МААМ-картинки

Нейроигры как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у дошкольников (7 фото)

Мария Костина
Нейроигры как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

План работы самообразования:

"Нейроигры - средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей первой младшей группы"

(с использованием массажного мячика «Су - Джок»)

Название кружка: «Нейропальчики»

Актуальность.

Публикация «Нейроигры как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у дошкольников» размещена в разделах

Младший дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики ребенка. Во всех сферах психического развития происходят значительные изменения. Нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин нарушения внимания, проблем с координацией, недостатка развития общей и мелкой моторики, нарушения речи, а в дальнейшем чтения и письма. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков согласованность движений рук и согласованность движений глаз (а если мы параллельно отрабатываем и правильное произношение звука — то еще и согласованность языка).

В настоящее время актуальным является использование нейропсихологического подхода в развитии детей дошкольного возраста. Развитие межполушарных связей посредством нейроигр улучшает концентрацию внимания, улучшает координацию, способствует развитию общей и мелкой моторики. Использование нейропсихологических игр — одно из инновационных направление работы педагогов. Они повышают интерес и мотивацию, помогают не бояться ошибок, развивают коммуникацию ребенка. Поэтому в своей работе я воспользовалась одним из эффективных и интересных инструментов — нейропсихологическая игра. Нейроигры — это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры.

Теоретическое обоснование.

В работах ученых В. М. Бехтерева, А. Н. Леонтьева, А. Г. Лурия, отмечена взаимосвязь манипуляций рук и движений с высшей нервной деятельностью и развитием речи. Согласно научным доказательствам Л. С. Выготского, А. Р. Лурия мозжечок отвечает не только за координацию движений, регуляцию равновесия и мышечного тонуса, но и принимает участие в интеллектуально-речевом, эмоциональном развитии ребенка. Значит, нейропсихология — это связь работы мозга с происходящими психическими процессами ребенка. Следовательно, нейропсихологические игры и упражнения помогают корректировать психофизиологические нарушения у ребенка.

Гипотеза: Нейропсихологические игры развивают межполушарное взаимодействие и способствуют развитию моторики, координации, улучшают концентрацию внимания младших дошкольников.

Цель проекта: Создание условий для познавательного развития младших дошкольников.

Задачи проекта:

– Повышать умственную активность: память, внимание, воображение;

– Развитие координации, мелкой и общей моторики, умение ориентироваться в пространстве;

– Работа над гармоничным взаимодействием полушарий;

– Активизация речи;

– Снятие психоэмоционального напряжения.

С помощью нейропсихологических игр у детей сформируется:

• Развитию памяти, внимания, пространственных представлений, моторики;

• Развитию межполушарного взаимодействия;

• Повышению умственной работоспособности;

• Оптимизации интеллектуальных процессов;

• Совершенствованию способности к концентрации внимания;

• Стабилизации эмоционального фона;

• Оптимизации мышечного тонуса, снятию телесных зажимов;

• Оздоровлению организма, мобилизации ресурсов;

• Ребенок становится более самостоятельным и уверенным;

• Лучше ориентируется в окружающем мире;

• Повышается работоспособность;

• Повышается развитие двигательной и пространственной сферы;

• Повышается самооценка ребенка;

• Повышается развитие мелкой моторики, памяти, мышления, внимания.

Продукт проекта: В ходе работы над проектом были подобраны нейропсихологические игры и упражнения; подбор наглядного материала, материалов для проведения совместной деятельности.

Участники проекта: Дети младшего дошкольного возраста.

Форма: Групповая, индивидуальная.

Работа с нейродорожками и нейроиграми проводится от простого к сложному: сначала осваиваем простые НД и НИ, а затем усложняем задания.

Работа с детками проводиться каждый день в минуты физразгрузки, просто для смены деятельности и т. д., на протяжении 3 – 5 минут – с мячиком Су – Джок. Работа кружка «Нейропальчики» проводиться 1 раз в неделю, во вторник (15.00ч – 15.10ч).

Ожидаемые результаты у младших дошкольников по итогам проекта:

– Улучшение памяти, внимания, воображения;

– Развитие устной речи;

– Улучшение коммуникативных навыков.

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный этап:

– Изучение методических материалы по теме «Нейропсихология», «нейроигры». Выбор перечня нейроигр и упражнений. Внедрение игр в работу воспитателя.

– Обогащение предметно-развивающей среды происходит в течение всего периода реализации проекта;

2. Основной этап:

С детьми проводятся игры на развитие внимания, умение действовать по алгоритму, ориентировку на плоскости листа на развитие мелкой моторики рук, развитие межполушарных связей. Игры проводятся систематически в спокойной и доброжелательной обстановке. Продолжительность игр — 5–7 минут день. Их можно включать в режимные моменты, в занятия (как разминку или организационный момент, использовать в индивидуальной и групповой деятельности, как переключение с одного вида деятельности на другую.

Игра «Нейродорожки». На шаблоне нужно провести одновременно пальцами обеих рук по дорожкам. Выполнение этого упражнения позволит развивать координацию движений, синхронизировать работу глаз и рук, развивать мелкую моторику, мышление, внимание, активно концентрировать внимание. На бумаге шаблон зеркальных изображений линий или дорожек. (От простых дорожек — к более сложным).

Пальчиковая нейрогимнастика. Для детей, у которых плохо развита речь пальчиковые игры необходимы. Как правило, у таких ребят мелкая моторика плохо развита, им сложно показать даже самые простые фигуры («коза», «заяц» и т. д.). Благодаря различным техникам пальчиковой гимнастики удаётся сделать кисти рук более гибкой. Сопровождаем такие игры стихами. Такие игры способствуют развитию речи ребёнка, его общей моторики прекрасно повышают настроение.

«Нейротаблицы на внимание»; «Покажи одновременно». В данных играх необходимо одновременно двумя руками находить одинаковые объекты слева и справа. Объекты могут быть абсолютно разные: дикие и домашние животные, овощи, фрукты, одежда и т. д. Можно играть всей группой или индивидуально с каждым ребенком отдельно.

Нейроигры с массажным мячиком «Су-джок». Новизна этой игры заключается в использовании в игровой форме шариков-массажеров Су-джок с целью общего укрепления организма, улучшения психоэмоционального состояния детей, при тактильной стимуляции в определенном ритме и развитию мелкой моторики пальцев рук. Развивая мелкую моторику, мы активизируем соседние зоны мозга, отвечающие за речь.

«Нейроладошки». Ребенок рассматривает картинку, держит свои ладошки над ладошками-шаблонами, называет поочередно цвета, животных и т. д., показывает их соответствующим пальчиком. С помощью данной игры можно закреплять цвета, геометрические фигуры, счет. Последовательность фигур-заготовок можно менять в произвольном порядке.

3. Заключительный этап:

По итогам проекта, к концу учебного года, у детей должна будет улучшится мелкая и общая моторика, внимание, память. Снизится психоэмоциональное напряжение. Повысится умственная активность. Повысится уровень активности детей, как в самостоятельной, так и в образовательной деятельности. Таким образом, по итогам реализации проекта можно сделать вывод, что применение нейроигр будет способствовать развитию моторики, восприятия, памяти и концентрации внимания дошкольников.

МЕСЯЦ, ПЕРЕЧЕНЬ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ

Сентябрь :

Нейродорожки (простые)

Самомассаж

Пальчиковая нейрогимнастика «Зайчик – коза – вилка»

Нейродорожки «Две руки»

Нейроладошки «Домашние животные»

Нейроигры «Су – Джок»

Октябрь:

Нейроладошки «Дикие животные»

Самомассаж

Пальчиковая нейрогимнастика «Зайчик – коза – вилка»

Нейродорожки (простые)

Нейроигры «Су – Джок»

«Классики» для пальчиков

Ноябрь:

Нейроигра «Повтори за мной»

Самомассаж

Пальчиковая нейрогимнастика «Фонарики»

Нейроладошки «Цвета»

Упражнение «Червячок в яблочке»

Нейродорожки «Две руки»

Зарядка для ладошек

Декабрь:

Нейродорожки «Проведи и покажи»

Самомассаж

Пальчиковая нейрогимнастика «Заяц – колечко – цепочка»

Упражнение «Червячок в яблочке»

Нейродорожки (простые)

Нейротренажор «Солнышко»

Нейроигры «Су – Джок»

«Классики» для пальчиков

Январь:

Нейроигра «Цветовой код»

Самомассаж

Пальчиковая нейрогимнастика «Дом – ежик – замок»

Упражнение «Кулачок – ладошка»

Нейродорожки «Две руки»

Нейроигры «Су – Джок»

Февраль:

Нейроигра «Повтори за мной»

Самомассаж

Пальчиковая нейрогимнастика «Фонарики»

Упражнение «Кулачок – ладошка»

Нейроладошки «Фрукты»

Нейроигры «Су – Джок»

«Классики» для пальчиков

Март:

Нейроигры «Су - Джок»

Самомассаж

Пальчиковая нейрогимнастика «Заяц – колечко – цепочка»

Упражнение «Молоток – пила»

Нейротренажор «Пчелка»

Зарядка для ладошек

Апрель:

Нейроладошки «Овощи»

Самомассаж

Пальчиковая нейрогимнастика «Дом – ежик – замок»

Упражнение «Червячок в яблочке»

Нейротренажор «ПДД»

Нейроигра «Кулак – ладонь – ребро (космос)»

Нейроигры «Су – Джок»

Нейротренажор «Космос»

«Классики» для пальчиков

Май:

Нейродорожки «Проведи и покажи»

Самомассаж

Пальчиковая нейрогимнастика «Гусь – курочка – петух»

Упражнение «Кошка»

Нейроигра «Ладонь – ребро»

Зарядка для ладошек

Нейроигры «Су – Джок»

Нейротренажор «Кувшинка»

ПРИЛОЖЕНИЕ

Самомассаж, направленный на поднятие тонуса коры полушарий мозга:

1. Взявшись за мочки ушных раковин, потянуть их вниз. Взявшись за верхушки ушных раковин, потянуть их вверх. Взявшись за среднюю часть ушных раковин, потянуть их вперед, потом назад и в стороны.

2. Указательными и средними пальцами обеих рук одновременно «рисовать» круги по контуру щек (массирующими круговыми движениями).

3. Указательными и средними пальцами рук «рисовать» вокруг глаз очки (глаза в это время должны быть открыты).

«Энергетическая зевота». Снимается напряжение с мышц лица, глаз, рта, шеи. Улучшаются функции голосовых связок, речь становится четче. Широко открыть рот и попытаться зевнуть, надавив при этом кончиками пальцев на натянутый сустав, соединяющий верхнюю и нижнюю челюсти.

Упражнения, улучшающие возможности приема и переработки информации (движения перекрестного характера, направленные на развитие мозолистого тела головного мозга).

1. «Перекрёстные шаги». Нужно пройти по болоту, поэтому идти нужно высоко поднимая ноги. Дети проходят по тропинке делая разнонаправленные движения: локтем левой руки касаясь колена правой ноги и наоборот.

Упражнения, улучшающие контроль и регулирование деятельности (ритмичное изменение положений рук).

1. «Кольцо». По очереди и как можно более быстро перебирать пальцами обеих рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем. Правая рука — от указательного пальца к мизинцу, а левая – от мизинца к указательному при этом можно проговаривать звуки, слоги или слова для автоматизации звуков. Упражнение повторять в прямом порядке и в обратном.

2. «Жаба». Руки положить на стол или на колени. Одна рука сжата в кулак, ладонь другой руки лежит на плоскости стола или на коленях. Задание: одновременно и целенаправленно изменять положения рук при этом можно проговаривать звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.

3. «Червячок в яблочке». Дети показывают два кулачка (яблочки, на правом кулачке выставляют большой палец вверх (это червячок, затем по хлопку меняют, теперь на левом кулачке большой палец выставляют вверх, а на правом убирают. Нельзя. Чтобы два червячка встретились. Можно сопровождать стихотвореньем:

Червяк дорогу сверху вниз

В огромном яблоке прогрыз.

4. «Кулачок — ладошка». Дети показывают руками печку: правая рука согнута в локте перед собой, на уровне груди, ладонь расправлена. Левая рука согнута в локте и поднята вверх, перпендикулярно правой руке, ладонь сжимаем в кулак. По хлопку меняем руки. На верху всегда должен быть кулачок, а внизу – ладошка.

На поляне большой

Стоит печка с трубой.

5. «Кошка». Подушечки пальцев левой руки прижаты к верхней части ладони. Пальцы правой руки выпрямлены, расставлены в стороны и напряжены. Следует по очереди изменять положения рук – выпускать и прятать «коготки» при этом можно проговаривать звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.

6. «Молоток-пила» (упражнение выполняется либо на столе, либо на коленях) Левой рукой как бы пилим пилой, правой в это же время «забиваем молотком гвозди».

Литература и интернет – ресурсы:

1. Сиротюк А. Л. «Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения». Москва, 2003 год

2. Сиротюк А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. М. : АРКТИ, 2014.

3. Хомская Е. Д. Нейропсихология. Москва, 1987

4. Цветкова Л. С. «Методика нейропсихологической диагностики детей». Москва, 2000 г.

5.https://academy-of-curiosity.ru/tematicheskie-zadaniya/nejropsihologicheskie-igry-dlya-detej/

6. Колганова В. С., Пивоварова Е. В. Нейропсихологические занятия с детьми: Практическое пособие. Москва, 2021

7. https://moluch.ru/th/1/archive/264/8976/

8. https://www.prodlenka.org/stati-obr/blog-uchitelja/19208-tema-samoobrazovaniya---neiropsihologicheskaya-igra-v--razvitii-rebenka

Нейроигры как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у дошкольников
Публикация Нейроигры как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у дошкольников размещена в разделах Нейропсихологические игры и занятия Развитие речи Речевое развитие детей Темочки Младший дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики ребенка Во всех сферах психического Речевое развитие детей развития происходят значительные изменения Нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин нарушения внимания проблем с координацией недостатка развития общей и мелкой моторики нарушения речи а в дальнейшем чтения и письма Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх в ходе которых задействованы оба полушария мозга
Публикации по теме:

Использование готовых шаблонов в Microsoft PowerPoint для создания игр и активизации речевой активности дошкольниковИспользование готовых шаблонов в Microsoft PowerPoint для создания игр и активизации речевой активности дошкольников В интернете очень много готовых дидактических интерактивных игр для детей. Но часто ни одна из них не подходит к тем задачам, которые приходится.

Многофункциональный дидактический тканевый коврик как одно из средств формирования речевой активности у младших дошкольниковМногофункциональный дидактический тканевый коврик как одно из средств формирования речевой активности у младших дошкольников Важную роль в занятиях с детьми играет наглядность. Она в значительной степени облегчает процесс формирования связной речи. Наглядность.

Посткроссинг как средство развития речевой, познавательной и творческой деятельности дошкольниковПосткроссинг как средство развития речевой, познавательной и творческой деятельности дошкольников В соответствии с ФГОС ДО основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными.

Технология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возрастаТехнология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возраста .

Дидактические игры для стимулирования речевой активности детей раннего возрастаДидактические игры для стимулирования речевой активности детей раннего возраста Все мы знаем, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности, и что чем лучше развита у ребёнка речь, тем полноценнее.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нейроигры как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у дошкольников
Опубликовано: 6 октября 2024 в 14:13
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нейроигры как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Мария Костина (УИ 1811771) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД