Оксана Мусаева
Проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами русской народной сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Название проекта : «Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами русской народной сказки»
2. Творческое название проекта : «Путешествие в мир сказок»
3. Проблема:
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного российско-го общества приобрела особое значение. Резко усилившаяся имущественная диф-ференциация и борьба за элементарный уровень существования создали предпо-сылки для стихийного формирования нравов, базирующихся на эгоизме, прагма-тизме и индивидуализме. В нравственном воспитании современных детей намети-лись негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран теле-визора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, ге-рои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чисто-той.
Публикация «Проект „Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами русской народной сказки“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
Именно сегодня материальные ценности возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления доброте, милосердии, великодушии, справедливо-сти, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вы-зван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Продолжается разру-шение института семьи: через телевизионное «половое просвещение» у детей фор-мируются несупружеские, антиродительские и антисемейные установки.
Смещение акцентов в развитии дошкольников в сторону ранней интеллектуализа-ции, не способствуют духовному развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького чело-века, без которых накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как ре-зультат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Духовно-нравственное становление нового поколения, подготовка детей и молоде-жи к самостоятельной жизни - важнейшее условие возрождения отечественной культуры, развития России. Сегодня важнейшей целью современного отечественно-го образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоко-нравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного граж-данина России. Становление ценностных ориентиров происходит в течение всей жизни человека, но наиболее сенситивным периодом для освоения того духовного опыта, который выработан человечеством, является дошкольный возраст.
Дошкольный возраст - период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений. Он является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом. В связи с этим расширяются возможности духовно-нравственного воспитания дошкольников. Разрешение проблем духовно-нравственного воспитания дошкольников требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных. На мой взгляд, действенным средством в воспитании моральных, духовно-нравственных качеств личности дошкольников является народная сказка.
Сказка показывает жизнь человека в обществе, особенности взаимоотношений между людьми. Передача нравственного поведения в них происходит не через аб-страктные понятия, а через действия реальных героев, поведение которых значимо для ребенка.
Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий вырабо-танным и проверенным народом. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга, следовательно, сказку возможно и необходимо использовать как сред-ство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
4. Актуальность проекта :
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.
Недаром в законе РФ «Об образовании» внесена поправка, что основной задачей образования является формирование духовно-нравственной личности.
И ФГОС ДО, который на сегодня является основным документом для педагогов ДОУ, направлен на решение нескольких задач. Одна из которых: объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во «взрослую» жизнь, с ее нормами и требованиями, привьет им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.
Духовно-нравственное развитие личности дошкольника есть целенаправленный процесс развития к становлению личности ребенка под влиянием воспитания, обучения и социальной сферы, направленной на развитие духовно-нравственной сферы личности, выступающих мотивацией к дальнейшему познанию самого себя, отношений с окружающим миром на основе духовно-нравственных ценностей.
Под «духовно-нравственной сферой личности ребенка» понимаем область развития личности, предусматривающая собой совокупность ее содержательных характеристик: развитие нравственных чувств, становление нравственного убеждения и нравственной позиции, формирование нравственных привычек, умений и навыков поведения.
Под «духовно-нравственным воспитанием» мы понимаем процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств (совесть, добросердечность, любовь, вера); нравственного убеждения (способность к различению добра и зла, долг, справедливость); нравственной позиции (гражданственность, патриотизм, ответственность, дисциплинированность); нравственных привычек, умений и навыков поведения (толерантность, эмпатийность).
5. Цель проекта : формирование духовно-нравственных качеств у дошкольников средствами русской народной сказки.
6. Задачи реализации проекта :
- Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками;
- Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей;
- Развивать умение сравнивать и анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку своему и других поведению;
- Воспитывать бережное отношение к книге, учить правилам пользования книгой;
- Развивать умение отличать хорошее от плохого в сказке и жизни;
- Воспитывать скромность, отзывчивость, желание быть справедливым на примере героев русских народных сказок;
- Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании детей дошкольного образа.
7. Участники проекта : дети группы №4, воспитатели, родители, физ. инструктор;
8. Вид проекта : творческий, игровой, практико-ориентированный;
9. Основные формы организации проекта :
Пополнение библиотеки группы
новыми красочными книгами с
русскими народными сказками.
Беседа: «Какие сказки читают вам
родители?».
Дидактическая игра «Угадай сказку».
Применение цитат из сказок в
режимных моментах.
Подвижная игра: «У медведя во
бору…»
Информационно - аналитические (решение проблемных ситуаций).
- Коллективные (чтение художественной литературы, беседы по сюжету, театра-лизованные игры, сюжетно – ролевые игры).
- Индивидуальные (беседы по сюжету, дидактические настольные игры, рисова-ние иллюстрации к сказке).
- Наглядно-информационные (показ презентаций, просмотр мультфильмов, вы-ставки детских работ, экскурсии в библиотеки).
- Познавательные (ООД).
- Досуговые (праздники, спектакли, вечера загадок, викторины, посещение те-атров).
10. Формы работы с родителями:
- консультации «Сказка в жизни ребенка», «Читайте детям сказки»,
«Роль сказки в жизни ребенка», «Роль сказки в развитии речи детей»,
«Театрализованные игры по сказкам в развитии детей дошкольного возраста»
- анкетирование «Сказка в мире ребенка»;
- конкурс поделок к Новому Году «Фабрика Деда Мороза»;
- Информация на стенде
- Оформление альбома "Мой любимый сказочный герой"(сотворчество детей и родителей
- организация тематических досугов и развлечений.
11 Методы и приемы:
Самый распространенный метод ознакомления со сказкой – чтение воспитате-ля, т. е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объему, я расска-зываю детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с деть-ми. Большую же часть произведений читаю по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.
Следующий метод – рассказывание, т. е. более свободная передача текста.
При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказы-вать, чтобы дети заслушивались. Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок, литературные викторины. Примерами дидактических игр могут служить игры “Отгадай мою сказку”, “Один начинает – другой продолжает”, “Откуда я? ” (описание героев) и другие.
Приемы формирования восприятия сказки
Выразительность чтения. Главное выразительно прочитать, чтобы дети заслушива-лись. Выразительность достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены на то, чтобы дети пред-ставили себе живой образ.
Следующий прием – повторность чтения. Небольшую сказку, которая вызвала интерес детей, целесообразно повторить. Из большой сказки повторно можно зачи-тать отрывки, наиболее значимые и яркие. Повторное чтение и рассказывание воз-можно сочетать с рисованием и лепкой. Художественное слово помогает ребенку создавать зрительные образы, которые потом воссоздают дети.
Один из приемов, способствующих лучшему усвоению текста, – выборочное чтение (отрывков, песенок, концовок) .Можно задать ряд вопросов (Из какой сказки этот отрывок? Из рассказа или сказки этот отрывок? Чем закончилась эта сказка? Если после первого чтения сказка уже понята детьми, воспитатель может использовать ряд дополнительных приемов, которые усилят эмоциональное воздействие – показ игрушки, иллюстрации, картинки, элементы инсценирования, движения пальцами, руками.
Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребе-нок выполняет роль сказочного персонажа. Привлечением детей к участию в дра-матизации. Драматизация способствует воспитанию таких черт характера, как сме-лость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.
Можно использовать словесные приемы. Зачастую детям бывают непонятны неко-торые слова или выражения. В таких случаях надо давать им возможность понять новое слово, строить фразы путем осмысления ситуации. Как правило, не следует прерывать чтение объяснением отдельных слов и выражений, так как это нарушает восприятие произведения. Это можно сделать до чтения. Широко распространен-ным приемом, усиливающим воздействие текста и способствующим лучшему его пониманию, является рассматривание иллюстраций в книге. Иллюстрации показы-вают детям в той последовательности, в которой они размещены в сказке, но после чтения.
Следующий прием – беседа по сказке. Это комплексный прием, часто включаю-щий в себя целый ряд простых приемов – словесных и наглядных. Различаются вводная (предварительная) беседа до чтения и краткая (заключительная) беседа по-сле чтения. Во время заключительной беседы важно акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков. В беседах должны пре-обладать такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок.
- чтение и рассказывание сказок;
- заучивание пословиц, стихов;
- занятие «Путешествие в зимний лес»
- лепка: «Мой любимый сказочный герой»
- аппликация: «Одежда для Снегурочки», «Сказочный герой» (коллективная рабо-та, «Вот такая наша ёлка!»,
- рисование: «Если бы я был волшебником», «В сказочной стране», «Волшебные птицы»,
«Счастливое солнышко», «Счастливая семья», «Подарю тебе я волшебство». - чте-ние русских народных сказок;
- игры – драматизации: инсценировка «Три поросёнка», «Заюшкина избушка», иг-ра мотивация «Идём по зимнему лесу», игровая ситуация «Дорожка вежливых слов», игра беседа «Закончи сказочную историю».
12. Реализация современных педагогических технологий нетрадиционных техник:
13. Методическое обеспечение
14. Реализация образовательных областей:
- «Социально – коммуникативное развитие» (чтение русских народных сказок, про-ведение игр, игровых упражнений, проблемных ситуаций);
- «Художественно – эстетическое развитие» (прослушивание музыкальных произ-ведений, рассматривание картин, изобразительная деятельность);
- «Познавательное развитие» (дидактические игры, игры – перевоплощения, игры – превращения, акции, беседы); развитие игровой деятельности; физическое разви-тие;
3. Совместная деятельность;
4. Диагностическое исследование.
15. Этапы реализации проекта :
1 этап: Подготовительный (Срок с 1.09.2019. по 31.09.2019 г.)
- Анализ психолого-педагогической литературы.
- Обобщение педагогического опыта по данной проблеме.
- Анкетирование родителей.
- Тестирование детей по теме.
- Подборка детской художественной литература по содержанию нравственных ценностей, иллюстрационного наглядного материала по теме «Уроки доброты»;
- Изучение эмоционального поведения детей при восприятии литературных произведений при чтении художественных произведений, при разыгрывании сю-жетных сценок.
- Подборка разнообразных методов и приемов работы над сказкой.
- Подборка игр социально – нравственного содержания.
2 этап: Практико-ориентированный ( Срок: с 1.10.2019 по 10.05.2020 г.) :
- Чтение и обсуждение детской художественной литературы в детском саду и дома.
- Беседы по прочитанным литературным произведениям, реше-ние нравственных ситуаций.
- Игры-драматизации, игры-беседы с кукольными персонажами, дидактические игры.
- ООД с элементами «сказкотерапии».
- Слушание сказок в аудиозаписи.
- Просмотр мультфильмов.
- Пальчиковая гимнастика.
- Изготовление совместно с родителями поделок, игрушек.
- Организация для родителей консультаций, папок передвижек, памяток.
- Развлечения литературного и нравственного содержания (викторины, вечера загадок).
- Экскурсии в детскую, школьную библиотеку.
- Просмотр спектаклей, сказок, кукольных представлений в детском саду, в те-атре.
- Ремонт книг в группе.
- Пополнение книжного уголка, оформление с/р. игры «Библиотека».
3 этап: Заключительный этап ( Срок: с 10.05.2020 г. по 31.05. 2020 г.) :
16. Ожидаемые результаты:
- дети научились понимать смысл сказок;
- отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя;
- осознание доброго, уважительного и заботливого отношения детей друг к другу и к своим родителям;
- развитие коммуникативных способностей детей в ходе игровой деятельности;
-развитие творческих способностей у детей в ходе продуктивной деятельности;
-гармонизация детско-родительских отношений.
Дорожная карта проекта «Путешествие в мир сказок» в группе №4.
Подготовительный этап
Работа с детьми:
1. М Методика «Незаконченный рассказ» Сентябрь
2. Пополнение библиотеки группы
новыми красочными книгами с
русскими народными сказками.
Беседа: «Какие сказки читают вам
родители?».
Дидактическая игра «Угадай сказку».
Применение цитат из сказок в
режимных моментах.
Работа с участниками проекта Сентябрь
1. Подбор необходимого материала для практической реализации проекта.
2. Консультация для воспитателей
-«Духовно-нравственное воспитание дошкольника»
Создание банка идей и изучение лите-
ратуры по теме проекта.
- Разработка плана мероприятий на год.
Работа с родителями Сентябрь
1.- Знакомство с темой, целями и задачами
проекта
- Консультация «Книжки в
вашем доме».
- Советы по оформлению детской
домашней библиотеки.
-Анкета для родителей: «Ребенок и
сказка»
Октябрь
2. Тест-опрос: «Нравственное воспитание детей средствами русской народной сказки»
Практический этап Октябрь
Работа с детьми
- Беседа «Наши поступки».
-Чтение детям и пересказ р. н. сказки «Волк и семеро козлят».
- Рассматривание иллюстраций к р. н. сказкам.
- Раскрашивание раскраски «Волк и семеро козлят».
- Дидактическая игра «Угадай из какой сказки прочитан отрывок».
-Показ настольного театра «Волк и семеро козлят».
-Рисование «Любимый герой из сказки»
Ноябрь
-Чтение и пересказ сказки «Бычок, смоляной бочок».
-Добавить в уголок ряженья новые костюмы, маски, атрибуты.
- Дидактическая игра «Из какой сказки герой?».
-Раскрашивание раскрасок с героями сказок.
-Подвижная игра «Бычок - смоляной бочок»
Декабрь
-Беседа «Волшебные сказки».
- Чтение сказок «Снегурочка, Волшеб-
ное кольцо».
- Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото и др.).
-Дидактическая игра «Расскажи мне сказку по картинкам».
-Подвижная игра «Заморозка. Снежная королева».
-Сюжетно- ролевая игра «Путешествие с героями любимой сказки.
-ООД «В гостях у сказки».
-Рисунки детей на тему: «Зимние сказки».
- Игры по русским народным сказкам.
-Аппликация: «Одежда для Снегу-
Рочки».
Январь
3. Чтение сказки «Гуси-лебеди»
Дидактическая игра «В мире вежливых слов»
Лепка «Герои сказок».
Просмотр мультфильмов (Гуси-лебеди, Сестрица Аленушка и братец Иванушка).
-Сюжетно-ролевая игра «Магазин сказочных игрушек».
Февраль
4. Чтение сказок («Зайкина избушка», «Лисичка сестричка и серый волк»)
Игровая ситуация «Забияка-лиса»
Конкурс рисунка «Мой любимый герой сказки», «Моя любимая сказка».
Создание книжки-самоделки по теме «Моя любимая сказка».
Подвижная игра «У медведя во бору».
Сюжетно-ролевая игра «У Машеньки в г в гостях».
Конструирование из бумаги «Герои любимых сказок»
Март
5. Беседа «Что такое дружба»?
Чтение сказок «Маша и медведь», «Кот, петух и лиса»
Показ пальчикового театра «Маша и медведь»
Дидактическая игра «В гости к героям сказки»
Физкультурное развлечение «Поиграй с Медведем»
Рассматривание иллюстраций к русской народной сказке «Кот, петух и лиса»
Подвижная игра «Лиса и кот»
Прослушивание песен «Про дружбу», «Барбарики»
Коллективная работа: аппликация- мозаика «Герой русской народной сказки»
Отгадывание загадок по сказкам
Работа с участниками проекта
1. Картотека русских народных сказок для детей дошкольного возраста Ноябрь
2. Консультация «Сказкотерапия — как средство нравственного воспитания детей» Декабрь
3. Консультация «Воспитание толерантности через сказку» Январь
4. Мастер-класс «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через народное творчество». Февраль
5. Консультация «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки» Март
Работа с родителями
1. Совместное изготовление атрибутов к сказкам Ноябрь
2. Привлечение родителей к драматизации сказки Декабрь
3. Памятка для родителей «Сказка-это чудо» Январь
4. Консультация для родителей
«Что такое сказка и ее роль в нравственном воспитании детей». Февраль Му
5. Оформление папки передвижки
«Книжки в вашем доме». Март
Работа с детьми
1. Методика «Незаконченный рассказ»
Методика «Сюжетные картинки» Р. Р. Калининой
Апрель
Мусаева О. В.
2. Итоговое мероприятие «В гостях у сказки» Май
Работа с участниками проекта
1. Мастер-класс «Как сделать сказку интересной» Апрель
2. Консультация «Нетрадиционные методы и приёмы в работе со сказкой» Май
Работа с родителями
1. Тест-опрос: «Нравственное воспитание детей средствами русской народной сказки»
Анкета для родителей: «Ребенок и сказка» Апрель
2. Итоговое мероприятие «В гостях у сказки» Май
Список использованной литературы:
Журналы «Дошкольное воспитание», «Детский сад будущего»; Гриценко З. А. «Ты детям сказку расскажи» М., 2003.; Доронова Т. Н. «Играют взрослые и дети» Линка – Пресс, 2006.; Рик Т. «Сказки и пьесы для семьи и детского сада» Линка – Пресс, ;
Рыжова Н. А. Коллекция увлечений. Линка – Пресс, 2005. ; Шорохова О. А. Играем в сказку : сказкотерапия и занятия по развитию связной речи до-школьников. М., 2006.; Безруких М. М. Сказка как источник развития твор-чества детей. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС., 2001.;
Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. Харьков. 1996.;
О. А. Шиян. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке. Мозаика-синтез; М. :; 2012.;
М. Д. Маханева. Театрализованные занятия в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2003г.
Т. Н. Караманенко, Ю. Г. Караманенко. Кукольный театр- дошкольникам : Театр картинок. Театр игрушек. Театр петрушек. - М. : Просвещение, 1982г.
Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей, средней, старшей, подготовительной группах детского сада. – М. : Мозаика – Синтез, 2012, 2013