Ольга Валерьевна Аксёнова
Нейропсихологическая диагностика детей
▼ Скачать + Заказать документы
Нейропсихологическая диагностика детей.
Кинестетический праксис.
1. А) Праксис поз по зрительному образцу. И. : «Делай, как я».
Ребенку последовательно предлагается картинка из изображенных поз пальцев, которую он должен воспроизвести. Поочередно обследуются обе руки. После выполнения каждой позы ребенок свободно кладет руку на стол.
Публикация «Нейропсихологическая диагностика детей» размещена в разделах
Б) Праксис поз по кинестетическому образцу. И. : «Закрой глаза. Ты чувствуешь, как я сложил тебе пальцы?» Затем рука ребенка «разглаживается» и его просят воспроизвести заданную позу. Образцы поз и условия те же, что и в пункте А.
2. Перенос поз по кинестетическому образцу. И. : «Закрой глаза. Ты чувствуешь, как я сложил тебе пальцы? Сложи их точно так же на другой руке». Образцы поз и условия те же.
Перенос поз осуществляется сначала с ведущей руки (у правшей — с правой на левую, а затем наоборот (с левой на правую).
3. Оральный праксис. И. : «Делай, как я». Эксп. выполняет следующие действия: улыбка, вытягивание губ в трубочку; язык высунут прямо, поднят к носу, эксп. проводит им по губам; надувает щеки; хмурится, поднимает брови и т. п.
Каждое движение воспроизводится ребенком.
Вариантом может быть выполнение этого теста по инструкции, например: «Нахмурься» или «Дотянись языком до носа». Но в этом случае следует дифференцировать вторичные ошибки, которые возникают у ребенка вследствие недостаточности понимания и т. п.
Слуховой гнозис
1. При исследовании слухового гнозиса можно обратиться к восприятию различных бытовых и природных шумов, звуков различной высоты и длительности, различению голосов (тембра, высоты, интонаций) и т. д.
2. Восприятие ритмов. И. : «Сколько раз я стучу?» (2, 3, 4 коротких и/или длинных ударов). И. : «По сколько раз я стучу?» (по 2, по 3 удара). И. : «Сколько сильных и сколько слабых ударов я делаю?»
3. Воспроизведение ритмов. И. : «Постучи, как я».
Выполняется сначала одной, затем другой рукой по образцам, заданным в двух предыдущих пунктах. В данном случае необходимо дифференцировать недостаточность собственно слухового гнозиса от затруднений ребенка в кинетическом воплощении заданной программы той или другой рукой.
Зрительный гнозис
1. Восприятие предметных, реалистических изображений.
Перед ребенком открывается «Альбом». И. : «Что здесь нарисовано?» Уже здесь важно отметить, нет ли у ребенка тенденции к инверсии вектора восприятия (следит глазами справа налево и/или снизу вверх).
Далее ребенку предлагается назвать в том же порядке показанные экспертом два (потом три) изображения, расположенных в разных местах альбома.
2. Перечеркнутые изображения
3. Фигуры Поппельрейтера (наложенные изображения).
4. Незавершенные изображения
5. Химерные изображения. В случае, если ребенок не сразу! видит «подвох», следует задать вопрос: «Это все? Все нарисовано правильно?».
6. Лицевой гнозис. «Кто здесь изображен?» После перечисления эксперт задает более трудный вопрос: «Чем отличаются эти люди?»; ребенка просят указать на разницу в возрасте, одежде, прическе и т. д.
Дополнительную информацию дает восприятие сюжетных картинок из «Альбома», на которых следует опознать пол, возраст, эмоциональное состояние.
7. Эмоциональный гнозис. И. : «Кто здесь нарисован и каково состояние (что чувствует) каждого из персонажей?»; затем следует ряд уточняющих вопросов типа: «Кто из них более веселый? Кто больше всех удивлен? Кто самый злой?» и т. д