного процесса к партнерским отношениям. Предлагая свою систему взаимодействия музыкального руководителя с педагогами, работающими в группах для детей раннего возраста мы можем с уверенностью сказать об её эффективности, а следовательно, созданию более комфортных условий пребывания малышей в период адаптации.
Публикация «Модель взаимодействия музыкального руководителя и педагогов в период адаптации» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
На наш взгляд, ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. Эмоциональное общение – одна из ведущих линий развития маленького ребенка. Для малыша эмоции – своеобразный эталон качества предметов и явлений окружающего мира. Именно через призму эмоций малыш воспринимает пока ещё маленький мир, именно с их помощью даёт понять окружающим, что он сейчас ощущает. Отмечено, что эмоции детей раннего возраста тесно взаимосвязаны с успешностью или неуспешностью их предметной деятельности. Музыка способствует снижению сроков адаптации, развитию эмоциональной сферы. В практике нашего детского сада мы часто используем музыкотерапевтические методы, которые уже широко адаптированы за последние несколько лет в работе с детьми раннего возраста с целью профилактики негативных эмоциональных состояний, способствующих улучшению психоэмоционального состояния в адаптационный период. Музыка пронизывает всю жизнь детского сада, является источником особой детской радости. Применение музыки в повседневной жизни детей осуществляют педагоги, которые учитывают индивидуальные возможности и интересы каждого ребёнка.
На первом этапе мы работали над созданием комфортной музыкально-образовательной среды, в которой находятся наши малыши. Правильное нахождение места музыки в разных видах деятельности создает необходимое настроение, атмосферу, воспитывает эстетическое отношение к окружающему, развивает творческую инициативу. Один из вариантов использования потенциала музыкального искусства связан с фоновой музыкой – музыкой, звучащей вторым планом без установки на осознанное восприятие в совместной игровой деятельности педагога с детьми. Использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого-педагогического воздействия на ребенка в условиях образовательной организации и помогает решать многие задачи:
• Создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранение здоровья детей;
• Развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение творческой активности;
• Активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний;
• Психологическая и физическая разрядка после игровой образовательной деятельности, во время динамических музыкальных пауз.
Педагоги, включая музыку в игровую образовательную деятельность различных областей, могут ориентироваться на возможность активного и пассивного восприятия ее детьми. При активном восприятии он намеренно обращает внимание на звучание музыки, ее образно-эмоциональное содержание, средства выразительности (мелодия, темп, ритм и др.). При пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности, она звучит негромко, как бы на втором плане. Степень активности восприятия музыки на конкретной деятельности определяется воспитателем. Музыкальное воспитание детей осуществляется во время совместных игр, прогулок, утренней гимнастики, на праздниках и развлечениях. Использование музыки обогащает детское творчество, вызывает радостное, приподнятое настроение, объединяет всех детей положительными эмоциональными переживаниями.
Через активное восприятие и оценку музыкальных впечатлений по развитию речи обогащают «словарь эмоций», в повседневной жизни активизируют детскую речь. При ознакомлении с окружающим миром воспитатель может обратиться к музыке, характеризующей явления природы, способствующей проявлению эмоциональных откликов, обогащению и углублению представлений об исследуемом объекте. В совместной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой, изобразительной деятельностью музыка также имеет широкое применение. Знакомство с русскими народными сказками воспитатель сопровождает исполнением коротких песенок героев сказок, характеризующих персонажи, использует разные музыкальные инструменты, и сказка живее воспринимается детьми. Педагоги групп детей раннего возраста активно используют аудиозаписи колыбельных напевов перед сном малышей, особенно в период адаптации. Песенки звучат при проведении и воспитании культурно-гигиенических навыков. Музыка оказывает свое воспитательное воздействие и во время прогулок, стимулирует активность, самостоятельность, вызывает различные эмоциональные переживания, создаёт хорошее настроение, оживляет накопленные впечатления. Примерное расписание звучания фоновой музыки (время звучания музыки корректируется для каждой группы в соответствии с индивидуальными особенностями детей) :
Время звучания в режиме
Преобладающий эмоциональный тон
7.30 – 8.00 Радостно-спокойный
8.40 – 9.00 Уверенный, активный
12.20 – 12.40 Умиротворенный, нежный
15.00 – 15.15 Оптимистично-просветленный, спокойный
Непроизвольный слуховой опыт детей должен пополняться на основе лучших образцов музыкальной культуры.