Светлана Кудрина
Нейроигры для детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Нейроигры для детей с ОВЗ
В дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности не только потому, что наиболее доступна и свойственна детской природе, а еще и потому, что вызывает качественные изменения в детской психике, так как в игре формируется произвольность внимания, памяти, развивается умственная и мыслительная деятельность. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше.
Публикация «Нейроигры для детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Нейропсихологические игры и занятия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Дети с ОВЗ - это дети, имеющие различные отклонения в психическом или физическом развитии, которые не позволяют им вести полноценную жизнь. Такие детки испытывают трудности с коммуникацией и взаимодействием с окружающей средой, для них характерна медленная скорость приема и передачи сенсорной информации, недостаток развития произвольных движений, повышенная утомляемостью и высокая истощаемостью.
Перед педагогами - психологами детских садов, работающих с детьми со статусом ОВЗ, встает много сложных задач по подбору оптимальных средств и способов активизации и стимулирования познавательной сферы детей с нарушениями в развитии. Применение традиционных общепринятых психолого - педагогических методов коррекции во многих случаях не эффективны или даже невозможны в силу особенностей таких детей, но активизировать и мотивировать детей на работу просто необходимо. В таком случае, очень успешным становится применение в психолого - педагогической практике нейропсихологического подхода, основанного на современных представлениях о генезе и сложном строении высших психических функций.
Нейропсихологические игры - это комплекс телесно-ориентированных упражнений и приемов, которые позволяют через сенсорные упражнения воздействовать на мозговые структуры. Основная их задача - образовывать новые нейронные связи. Именно нейронные связи помогают в формировании высших психических функций, и в том числе и коррекции некоторых речевых нарушений.
Всеобщее внедрение техники в быт сделали людей менее подвижным, вытеснило физическую активность, и, поэтому сократилась двигательная активность детей, а это все то, что помогает детям компенсировать все нарушенные процессы в мозге. Нейропсихологические игры полезны не только для детей с особыми возможностями здоровья, но и также эффективны в работе с тревожными детьми, гиперактивными, импульсивными или медлительными, имеющими проблемы в поведении и учебе. Регулярное использование нейроигр в коррекционно - развивающей работе с детьми с ОВЗ приводит к таким результатам как:
- синхронизация работа полушарий головного мозга;
- повышается стрессоустойчивость и снижается утомляемость;
- развивается слуховое и зрительное внимание, память, речь, произвольный контроль;
- совершенствуется умственная и мыслительная деятельность; развивается мелкая и крупная моторика;
- ускоряется формирование пространственных представлений и пространственной ориентации.
Нейроигры имеют множество преимуществ:
- занятия проходят в игровой форме;
- игры и упражнения эмоционально привлекательны для детей;
- многофункциональность и универсальность пособий;
- активация речи в сочетании с двигательной активностью;
- формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;
- формирование партнерского взаимодействия между ребенком и педагогом-психологом.
В своей работе с детьми, параллельно с задачами стандартного обучения, я использую ряд нейропсихологических упражнений и приемов (нейроигр, позволяющих с одной стороны повысить эффективность коррекционно - образовательного процесса, с другой - в большей степени применить индивидуальный подход в процессе обучения и воспитания. Предлагаю простые игры, которые я использую в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.
Нейроигра «Умные дорожки» позволяет задействовать ребенку обе руки для одновременного проведения пальцами по заданной дорожке. Нейроигра также развивает межполушарные связи и психические процессы: координацию движений, синхронизирует работу глаз и рук, развивает мелкую моторику, мышление, концентрацию внимания.
Похожая игра «Рисование двумя руками», используются карандаши, фломастеры, мелки для обведения узоров и рисунка. Это упражнение повышает умственную способность и работоспособность, снижает тревожность и напряжение.
«НейроЛадошки». Ребенок поочередно, в зависимости от образца расположения ладошек, меняет положение своих рук и пальцев. Игра способствует развитию пространственных представлений, координации движений и формирует саморегуляцию.
«Веселые перчаточки». Ребенок надевает перчатки с разноцветными пальчиками и поднимает только те пальцы, цвет которых указан на предложенной педагогом-психологом карточке. Меняются карточки - меняется участие пальчиков в игре. Упражнение развивает мелкие движения и подвижность пальцев рук, вырабатывает ловкость, умение управлять своими движениями.
Игры «Кулак-ребро-ладонь», «Колечки», «Зайчик», «Лезгинка», «Ухо - нос» развивают произвольность, саморегуляцию и самоконтроль. Суть этих игр заключается в последовательной смене положения рук. «Нейротаблицы на внимание». Одновременно двумя руками находятся одинаковые объекты слева и справа. Объекты могут быть абсолютно разные: дикие и домашние животные, растения, овощи и фрукты, игрушки, цифры. Играть можно одному или группой, а также на скорость.
«Лабиринт». Вначале ребенок должен проследить нужный путь глазами, а затем провести линию карандашом или пальцем. Таким образом, развивается наблюдательность и глазомер, образное мышление, формируется координация движений руки и глаза, а также умение сосредоточится и находить верный и самый короткий путь к цели. Это далеко не полный перечень нейропсихологических игр, используемых нами в коррекционно - развивающей работе, но мы расширяем и углубляем свои знания в этом направлении и охотно применяем их на практике. Подводя итог, хочу отметить, что регулярное использование нейроупражнений в психолого — в своей педагогической работе оказывает положительное влияние на коррекционный процесс обучения, улучшает состояние физического, психического, эмоционального здоровья детей, повышает интерес и мотивирует к занятиям, активизирует познавательную и мыслительную деятельность, улучшает адаптационные и социально-коммуникативные возможности детей дошкольного возраста.