Елена Алексеевна Золотая
Нетрадиционные методы в логопедии «Использование элементов песочной терапии для запуска активной речи у детей с ЗПР»
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование элементов песочной терапии
для запуска активной речи у детей с ЗПР»
В последнее время специалисты все чаще сталкиваются с безречевыми детьми, т. е. с детьми, у которых отсутствует речь. Они имеют комплексное органическое нарушение, что значительно затрудняет работу с ними. Количество детей с речевыми проблемами увеличивается и растет в геометрической прогрессии, на это есть свои причины, в которые мы свами вдаваться сегодня не будем.
Публикация «Нетрадиционные методы в логопедии „Использование элементов песочной терапии для запуска активной речи у детей с ЗПР“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Группа безречевых детей неоднородна. В нее входят дети с моторной и сенсорной алалией, с временной задержкой речевого развития, ранним детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью, детским церебральным параличом, нарушением слуха.
Однако, для всех этих детей характерны отсутствие мотивации к речевой деятельности, недостаточность базовых представлений о значениях предметов и явлений окружающей действительности, несформированность коммуникативной, регулирующей, планирующей функции речи, недостаточность сенсомоторного уровня речевой деятельности. Им требуется помощь учителя-логопеда, который работает над звуковой стороной, учитель-дефектолог общим развитием речи, и педагога-психолога, который помогает справиться с их внутренними трудностями. Чтобы ребенок заговорил, часто не хватает импульса. Нужным «толчком» в данном случае может стать один или комплекс методов.
Томатис-терапия. Это наиболее эффективный метод нейросенсорной стимуляции для запуска речи на сегодняшний день. С помощью специальным образом обработанных звуковых волн через ухо происходит «пробуждение» и активация различных зон головного мозга, которые отвечают на коммуникацию, фонематический слух, речевой анализ, речевую моторику, речевую память, способность к формулированию фраз и предложений и многих других.
ДЭНАС-терапия. Данный метод характеризуется тем, что, при помощи специально аппарата происходит динамическая электронейростимуляция аккупунктурных точек, при которой импульсы аппарата выступают физиологически естественными раздражителями и оказывают воздействие на нервные окончания (кожные покровы - язык, височная зона, кисти и стопы, подушечки пальцев, околопозвоночная зона, зона 2-го шейного позвонка).
Логопедический массаж. Эффективный инструмент логопеда. Он нормализует мышечный тонус органов артикуляции, речевого дыхания, стимулирует развитие и/или восстановление речевых и связанных с ними зон головного мозга.
Принцип сенсорной интеграции. С помощью сенсорных систем ребенок воспринимает информацию окружающего его мира за счет ощущений. Обогащение сенсорной среды и работа на развитие моторики позволяют компенсировать дефицитарные функции нервной системы и улучшить нейронные связи различных зон головного мозга, что позволяет ускорить процессы развития нужных функций психики ребенка, сделать его более внимательным, гармонизировать эмоциональную сферу, дать толчок развитию речи. Таким образом, сенсорная интеграция может стать тем самым толчком, с помощью которого ребенок заговорит.
Песочная терапия. Данный метод помогает обучаться, познавать окружающий мир и раскрывать потенциал ребенка. Можно творить без страха что-либо испортить или сломать (в отличие от листа бумаги). В песочной терапии используют специальные техники и игры, которые помогают заинтересовать ребенка процессом, переключать внимание от упражнения к упражнению, достигать эффекта релаксации, снимать эмоциональное возбуждение. А если к этому добавить различные игрушки, тогда у ребёнка появляется собственный мир, где он выдумывает и фантазирует, и, в то же время, учится работать и добиваться цели. Занятия в песочнице способствуют : расширению словарного запаса, помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза, позволяют развивать фонематический слух и восприятие, способствуют развитию связной речи и лексико-грамматических представлений.
При многократном переживании этого ощущения человек достигает состояния душевного равновесия.
Специалисты во время своих занятий используют различные методы для запуска речи у неговорящих детей :
• артикуляционная гимнастика
• упражнение для мелкой моторики
• игры на запуск речи и развитие физического слуха
• упражнения на звукоподражание
• рифмованные загадки
• стихи с движениями
• чистоговорки и другие.
Но мне бы хотелось остановиться на методе песочной терапии более подробно. Потому, что этот метод наиболее понятен и доступен. Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних времен. Песочные занятия способствуют развитию речи, мелкой моторики, памяти, воображения. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в песочнице как созидатель - один жизненный сюжет меняет другой, следуя законам бытия: все приходит и все уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, просто старое превращается в нечто иное, новое.
Песок нередко действует на детей как магнит. Их руки сами, неосознанно, начинают пересыпать и просеивать песок, строить тоннели, горы, выкапывать ямки.
А так как детский сад это первое звено в системе народного образования. И чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главнейших задач специалистов детского сада — формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа.
Важнейшей предпосылкой для решения речевых задач в детском саду является правильная организация обстановки, в которой бы у детей появилось желание говорить, называть окружающее, вступать в речевое общение. А поскольку возиться с песком - естественная потребность человека, воспользуемся этим.
Что нужно для игры в песок?
А нужно, в сущности, так мало:
Любовь, желанье, доброта,
Чтоб Вера в Детство не пропала.
Простейший ящик из стола
Покрасим голубою краской,
Горсть золотистого песка
Туда вольется дивной сказкой.
Игрушек маленький набор
Возьмем в игру…Подобно Богу
Мы создадим свой мир Чудес,
Пройдя познания Дорогу. Д. Фролов
(Фото)
Использование этого метода на занятиях по ознакомлению с окружающим миром в детском саду позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. Положительным моментом является и то, что применение нетрадиционных методов направлено на включение в работу всех анализаторных систем.
И перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший
образовательный и воспитательный эффект, нежели чем стандартные формы обучения.
Во-первых, усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать или работать самостоятельно.
Во-вторых, в песочнице мощно развивается "тактильная" чувствительность как основа развития "ручного интеллекта".
В третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика.
В четвертых, песок как и вода, способен "заземлять" отрицательную энергию.
Использованная литература
1. Алехина, С. В. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики : методическое пособие. Серия «Инклюзивное образование» / под общ. ред. С. В. Алехиной, М. М. Семаго. – М. : МГППУ, 2012.
2. Баряева Л. Б., Кондратьева С. Ю. Игры-занятия с песком и водой: Пособие для педагогов и родителей. - СПб. : 2008.
3. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. — СПб. : Детство-Пресс, 2002.
4. Зинкевич-Евстегнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке: практикум по песочной терапии. Спб. : Речь, 2010.