Надежда Шолохова
Нейроигры в развитии речи детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Нейроигры в развитии речи детей с ОВЗ
«Нейропсихология — это наука на стыке теоретической психологии и клинической неврологии, объектом изучения которой является организация психических процессов. Нейропсихологические методы являются не только важнейшими инструментами распознавания тонких нарушений гнозиса, праксиса, речи и других высших психических функций, но и позволяют с большой степенью точности определить связь этих расстройств с конкретными корковыми зонами». Т. Г. Визель. Другими словами, это наука, которая изучает психические процессы в мозге: восприятие, внимание, пространственную ориентацию, речь, память, эмоциональное реагирование, моторику и др.
Публикация «Нейроигры в развитии речи детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Нейропсихологические игры и занятия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков речи, чтения и письма.
Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук и согласованность движений глаз. А если мы параллельно отрабатываем и правильное произношение звука – то еще и согласованность языка.
С использованием в работе нейропсихологических игр и упражнений, решаются следующие задачи:
1. Ребенок учится чувствовать в пространстве свое тело.
2. Развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять движение)
3. Формируется правильное взаимодействие ног и рук.
4. Развивается слуховое и зрительное внимание.
5. Ребенок учится последовательно выполнять действия.
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга». И. П. Павлов
На логопедических занятиях мной используются нейропсихологические игры. Все они даются детям в игровой форме, вызывают у воспитанников живой интерес, внимательность, повышают сосредоточенность.
Такие упражнения полезны и детям и взрослым.
Игра "Нейротаблица на внимание"
В данных играх необходимо одновременно двумя руками находить одинаковые объекты слева и справа. Объекты могут быть абсолютно разные: дикие и домашние животные, цифры, числа, русский и английский алфавит и т. д. Можно полностью изменить изображения по Вашим педагогическим потребностям. Можно играть всей группой на скорость. Можно делиться на команды или научить детей играть вдвоем. Также в эту игру можно играть одному.
Упражнение НейроЛадошки
Под диктовку ребенку необходимо показывать нужные объекты левой или правой рукой. Дотрагиваясь соответствующим пальцем руки, как на картинке
Упражнение "Скоросчёт"
Цель упражнения: сформировать математический счёт. Концентрация внимания, пространственный ориентир на листе (верх, низ, центр). Необходимо работать одновременно двумя руками. Слева пример, справа ответы.
Упражнение "Нейроритмика"
Цель упражнения: переключение внимания, умение слушать и держать темп. Объекты и движения могут быть абсолютно разные.
Упражнение "Нейропризнаки"
Одновременно двумя руками находим одной рукой все красные, круглые, большие объекты, и зачеркиваем их линией. А другой рукой находим все синие, квадратные, маленькие объекты, отмечая их точками.
И наконец, хочу поподробнее остановиться на Нейродорожках
Межполушарные доски
представляют собой механический тренажёр в виде доски с зеркальным насечением узоров различной сложности для правой и левой руки. Узоры встречаются разные: от простых кругов до лабиринтов; чем больше углов в узоре, тем сложнее считается упражнение.
Ребенку нужно передвигать два бегунка одновременно. Эта игра стимулирует работу обоих полушарий головного мозга, влияет на синхронизацию работы глаз и рук, а также развивает концентрацию, усидчивость, внимательность и мелкую моторику.
Я его использую для постановки звуков. Идем по дорожке и проговариваем поставленный звук (с-с-с-с-с.)
Игра «Умные дорожки»
Где нужно также провести одновременно пальцами обеих рук по дорожке
Нейродорожки
В процессе выполнения этого упражнения (обводки поочерёдно то левой, то правой рукой, одновременно двумя руками и т. д.) у ребёнка развиваются зрительно-пространственная координации и пространственно-графическая ориентация, синхронизация работы глаз и рук, закрепляются навыки зрительного восприятия при дифференциации различных элементов, активизируется деятельность головного мозга в целом, что будет способствовать успешной подготовке старших дошкольников к обучению в школе.
Пальчиковые нейроигры
Упражнения на автоматизацию и дифференциацию звуков.
А также такие упражнения можно использовать в запуске речи. И на слоговую структуру слова.
Таким образом, нейропсихологические упражнения напрямую влияют на обучаемость ребенка, его достижения и успехи во всех видах деятельности, а также развитие речи.