Крымхан Кумукова
Нейроигры — эффективный инструмент в работе педагога-психолога и учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Нейроигры — эффективный инструмент в работе педагога-психолога и учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с ТНР
Работая в детском саду и проводя развивающие и коррекционные занятия с детьми с тяжёлыми нарушениями речи, мы постоянно ищем как традиционные, так и нетрадиционные игры, приемы и средства для работы с детьми данной категории.
Самым главным и волнующим вопросом для нас стал: «Как же ускорить процесс становления и развития речи детей?» Это побудило нас к поиску дополнительных методик решения проблемы. В итоге мы решила остановиться на методике гимнастики мозга – нейрологии. Этот образовательный метод применяется не только для коррекции развития детей с ОВЗ, но и для развития высших психических функций у нормально развивающихся детей, вплоть до одаренности. С помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта. Каждое из упражнений способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения, также способствуют развитию координации движений и психофизических функций.
Публикация «Нейроигры — эффективный инструмент в работе педагога-психолога и учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Нейропсихологические игры и занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Гимнастика мозга позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга. Нейроигры — это универсальная система упражнений, она эффективна и для детей, и для взрослых в любом возрасте. Но особенно актуально применение этих упражнений у детей с проблемами в развитии.
Основная цель применения нейрогигр с детьми — это активизация развития речи у детей.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1. Стимуляция нейропластичности мозга для улучшения речи и когнитивных функций.
2. Развитие речи, артикуляции звуков, словарного запаса и коммуникативных навыков.
3. Улучшение внимания, памяти, мышления, координации движений и других когнитивных функций.
4. Развитие мелкой моторики, координации движений, восприятия пространства и времени.
5. Сделать занятия более интересными и эффективными для детей с ТНР.
6. Помочь детям в их развитии и подготовке к школе.
Виды нейроигр в работе с дошкольниками с ТНР
1. Игры для развития моторики: использование мягких игрушек, мячей, скакалок, ловля мяча, хождение по линии, упражнения на балансирование.
2. Игры для развития речи: использование разнообразных картинок для обучения новым словам, игры в слова, загадки, чтение книг и обсуждение их с детьми.
3. Игры для развития когнитивных функций: логические игры, головоломки, игры на внимание, игры на развитие памяти.
4. Игры для развития коммуникативных навыков: ролевые игры, игры-диалоги, игры на совместное решение задач.
5. Игры для развития социальных навыков: игры на сотрудничество, игры на эмпатию, игры на развитие самоконтроля и управления эмоциями.
Правила использования нейроигр
1. Подбор подходящих игр. Необходимо выбирать игры, которые будут стимулировать различные аспекты развития, такие как моторика, речь, внимание, память и т. д. Игры должны быть интересными и привлекательными для детей.
2. Индивидуальный подход. Учитывайте особенности каждого ребенка с ТНР и подстраивайте игры под его потребности и возможности.
3. Постепенное усложнение заданий. Начинайте с простых заданий и постепенно усложняйте их, чтобы дети могли постепенно развивать свои навыки.
4. Включение родителей. Вовлекайте родителей в процесс игры, чтобы они могли продолжать работу с ребенком дома.
5. Систематический подход. Используйте нейроигры регулярно, чтобы обеспечить постоянную стимуляцию мозговой активности и развитие навыков.
6. Оценка результатов. Ведите учет прогресса каждого ребенка, чтобы видеть его достижения и корректировать работу в соответствии с его потребностями.
7. Сотрудничество со специалистами. Работайте вместе с логопедами, психологами и другими специалистами, чтобы создать комплексную программу развития для детей с ТНР.
Нами разработана картотека нейроигр. Сегодня мы вас познакомим с некоторыми играми.
Нейроупражнение «Сигнальщик»
Цель: Упражнения, улучшающие контроль и регулирование деятельности (ритмичное изменение положений рук). Автоматизация, дифференциация звуков и букв, профилактика дисграфии и дислексии.
Ход игры: Даём в руки детям стойки с изображением символов звуков [А], [У]. Стойку с символом звука [У] берем в правую руку, стойку с символом звука [А] берем в левую руку. Если слышите звук [У], поднимайте правую стойку, если слышите звук [А] поднимайте левую стойку.
Усложнение: ребенок сам придумывает слово на заданный звук меняя его место положение (начало, середина, конец) и считает количество букв и слогов в слове. А также можно придумать с этим словом предложение (длинное или короткое).
Нейроупражнение «Одинаковые, но разные»
Цель: Упражнения, улучшающие контроль и регулирование деятельности (ритмичное изменение положений рук). Автоматизация и дифференциация звуков, слогов.
Ход игры: Одной (или двумя) руками «ходим» пальчиками произнося два дифференцируемых звука (слога).
Нейроупражнение «Внимание»
Цель: Упражнения, улучшающие контроль и регулирование деятельности (ритмичное изменение положений рук). Автоматизация слов.
Ход игры: Одной (или двумя) руками меняем положение произнося слова на автоматизацию звука.
Усложнение: ребенок сам придумывает слово на заданный звук меняя его место положение (начало, середина, конец) и считает количество букв и слогов в слове. А также можно придумать с этим словом предложение (длинное или короткое).
Нейроупражнение «Светофор»
Цель: Упражнения, улучшающие контроль и регулирование деятельности (ритмичное изменение положений рук) и зрительного праксиса. Автоматизация слов, цветов.
Ход игры: Одной (или двумя) руками меняем положение кистей рук (ладонь, кулак, кисть) на заданный цвет произнося слова на автоматизацию звука.
Усложнение: в конце пути можно придумать слова на заданный звук меняя его место положение (начало, середина, конец) и считает количество букв и слогов в слове. А также можно придумать с этим словом предложение (длинное или короткое).
Нейроупражнение «Дорожки»
Цель: Упражнения, улучшающие контроль и регулирование деятельности (ритмичное изменение положений рук, их взаимодействие) и зрительного праксиса. Автоматизация звуков.
Ход игры: Двумя руками от старта бежим пальчиками по дорожке к центру, фиксируем позу руки и спускаемся к финишу автоматизируя заданный звук.
Усложнение: в конце пути можно придумать слова на заданный звук меняя его место положение (начало, середина, конец) и считает количество букв и слогов в слове. А также можно придумать с этим словом предложение (длинное или короткое).
Сенсорная игра «Рисуем на спине»
Цель: развитие мышления, внимания и памяти; сенсорного и тактильного восприятия, эмоциональной сферы ребёнка.
В этой игре дети осознают, что важно настроиться на понимание другого человека, учатся передавать информацию без использования слов, развивая навыки невербального общения. Активно развиваются коммуникативные навыки
Ход игры: Знакомим детей с карточками, читаем им названия. Для маленьких детей достаточно 2-3 самых простых изображений. Для детей постарше можно сделать карточки с буквами и цифрами.
Рисуем на спине ребёнка символ или фигуру, предлагаем угадать, что нарисовали и выбрать подходящую карточку. Рисовать надо медленно, чётко, использовать для рисования всю поверхность спины. Также можно рисовать на ладошке.
Упражнение с межполушарными досками
Цель: развитие моторики и координации движений.
Выполняя упражнения одновременно двумя руками, можно добиться синхронной работы обоих полушарий мозга.
Ход игры: Ребёнок, действуя сразу двумя руками, обводит узоры или проходит лабиринты по часовой стрелке или наоборот.
Можно разнообразить тренировки комбинируя трафареты, положить на лист бумаги и рисовать.
Нейроигры с мячами
Цель: совершенствование функций мозжечка и структур мозга, активно участвующих в процессе формирования речи и поведения ребёнка.
Задача педагога довести каждый этап до автоматизации.
Ход игры:
1 игра. Передаём мяч по кругу правой рукой. Левой рукой только принимаем мяч. Выполняем синхронно все вместе.
2 игра. На раз передаём мяч с правой руки в левую, на два передаём мяч в руку соседу.
Задача состоит в том, чтобы довести каждый из этапов до автоматизма.
Каждое движение выполняется четко.
Рука без мячика никуда не поднимается, это мячик к ней прибегает.
Когда отрабатываете "квадрат" или "треугольник", можно запускать в любой последовательности задачи - себе, затем другому, или сначала другому затем себе.
Нейроигра «Разноцветные ручки»
Цель: развитие зрительно-моторной координации, ориентации в пространстве, учим цвета и геометрические фигуры.
Ход игры:
Ребёнок сначала указывает на геометрическую фигуру в центе, произносит название фигуры и цвет, затем накладывает свои ладони на ладони указанного цвета правильно, правую на правую, левую на левую.
Нейроигра «Кулачок – ладошка - ребро»
Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела, произвольности и самоконтроля.
Ход игры:
Ребенку показывается 4 положения руки на плоскости. Для каждой позиции ладони на плоскости используется определенная геометрическая форма.
Сначала ребенок выполняет движения вместе с педагогом, затем самостоятельно. Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем обеими руками вместе. При затруднении выполнения педагог предлагает ребенку помочь себе командами («кулак-ребро-ладонь», произносимыми вслух или про себя. При усвоении методики игры, можно усложнять задачу, меняя цветные формы местами.
Компанейская нейроигра
Цель: развитие межполушарного взаимодействия, произвольности; развитие эмоциональной сферы; развитие коммуникативных навыков.
Ход игры:
Дети в парах повторяют движения, изображённые на карточках. Данную игру можно проводить в группе детей и в кругу семьи.
Нейро дорожка «Ножки»
1. Проходим дорожки, ставя две ноги вместе.
2. Идем как по узкой тропинке (одна нога следует за другой).
3. Силуэты стоп направлены в разные стороны (внутрь или наружу)
4. Силуэты ладошек и стоп прикрепляются в разном порядке. Дети проходят по дорожке в соответствии с силуэтом.
Нейроупражнение «Ухо –нос»
Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела, произвольности и самоконтроля.
Ход игры:
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с точностью до наоборот. Работайте от медленного темпа к более быстрому. Старайтесь прикасаться к носу и ушам после хлопка примерно в одном и том же месте.
Нейроупражнение «Весёлые палочки»
Цель: развитие мелкой моторики, формирование пространственного представления, развитие зрительно-пространственного восприятия. Профилактика оптической дисграфии. Развитие высших психических функций: мышление, внимание, воображение память и речь.
Ход игры:
Ребёнок должен снизу выложить такую же фигуру, только в зеркальном отражении. Образец подготовлен педагогом. Фигуру можно выложить не только снизу, но и справа и слева.
Заключение
Подводя итог, следует отметить, что регулярное использование нейроигр оказывает положительное влияние на коррекционный процесс обучения, развитие интеллекта и улучшает состояние физического, психического, эмоционального здоровья и социальной адаптации детей, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, что в свою очередь, способствует коррекции недостатков развития дошкольников с ТНР.
Прежде всего нейроигра относится к здоровьесберегающим технологиям, что способствует улучшению мозгового кровообращения, развитие новых нейронных связей в коре головного мозга, а также приводит к повышению стрессоустойчивости, обучаемости, адаптированности, снижению конфликтности и возбудимости.
Библиографический список
1. Пол и Гейл Деннисон «Гимнастика мозга». Книга для учителей и родителей. Издательство: Весь, 2021 г.
2. Назаревская Т. Н. «Звуковые нейроупражнения. 24 таблички» Издательство: «Издательство АСТ», г. Москва, 2021 г.
3. Назаревская Т. Н. «Смотри и повторяй». 45 карточек для развития мозга. Издательство: «Издательство АСТ», г. Москва, 2021 г.
4. Трясорукова Т. П. «Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика» - Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2019.-32 с. : - (Школа развития).
5. Развитие межполушарного взаимодействия Праведникова И. – Ростов н/Д: Феникс, 2024.-15 с.