Юлия Киселева
Нейроупражнения в работе с детьми с задержкой психического развития (ЗПР)
▼ Скачать + Заказать документы
Киселева Юлия Геннадьевна,
Воспитатель ГБДОУ детский сад №113 компенсирующего вида
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Введение
Работа с детьми с задержкой психического развития (ЗПР) требует использования специальных методик, направленных на развитие когнитивных, моторных, речевых и эмоциональных навыков. Нейроупражнения являются эффективным средством для стимуляции мозга и улучшения функционирования центральной нервной системы у таких детей. Данная методическая разработка включает комплекс нейроупражнений, которые можно использовать в повседневной работе с детьми с ЗПР.
Публикация «Нейроупражнения в работе с детьми с задержкой психического развития (ЗПР)» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Нейропсихологические игры и занятия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Цели и задачи
Цель: Содействие развитию когнитивных функций, моторики, речи и эмоциональной сферы детей с ЗПР через выполнение нейроупражнений.
Задачи:
1) Развитие мелкой и общей моторики.
2) Улучшение координации и баланса.
3) Стимуляция когнитивных процессов (памяти, внимания, мышления).
4) Развитие речевых навыков.
5) Повышение эмоциональной устойчивости и саморегуляции.
Основные принципы проведения нейроупражнений
а) Систематичность: Упражнения должны выполняться регулярно.
б) Постепенность: Упражнения усложняются постепенно, в зависимости от прогресса ребенка.
в) Индивидуальный подход: учитываются индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка.
г) Мотивация и поддержка: Создание позитивного эмоционального фона и мотивации к выполнению упражнений.
Комплекс нейроупражнений
1. «Ладушки»
Цель: Развитие координации, внимания и памяти.
Описание:
Дети встают в круг и выполняют хлопки в ладоши с соседом под ритм стихотворения. Упражнение можно усложнить, добавив элементы, например, хлопок над головой или под ногой.
Коррекционно-развивающий аспект: развивает координацию движений, ритмическое восприятие и улучшает внимание.
2. «Массажные мячики»
Цель: Стимуляция сенсорной системы, развитие мелкой моторики.
Описание:
Дети катают массажные мячики между ладонями, по рукам и ногам, стараясь ощутить текстуру и давление.
Коррекционно-развивающий аспект: улучшает сенсорное восприятие, развивает мелкую моторику и тактильную чувствительность.
3. «Лабиринты»
Цель: Развитие пространственного мышления, координации глаз и рук.
Описание:
Дети проводят пальчиком или карандашом по лабиринтам на бумаге, стараясь не выходить за линии.
Коррекционно-развивающий аспект: улучшает координацию, пространственное мышление и концентрацию.
4. «Пальчиковая гимнастика»
Цель: Развитие мелкой моторики, улучшение координации движений пальцев.
Описание:
Выполнение различных упражнений для пальцев: «замочек», «кольцо», «пальчиковый бег».
Коррекционно-развивающий аспект: улучшает мелкую моторику, координацию и стимулирует работу мозга.
5. «Дыхательные упражнения»
Цель: Развитие дыхательной системы, улучшение речевых навыков.
Описание:
Дети выполняют различные дыхательные упражнения: «дыхание животом», «дуем на свечку», «шарик».
Коррекционно-развивающий аспект: улучшает дыхательную функцию, развивает речь и помогает в релаксации.
6. «Игра с карточками»
Цель: Развитие памяти, внимания и логического мышления.
Описание:
Дети смотрят на карточки с изображениями (животные, предметы) и пытаются запомнить их расположение. Затем карточки переворачиваются, и дети должны вспомнить, где что было.
Коррекционно-развивающий аспект: тренирует зрительную память, внимание и логическое мышление.
7. «Балансирующие упражнения»
Цель: Развитие равновесия и координации движений.
Описание:
Дети выполняют упражнения на равновесие: стоят на одной ноге, ходят по линии, балансируют на доске.
Коррекционно-развивающий аспект: улучшает координацию, равновесие и укрепляет мышцы.
Заключение
Нейроупражнения играют важную роль в развитии детей с ЗПР. Регулярное выполнение этих упражнений способствует улучшению когнитивных функций, моторики, речевых и эмоциональных навыков. Важно, чтобы упражнения были интересными и мотивирующими для детей, а также учитывали их индивидуальные особенности и возможности. Правильно организованная работа с использованием нейроупражнений поможет детям с ЗПР достигать положительных результатов и успешнее адаптироваться в окружающем мире.