Екатерина Эдуардовна Бахнова
Нейроигры как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования познавательной активности у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Сельцовская средняя общеобразовательная школа»
(дошкольное образование).
Проект
на тему: «Нейроигры, как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования познавательной активности
у детей дошкольного возраста».
Проект подготовила: воспитатель
Бахнова Екатерина Эдуардовна
п. Сельцо, Волосовский район
2023 год
Публикация «Нейроигры как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования познавательной активности у дошкольников» размещена в разделах
Актуальность: нейроигры – специальные игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов. Игры задействуют мозг ребенка, развивают концентрацию внимания, память, речь, работоспособность, мышления, мелкую моторику, умение ориентироваться в пространстве, активизируют речь. Нейроигры являются перспективным направлением в образовании, повышают интерес к обучению, а также помогают диагностировать и корректировать когнитивные функции у детей.
Данный проект направлен на развитие отстающих в формировании психических и моторных функций ребенка, напрямую влияющих на развитие познавательных навыков и преодоление трудностей обучения. Может с успешностью применяться при работе с детьми ОВЗ и общеобразовательных группах дошкольного учреждения.
Новизна проекта состоит в том, что Нейротехнологии в образовании становятся все более актуальными и востребованными. Все больше учебных заведений пытаются внедрить в свою практику образовательной методики, основанные на современных научных исследованиях в области нейрофизиологии.
Вид проекта: групповой, долгосрочный.
Возраст участников: 5-7 лет.
Участники проекта: педагоги, родители (законные представители, дети.
Направленность: социально – педагогическая.
Проблема данного проекта во многом обусловлена социальным запросом. Неуспеваемость ребёнка дошкольника, а потом и школьника как проблема науки и практики находится в поле зрения уже давно, но именно в последние годы отмечен рост интереса к ней со стороны специалистов в различных областях психологии, педагогики и медицины.
Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков речи, чтения и письма.
Цель: активизация и улучшение развития всех высших психологических функций (память, внимания, мышление, воображения, речь и т. д.) у дошкольников.
Задачи:
- способствовать развитию речи;
- развивать внимание;
- стабилизация межполушарного взаимодействия;
- развитие тонкой моторики;
- снижение утомляемости.
Этапы реализации проекта:
I подготовительный этап.
- изучение методической литературы по использованию нейропсихологических игр и упражнений;
- разработка плана работы по внедрению нейропсихологических игр и упражнений в образовательный процесс;
- изучение особенностей нейропсихологических игр и упражнений для детей дошкольного возраста;
- внедрение инновационной деятельности в образовательный процесс с детьми дошкольного возраста;
- вовлечение родителей (законных представителей) в деятельность детей по нейропсихологическим играм.
II основной этап.
Проект реализуется по плану, который предполагает:
на подготовительном этапе: предварительную нейропсихологическую диагностику для определения уровня актуального развития, выявлении проблем в развитии и трудностей в обучении;
на основном этапе реализуется проект, рекомендована отработка в домашних условиях применяемых упражнений, выполнение их родителями в течение всего цикла; постоянное консультирование родителей с подробным объяснением целей и задач формирующего обучения;
на заключительном этапе проводится диагностическое обследование детей, позволяющее сделать выводы об эффективности работы.
III заключительный этап.
1. Анализ проектной деятельности.
2. Презентация проекта.
Планируемые результаты
В результате проекта воспитанники научатся произвольно контролировать дыхание, контролировать своё поведение, эмоции, речь, движения, научатся понимать и чувствовать своё тело.
Литература.
1. Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М. : ТЦ Сфера, 2001. – 128 с.
2. Сиротюк А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников : Практическое пособие. – М. : Аркти, 2008. – 60 с.
3. Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. М. : ТЦ «Сфера», 2008. – 41с.
4. Васильева Л. Ф. Теоретические основы прикладной кинезиологии. - Москва, изд-во ВИС, 2003 г. - 84 с: ил.
5. Интернет ресурсы
Приложение 1.
Перспективный план работы на 2023-2024 учебный год.
Апрель 2023 год
1 неделя 1 занятие «Кулак, ладонь» развитие мелкой моторики рук ребёнка, мышление, внимание, улучшение координации движений. Так же развивает межполушарное взаимодействие (мозолистого тела, произвольности и самоконтроля.) 20 минут
2 неделя 2 занятие «Весёлые стопы» формирование навыков правильной ходьбы, развитие мышечно-связного аппарата стопы и голени, повышения тонуса мышц стоп, увеличение подвижности в суставах стоп, улучшения координации движения детей. 20 минут
3 неделя 3 занятие «Обведи по контуру» согласованное развитие работы левого и правого полушария. Координация пространственного и зрительного восприятия, ведомой и ведущей руки 20 минут
4 неделя 4 занятие «Разноцветные резиночки» сенсорное обогащение развитие мелкой моторики рук, умение действовать по образцу, ориентироваться в пространстве, продолжать развивать представление о геометрических фигурах. Учить детей выполнять узор по карточкам образцам. 20 минут
Май 2023
1 неделя 5 занятие «Нейротаблица на внимание» переключение внимания, умение слушать и держать темп. В данной игре необходимо одновременно двумя руками находить одинаковые объекты слева и справа. Объекты могут быть абсолютно разные: дикие и домашние животные, цифры, числа и т. д. Можно играть всем классом или группой на скорость. Можно делиться на команды или научить
детей играть вдвоем. 20 минут
2 неделя 6 занятие «НейроЛадошки» переключение внимания, умение слушать и держать темп. Под диктовку ребенку необходимо показывать нужные объекты левой или правой рукой. Дотрагиваясь соответствующим пальцем руки, как на картинке Объекты могут быть абсолютно разные: дикие и домашние животные и т. д. Можно играть всем классом или группой на скорость. Можно делиться на команды или научить детей играть вдвоем. 20 минут
3 неделя 7 занятие «Скоросчёт» сформировать математический счёт. Концентрация внимания, пространственный ориентир на листе (верх, низ, центр). Необходимо работать одновременно двумя руками. Слева пример, справа ответы. Объекты могут быть абсолютно разные: задачки с геометрическими фигурами, формула-название, примеры, слово-количество слогов и т. д. Можно играть всем классом или группой на скорость. Можно делиться на команды или научить детей играть вдвоем. 20 минут
4 неделя 8 занятие «Попробуй повтори» участник должен воспроизвести положение рук или позу, которую он видит на картинке, для чего ему необходимо совершить некоторое конкретное движение. Воспроизведение нарисованных на карточках движений – задача нетривиальная. Трудность заключается не в том, что движения требуют особых физических способностей, а в их непривычности, непохожести на те, что люди осуществляют в быту каждый день. С первого раза некоторые движения не выполнит даже взрослый. 20 минут
5 неделя 9 занятие «Цветные кружки» развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности. Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Задачи: - синхронизация работы полушарий; - развитие мелкой моторики; - развитие способностей; - развитие памяти, внимания, мышления. 20 минут
Июнь 2023
1 неделя 10 занятие «Тримино» выкладывать треугольные фишки так, чтобы они совпадали по цвету и форме. Развивать у детей образное мышления, комбинаторных способностей, практических и умственных действий; воспитание нравственно -волевых качеств: настойчивости, целенаправленности действий, желания думать, искать путь решения и приходить к положительному результату. 20 минут
2 неделя 11 занятие «Рисуем двумя руками» согласованное развитие работы левого и правого полушария 20 минут
3 неделя 12 занятие «Нарисуй слово». В этом задании время ограничено. Такое условие необходимо для того, чтобы ребенок смог сфокусироваться на поставленной задаче и «держать воображение в руках» 20 минут
4 неделя 13 занятие «Ухо – нос – хлопок». Улучшает мыслительную деятельность, стрессоустойчивость, способствует самоконтролю, произвольности деятельности. Левой рукой возьмитесь за кончик оса, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с точностью до наоборот. 20 минут
5 неделя 14 занятие «Обезьянки строят рожицы». Развитие мимических мышц, умение понимать эмоции других людей и свои собственные. 20 минут
Август 2023
1 неделя 15 занятие Упражнение «Колечко», Упражнение «Класс – заяц»
развитие межполушарного взаимодействия, внимания. 20 минут
2 неделя 16 занятие Игра «Hoc — пол — потолок». Развитие внимания и снятие импульсивности. Взрослый показывает рукой на свой нос, затем на потолок, затем на пол, одновременно называя их. Ребёнок повторяет. Затем взрослый, увеличивая скорость, начинает путать ребёнка, показывая одно, а называя другое. Ребёнок должен показывать, то что называет взрослый, игнорируя его показывание. 20 минут
3 неделя 17 занятие «НейроЛадошки» переключение внимания, умение слушать и держать темп. Под диктовку ребенку необходимо показывать нужные объекты левой или правой рукой. Дотрагиваясь соответствующим пальцем руки, как на картинке Объекты могут быть абсолютно разные: дикие и домашние животные и т. д. Можно играть всем классом или группой на скорость. Можно делиться на команды или научить детей играть вдвоем. 20 минут
4 неделя 18 занятие «Найди на картинке замаскированные овощи». Развивать внимание. 20 минут
5 неделя 19 занятие «Кулак, ладонь» развитие мелкой моторики рук ребёнка, мышление, внимание, улучшение координации движений. Так же развивает межполушарное взаимодействие (мозолистого тела, произвольности и самоконтроля). 20 минут
Сентябрь 2023
1 неделя 20 занятие «Повтори позу» Детям нужно воспроизвести положение тела взрослого (например, стоим на правой ноге, правая рука лежит на шее, левая – на поясе). Выполнять проще, если и дети, и взрослый смотрят в одном направлении, например, лицом к зеркалу. Сложнее, если взрослый стоит лицом к ребёнку. Можно повторять позу нарисованных фигурок. 20 минут
2 неделя 21 занятие «Жонглирование». Одной рукой бросаем мяч, другой ловим и передаём обратно. Затем меняем руки. С двумя мячами: правой рукой бросаем один мяч, левой передаём второй мяч в правую и сразу же ловим первый мяч. Выполняем несколько раз и меняем направление. 20 минут
3 неделя 22 занятие «Ладошки и ножки». Располагаем рядом несколько пар разноцветных ладошек или следов. Даём инструкцию, на следочки какого цвета встать, на сколько ладошек передвинуть руки. 20 минут
4 неделя 23 занятие «Графический диктант». Диктуем ребёнку, что где рисовать и каким цветом. Например, красный круг в центре листа, справа от него зелёный круг поменьше, в левом верхнем углу – солнышко. Вариант посложнее – проводить линии на листе в клеточку по инструкции: две клетки вверх, пять вправо, одна наискосок влево. В результате линия замыкается и образует силуэт. Вариант пространственного диктанта для самых маленьких – конструировать по инструкции из крупных деталей разного цвета и формы. 20 минут
Октябрь 2023
1 неделя 24 занятие «Придумай и дорисуй». Превращаем геометрическую фигуру или закорючку в рисунок. 20 минут
2 неделя 25 занятие Игра «Hoc — пол — потолок». Развитие внимания и снятие импульсивности. Взрослый показывает рукой на свой нос, затем на потолок, затем на пол, одновременно называя их. Ребёнок повторяет. Затем взрослый, увеличивая скорость, начинает путать ребёнка, показывая одно, а называя другое. Ребёнок должен показывать, то что называет взрослый, игнорируя его показывание. 20 минут
3 неделя 26 занятие НЕЙРОИГРА с мячами.
Мозжечковая стимуляция - система упражнений, направленная на совершенствование функций мозжечка и структур мозга, активно участвующих в процессе формирования речи и поведения ребенка. 20 минут
4 неделя 27 занятие «Нейропризнаки».Перед вами лежит лист, на котором нарисованы геометрические фигуры красного и зеленого цвета. Ваша задача одновременно двумя руками, обвести правой рукой все красные фигуры в кружок, а зеленые левой рукой в квадрат. Отличное упражение для закрепление межпространственного мышления и кратковременной памяти. 20 минут
Ноябрь 2023
1 неделя 28 занятие «Полоса препятствий». Для этой игры необходимо подготовить отпечатки ладоней и ступней, которые раскладываются в две линии. Затем дети строятся в две колонны. Проходят препятствие, наступая руками и ногами на отпечатки. 20 минут
2 неделя 29 занятие «Рисуем двумя руками» согласованное развитие работы левого и правого полушария. 20 минут
3 неделя 30 занятие «Повтори позу» Детям нужно воспроизвести положение тела взрослого (например, стоим на правой ноге, правая рука лежит на шее, левая – на поясе). Выполнять проще, если и дети, и взрослый смотрят в одном направлении, например, лицом к зеркалу. 20 минут
4 неделя 31 занятие «Кулак, ладонь» развитие мелкой моторики рук ребёнка, мышление, внимание, улучшение координации движений. Так же развивает межполушарное взаимодействие (мозолистого тела, произвольности и самоконтроля). 20 минут
5 неделя 32 занятие «Обведи по контуру» согласованное развитие работы левого и правого полушария. Координация пространственного и зрительного восприятия, ведомой и ведущей руки.
Декабрь 2023
1 неделя 33 занятие «Ладошки и ножки» Располагаем рядом несколько пар разноцветных ладошек или следов. Даём инструкцию, на следочки какого цвета встать, на сколько ладошек передвинуть руки.
2 неделя 34 занятие «Графический диктант». Диктуем ребёнку, что где рисовать и каким цветом. Например, красный круг в центре листа, справа от него зелёный круг поменьше, в левом верхнем углу – солнышко. Вариант посложнее – проводить линии на листе в клеточку по инструкции: две клетки вверх, пять вправо, одна наискосок влево. В результате линия замыкается и образует силуэт. Вариант пространственного диктанта для самых маленьких – конструировать по инструкции из крупных деталей разного цвета и формы. 20 минут
3 неделя 35 занятие «Жонглирование» Одной рукой бросаем мяч, другой ловим и передаём обратно. Затем меняем руки. С двумя мячами: правой рукой бросаем один мяч, левой передаём второй мяч в правую и сразу же ловим первый мяч. Выполняем несколько раз и меняем направление. 20 минут
4 неделя 36 занятие Игра «Hoc — пол — потолок». Развитие внимания и снятие импульсивности. Взрослый показывает рукой на свой нос, затем на потолок, затем на пол, одновременно называя их. Ребёнок повторяет. Затем взрослый, увеличивая скорость, начинает путать ребёнка, показывая одно, а называя другое. Ребёнок должен показывать, то что называет взрослый, игнорируя его показывание. 20 минут
Январь 2024
1 неделя 37 занятие «Тримино» выкладывать треугольные фишки так, чтобы они совпадали по цвету и форме. Развивать у детей образное мышления, комбинаторных способностей, практических и умственных действий; воспитание нравственно -волевых качеств: настойчивости, целенаправленности действий, желания думать, искать путь решения и приходить к положительному результату. 20 минут
2 неделя 38 занятие НЕЙРОИГРА с мячами.
Мозжечковая стимуляция - система упражнений, направленная на совершенствование функций мозжечка и структур мозга, активно участвующих в процессе формирования речи и поведения ребенка. 20 минут
3 неделя 39 занятие «Полоса препятствий». Для этой игры необходимо подготовить отпечатки ладоней и ступней, которые раскладываются в две линии. Затем дети строятся в две колонны. Проходят препятствие, наступая руками и ногами на отпечатки. 20 минут
Февраль 2024
1 неделя 40 занятие «Нейропризнаки». Перед вами лежит лист, на котором нарисованы геометрические фигуры красного и зеленого цвета. Ваша задача одновременно двумя руками, обвести правой рукой все красные фигуры в кружок, а зеленые левой рукой в квадрат. Отличное упражение для закрепление межпространственного мышления и кратковременной памяти. 20 минут
2 неделя 41 занятие «Повтори позу» Детям нужно воспроизвести положение тела взрослого (например, стоим на правой ноге, правая рука лежит на шее, левая – на поясе). Выполнять проще, если и дети, и взрослый смотрят в одном направлении, например, лицом к зеркалу. 20 минут
3 неделя 42 занятие «Ладошки и ножки» Располагаем рядом несколько пар разноцветных ладошек или следов. Даём инструкцию, на следочки какого цвета встать, на сколько ладошек передвинуть руки. 20 минут
4 неделя 43 занятие «Обезьянки строят рожицы». Развитие мимических мышц, умение понимать эмоции других людей и свои собственные. 20 минут
Март 2024
1 неделя 44 занятие «Рисуем двумя руками». Согласованное развитие работы левого и правого полушария.
2 неделя 45 занятие «Графический диктант». Диктуем ребёнку, что где рисовать и каким цветом. Например, красный круг в центре листа, справа от него зелёный круг поменьше, в левом верхнем углу – солнышко. Вариант посложнее – проводить линии на листе в клеточку по инструкции: две клетки вверх, пять вправо, одна наискосок влево. В результате линия замыкается и образует силуэт. Вариант пространственного диктанта для самых маленьких – конструировать по инструкции из крупных деталей разного цвета и формы. 20 минут
3 неделя 46 занятие «Жонглирование». Одной рукой бросаем мяч, другой ловим и передаём обратно. Затем меняем руки. С двумя мячами: правой рукой бросаем один мяч, левой передаём второй мяч в правую и сразу же ловим первый мяч. Выполняем несколько раз и меняем направление. 20 минут
4 неделя 47 занятие «Обведи по контуру» согласованное развитие работы левого и правого полушария. Координация пространственного и зрительного восприятия, ведомой и ведущей руки. 20 минут
Приложение 2.
Формирование межполушарного взаимодействия
Процесс психического развития детей происходит при условии их высокой двигательной активности. При регулярном выполнении перекрестных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию высших психических функций. Мозолистое тело, координирующее одновременную работу обоих полушарий, интенсивно развивается до 7-ми летнего возраста. Для развития межполушарного взаимодействия в программе используется комплекс упражнений и заданий.
Дыхательные упражнения
Дыхательные упражнения не только улучшают ритмы, но и повышают энергетическое обеспечение деятельности мозга, элиминируют многие соматические нарушения, успокаивают, снимают стрессы и т. д. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением, эмоциями, речью, движениями.
Глазодвигательные упражнения
Моторика глаз является неотъемлемым компонентом всех видов познавательной деятельности, и, прежде всего, учебной. И. М. Сеченов обратил внимание на то, что формирование высших психических процессов базируется на материальной основе – элементарном зрительно-моторном акте. Следовательно, для полноценного психического развития детей требуется пространственно-поисковая активность органов зрения. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить пространство зрительного восприятия. Движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетику мозга. В трехмерной среде глаза находятся в постоянном движении, собирают информацию и строят сложные схемы образов, необходимые для обучения. Трехмерное визуальное восприятие является необходимым условием успешного обучения, правильного считывания информации с листа, развития пространственного мышления.
Упражнения для развития мелкой моторики рук
Давно известно, что развитие мелкой моторики рук связано с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые, в свою очередь, отвечают за формирование многих сложнейших психических функций. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются, по мнению М. М. Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности головного мозга». Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев.
Развитие ритмов
Нарушение ритмов организма (ритмы мозга, дыхания, речи, письма, сердцебиения, пульсации сосудов и т. д.) непременно приводят к нарушению психического развития ребенка. Например, нарушение ритмов речи и дыхания может явиться одной из причин застревания на звуках или заикания; нарушение ритмов моторики мышц руки может привести к нарушению почерка; а нарушение ритмов пульсации сосудов – недостаточному кровоснабжению головного мозга и, соответственно, снижению его работоспособности. Единственными ритмами, которыми произвольно может управлять человек является ритм дыхания и движения, поэтому развивающаяся работа с детьми должна строиться на автоматизации и ритмировании организма через многоуровневые приемы. Кроме специальных упражнений, развитию ритмов способствует плавание, прыжки на батуте и фитнес-мячах, что, кроме того, создает частичную «невесомость», за счет которой активизируется работа стволовых структур головного мозга, которые, в свою очередь, стимулируют дальнейшее психическое развитие ребенка.
Игры и упражнения для развития зрительно-моторной координации
Зрительно-моторная координация – осуществление координированных движений, осуществляемых под контролем зрения. Значимость данной функции возрастает с началом обучения в школе. Поэтому у детей старшего дошкольного возраста развитая зрительно-моторная координация является необходимым элементом определения готовности ребенка к школе. Развитию зрительно-моторной координации способствует выполнение таких упражнений, как раскрашивание, обводка по контуру, штриховка и т. д. Но для поддержания интереса ребенку необходимо предлагать новые задания и упражнения.
Приложение 3.
Критерии оценки достижения планируемых результатов
Количественные:
- проведение 47 развивающих игр и упражнений;
- повышение показателей уровня актуального развития;
- составление методических рекомендации по проведению игр и упражнений.
Качественные:
- повышения уровень развития познавательных процессов;
- повышение уровня психических процессов;
- уровень моторики, соответствующий возрастной норме;
- формирование умения владеть определенными умственными операциями, сравнивать и делать выводы, обосновывать их.
Вывод: Повышен уровень как познавательного, так и психического развития. Дети достаточно ловко справляются с играми с мячом, заметен результат в области межполушарного развития (достаточно неплохо рисуют двумя руками, выполняют разные команды двумя руками одновременно и т. д., некоторые упражнения и игры могут даже сами менять условия. Дети стали лучше запоминать стихи, составлять рассказы и описание по картинкам. Стали более внимательными и усидчивыми. Считаю, что на промежуточном этапе все цели и задачи выполнены.