Елена Стрыгина
Нейропсихологический подход в работе учителя-логопеда с детьми с ТНР
▼ Скачать
В данной статье рассматриваются специфические особенности психического развития детей дошкольного возраста с ТНР, а так же нейропсихологический подход в работе с этими детьми. Анализ выполнен с позиций нейропсихологии на основании обобщений данных литературы по теме и собственных наблюдений. Приводятся аргументы в пользу целесообразности использования психоневрологических методов и приёмов в работе учителя-логопеда. Представлены психоневрологические игры и упражнения, которые автор использует на практике.
Публикация «Нейропсихологический подход в работе учителя-логопеда с детьми с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Нейропсихологические игры и занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Основные понятия:
Нейропсихология – это самостоятельная наука, находящаяся на стыке теоретической психологии и клинической неврологии. Она охватывает как общие проблемы организации высших психических функций, так и практические медицинские аспекты в области топической неврологической диагностики, клинической психологии, дефектологии и пр. 1
Кинезиология — это наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения.
Тяжелые нарушения речи (ТНР) - это стойкие специфические отклонения формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока, отмечающихся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте.
Проанализировав исследования различных ученых (У. В. Ульянкова, В. И. Лубовский, И. А. Коробейникова и др.) можно выделить специфические особенности психического развития детей дошкольного возраста с ТНР. Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи - это дети с поражением центральной нервной системы (или проявлениями перинатальной энцефалопатии, что обусловливает частое сочетание у них стойкого речевого расстройства с различными особенностями психической деятельности. 5
У них отмечаются следующие особенности в психическом развитии: сниженный уровень концентрации внимания, рассеянность, неустойчивость; ограниченный объем запоминания, продолжительность запоминания смысловой информации; неравномерность развития видов мышления (наиболее значительно выражается отставание в словесно-логическом мышлении); несформированность мыслительных операций: анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения. Речь состоит преимущественно из существительных и глаголов; наблюдаются трудности в использовании и подборе антонимов и синонимов; отмечается ограниченный словарный запас; допуск ошибок при изложении логической последовательности событий. Наряду с речевыми нарушениями, у детей есть проблемы с координацией, общей и мелкой моторикой, наблюдается моторная неловкость 4. Благодаря исследованиям появились новые данные, которые позволяют по-новому взглянуть на мозговое устройство речи, как высшей психической функции. Современные представления о мозговой организации речевой функции определяются тем, что понятие мозговых центров в речи признаны устаревшими. В настоящее время благодаря успехам нейропсихологии установлено, что речь имеет динамическую мозговую организацию, определены конкретные зоны, осуществляющие ее разные стороны. Только совокупность всех речевых зон обеспечивает реализацию речевой функции в целом, однако, в обеспечении ее отдельных видов приоритетны разные отделы мозга. 1 .
Рассматривание нарушений речевого развития, с точки зрения нейропсихологии позволяет более дифференцированно подойти к структуре дефекта при разных формах расстройства речи, но и к мозговым механизмам, которые их вызывают. Нейропсихологические методы не только являются важнейшими инструментами распознавания тонких нарушений гнозиса, праксиса, речи и других высших психических функций, но и позволяют с большой степенью точности определить связь этих расстройств с конкретными корковыми зонами 1. Использование нейропсихологических методов и приемов способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений: интеллектуальных, речевых, двигательных, поведенческих расстройств и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений, даёт возможность логопедам более качественно вести свою работу. Поэтому, я считаю необходимым, включать в логопедическую практику нейропсихологические методы коррекции речи.
Речь, как и любая другая ВПФ осуществляется при участии трех основных блоков головного мозга: 1. Энергетический блок. 2. Блок приема, переработки и хранения информации. 3. Блок программирования, регуляции и контроля. Для правильного развития речи и других ВПФ очень важна согласованная работа всех трех блоков, а также согласованная работа левого и правого полушарий. Иначе при недостаточном развитии одного из них у ребенка могут возникать трудности в обучении, в том числе в освоения письменной речи. Если недостаточно развит 1 блок, отвечающий за активацию мозга, то ребенок будет быстро утомляться, их энергетического ресурса хватает ненадолго, хотя такие дети могут быть очень сообразительные. Для обеспечения тонуса требуется обеспечить кислородом мозг, усилить кровоток. Справиться с этим помогут дыхательные упражнения и приемы массажа и двигательная коррекция. Недостаточная сформированность 2 блока приводит к проблемам с памятью и трудностью написания (например, зеркальное отображение букв). Кроме того, 2 блок мозга обеспечивает фонематическое восприятие, необходимое для правильного различения звуков и букв. При недостаточном развитии 3 блока ребенок не может себя контролировать. Не может действовать по образцу. Коррекционно-развивающаяся работа, имеющая нейропсихологическую направленность, имеет 3 направления: 1. Формирование базовых основ предпосылок познавательных функций; 2. Ориентированная на развитие и коррекцию познавательных функций; 3. На развитие и становление межполушарных взаимодействий. Только согласованная работа полушарных систем мозга формирует полноценную работу психики человека. 6
Если межполушарное взаимодействие не сформировано у ребенка происходит неправильная обработка информации, что в дальнейшем ведет к сложности в обучении. Одним из универсальных методов развития межполушарного взаимодействия является наука– кинезиология. Кинезиология — это наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Кинезиологические упражнения улучшают мыслительную деятельность ребенка, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания. Упражнения надо выполнять ежедневно, продолжительность занятия зависит от возраста. 6
Игры на развитие межполушарного взаимодействия целесообразно использовать в начале занятия, т. к. они позволяют включить внимание и сосредоточенность ребенка для активного познания и дальнейшего взаимодействия с ним на занятии. 7
Вот примеры некоторых нейропсихологических игр и упражнений, которые я использую в логопедической работе :
Игра «Попробуй повтори»
Материал: карточки
Инструкция: воспроизведи положение рук или позу, которую видишь на картинке.
Игра «Поймай нужный шарик»
Материал: две миски, шарики различного размера, материала, сито, вода. Воду заранее подкрасить пищевым красителем.
Инструкция: Вот сито. Давай поймаем… шарик ( задать параметры шарика: цвет, нужный рисунок). Посмотри (показ действия). Теперь ты! (при необходимости используем прием «рука в руке», далее содействовать самостоятельному выполнению). Нужна помощь? Хочешь еще? Важно поймать нужный шарик с картинкой или нужного цвета и выполнить до конца! Затем выполнить другой рукой для другого персонажа игры.
Игра «Собери и разложи все пушинки»
Материал: 4 стакана и множество мягких помпонов основных цветов.
Инструкция: Сложи помпоны в стакан такого же цвета правой, а затем левой рукой.
(При необходимости используем прием «рука в руке», далее содействовать самостоятельному выполнению). 7
«Межполушарная доска»
Инструкция: двумя руками одновременно проведи по линиям, произнося звук «Р»
(или любой автоматизируемый звук).
– Упражнение «Колечко»
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе. Это упражнение можно использовать для автоматизации звуков в слогах. ( Инструкция: соединяй большие пальцы с остальными и произноси слог РА (или цепочку слогов РА-РО-РУ-РЫ).
Упражнение «Кулак-ребро-ладонь». Эту игру можно использовать для развития фонематического восприятия либо для дифференциации звуков. Инструкция: если услышишь звук Р — ставь кулак, звук РЬ — ставь ладонь. 2 вариант: звук С — кулак, звук З - ребро, звук Ц — ладонь. 4
Различные варианты игр на «Двуручное рисование»
Игры с мячами (обычными, прыгунами, кинезиологическими)
Инструкция: на звук «Ш» отбивай мяч правой рукой, на звук «Ж» левой.
2 вариант: если назову один предмет, отбивай правой рукой мяч, если много — левой. 3 вариант: если назову живой предмет - отбивай мяч правой рукой, если неживой — левой.
Одним из методов двигательной нейропсихологической коррекции является мозжечковая стимуляция. Она помогает развивать когнитивные функции, улучшая способ передачи информации между различными сенсорными зонами в мозге, все из которых основаны на чувстве равновесии, баланса. Все действия мозжечковой стимуляции происходят на аналоге специально разработанной доске Бильгау. Стоя на балансировочной доске ребенок выполняет задания логопеда, обмениваясь мячом, называет речевой материал по автоматизации закрепляемого слова или речевой материал по лексико-тематическим циклам.
Благодаря использованию на индивидуальных и подгрупповых занятиях нейропсихологических приемов, в организме ребенка происходит положительные структурные изменения, которые способствуют развитию силы, равновесия, подвижности, а пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Таким образом, использование нейропсихологических методов и приемов способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений: интеллектуальных, речевых, двигательных, поведенческих расстройств и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений, даёт возможность логопедам более качественно вести свою работу.