Оксана Сулыга
Современные подходы к использованию игр для коррекции диалогической речи у дошкольников с ОВЗ
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИГР ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ
Диалог является основной формой существования языка, не случайно к его изучению постоянно обращаются с тех или иных научных позиций.
Диалог [греч. dialogos] – одна из форм речи, при которой каждое высказывание прямо адресуется собеседнику и оказывается ограниченной тематикой разговор; характеризуется относительной краткостью отдельных высказываний и относительной простотой их синтаксического построения.
Публикация «Современные подходы к использованию игр для коррекции диалогической речи у дошкольников с ОВЗ» размещена в разделах
- Игры для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Остановимся на характеристики диалога. Диалог – не только форма речи, он еще и «разновидность человеческого поведения» (Л. П. Якубинский). Как форма речевого взаимодействия с другими людьми, он подчиняется определенным, сложившимся в обществе правилам его поведения. Эти правила определяют социальное поведение людей в диалоге. Основные правила диалога содействуют социализации человек, вступающего взаимодействие с другими людьми. Правила поведения диалога опосредованы моральными и речевыми нормами. Поскольку диалог – это смена высказываний, связанных между собой одной темой, то вполне понятна целесообразность таких правил, как соблюдать очередность в разговоре; выслушивать собеседника, не перебивая; поддерживать общую тему для разговора. Ситуативность – особенность диалога как формы речи, поэтому нередко в диалоге жесты или мимика заменяют словесную реплику, отсюда возникает еще одно правило ведение диалога – смотреть собеседнику в глаза или лицо.
Общение возникает ранее других психических процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на речевое и психическое развитие ребенка, формирует личность в целом (А. В. Запорожец, М. И. Лисина). Основной формой общения является диалог, реализуемый речевыми средствами. В нем на основе понимания воспринимаемой речи и речевой практики формируется речь. Диалогическая форма общения способствует активизации познавательно – мыслительных процессов. При недостаточном общении темп развития речи и других психических процессов замедляется. Существует и обратная зависимость – недоразвитие речевых средств снижает уровень общения.
Диалогическое общение –это форма общения, основывающая на априорном внутреннем принятии друг друга как ценностей самих по себе и предполагающая ориентацию на индивидуальную неповторимость каждого из субъектов.
Основной формой общения является сам диалог. Элементарной структурной единицей речевого общения является цикл, образованный двумя взаимосвязанными, сопряженными речевыми актами партнеров, именуемых высказываниями.
Древнегреческие философы считали, что диалог есть «речь, состоящая из вопросов и ответов» [46, с. 164]. В философии, а позже в логике и риторике диалог рассматривался, прежде всего, как процесс полемики, противоборства двух точек зрения, доказательства истинности идей, взглядов; как «логико-коммуникативный процесс взаимодействия людей посредством выражения своих смысловых позиций» [16, c.4]. Диалог, как акт социально-речевого взаимодействия, акт непосредственного общения людей, рассматривается и в лингвистике [63, 70, 116, 188].
Лингвисты, относя диалог к одной из форм связной речи, подчеркивают, что он в отличие от монолога создается двумя или несколькими говорящими. В качестве основного формально-организующего признака диалога называется реплицирование (чередование реплик) : «смена высказываний двух или нескольких говорящих» [23, с. 74], «регулярный обмен высказываниями-репликами» [28, с119], «ряд сменяющих друг друга реплик» [138, c.161], «попеременный обмен знаковой информацией» [82, c.32].
Более типичны для диалогической речи короткие фразы – предложения, которые легко удерживаются в памяти общающихся. Диалогическая форма общения обеспечивает активизацию внутренней и внешней речи через включения мыслительной деятельности для решения проблемных ситуаций и задач.
Нарушение коммуникации при ОВЗ. В последние годы в связи с изменениями социальной ситуаций развития современного ребёнка существенно вырос интерес исследователей к проблеме социального и коммуникативного развития подрастающего поколения. Взаимодействие с общением со взрослыми и сверстниками является важнейшим фактором, во многом определяющим развитие ребёнка как человека общественного. Как вы уже знаете, процесс социализации ребёнка с особенностями его общения, вербального или невербального. Недостаточность развития языковых средств, коммуникативные затруднения в использовании их в речи создают определенный барьер в общении детей с общим недоразвитием речи. Известно, что особенности мышления, а, следовательно, и общения детей в целом, поскольку речь и мышление очень тесно связаны.
Коммуникативная компетенция ребёнка – дошкольника, по мнения ученых, включает в себя три группы коммуникативных умений. А дошкольники с общим недоразвитием речи (ОНР) вследствие речевого дефекта, имеют нарушения во всех трех компонентах коммуникативной деятельности. Нарушение речевой функции обсусливает ограничение социальных контактов, сложности в обмене информацией и приводит к негативизму и отсутствию заинтересованности в общении. При этом отдельные стороны невербальной коммуникации у детей данной группы сохранены и могут быть развиты лучше, чем у детей с нормальным развитием за счет речевого дефекта. Исследование показывает, что социальная позиция ребёнка в группе сверстников во многом зависит от уровня развития его игровых навыков и потребности в общении. Логично предположить, что высокая потребность в общении побуждает ребёнка к установлению большего числа социальных контактов, а высокий уровень игровых навыков делает ребёнка привлекательным партнером для игры, ведущей деятельности в дошкольном возрасте. При этом высокий уровень конфликтности ребёнка препятствует возможности ребёнка занять высокую социальную позицию в группе. Потребность в общении, заставляет ребёнка совершенствовать свои игровые навыки. А их развитие основано на развитии возможностей использования инициативности, невербальных средств общения и диалогической речи как основного средства взаимодействия в игре.
Интеграция в обществе ребёнка с нарушением развития – одна из важных целей специального развития. Устная коммуникация является одним из условий успешного взаимодействия с окружающими и успешной адаптации для ребёнка с нарушением слуха. Во многом она осуществляется через диалог. Диалог – цепь последовательных реплик и речевых реакций двух и более участников речевого общения (О. С. Ушакова, В. П. Глухов, М. М. Бахтин). Речь — это не только процесс говорения, но и восприятие, понимание, словообразование.
Изучая проблему интеграции детей с нарушением слухом в обществе исследователи большое внимание уделяет проблеме их речевого развития. Проблема развития устной речи детей с нарушенным слухом изучалась такими исследователями как Р. М. Борис, А. Г. Зикеев, И. М. Соловьёв, Ж. И. Шиф, А. М. Леушина, Ф. Ф. Рау, и др. Однако, анализ исследований показ, что проблема развития диалогической речи исследована в большей степени в отношении детей, не имеющих отклонения в развитии, а также отношении детей с нарушением речи. Значительно меньше уделяется внимания данной проблеме в отношении детей с нарушениями слуха. Дети с данным нарушением, владеют ограниченным объёмом фраз речевого этикета, не уметают выразить просьбу, приветствие, отношение к предмету обсуждения, не способны задавать вопросы и договариваться по поводу действий; не зная ситуации, дети теряются, порой замолкают; имеют ограниченный словарный запас, в речи употребляют аграмматичные словосочетания и отдельные слова; во время игры мало используют речь, ролевые реплики в основном возникает по инициативе взрослого, не выделяют в речи правила игры и редко обозначают речь ролью; у детей не сформирована способность употреблять связанные высказывания при общении. Часто в качестве основного средства развития диалогической речи рассматриваются общение педагога с детьми, через разговоры и беседы.
В связи с активным включением детей с синдром Дауна в учебный процесс вопросы определения их образовательных потребностей, речевого развития и выбора адекватных методик коррекционной работы приобретают особое значение.
Известно, что с развитием речи у ребёнка связано формирование как личности, так и всех основных психических функций. Широкая вариативность речи детей с синдромом Дауна, а также нарушенная динамика ее развития требует обоснования и разработки системы методических рекомендаций.
Для разработки дифференциального подхода к речевому развитию детей с синдромом Дауна, определили группы детей по описанию их активного и пассивного словаря, коммуникативных и игровых навыков.
Выделили три разнородные по качеству речи группы детей :
первая группа – дети, у которых нет фразовой речи;
вторая группа – дети, фраза которых состоит из слова и жеста;
третья группа – дети, фраза которых состоит из двух и более слов.
Развитие первой группы детей имеет специфические особенности, подтверждающие ее некоммуникативный характер. Отсутствие у детей инициативы в общении со взрослыми, его игнорирование или отказ от совместных с ним деятельности, неустойчивый зрительный контакт влияют на их речевые возможности, которые проявляются в виде крика и простых вокализаций. Данные реакции носят безусловно рефлекторный характер и являются средством, которое заставляет взрослого обратить внимание на удовлетворение физических потребностей ребёнка.
В такой ситуации, когда основные предречевые предпосылки не сформированы, невозможно строить речевой диалог, поэтому взрослому необходимо вернуться к ранним этапам эмоционально – личностного развития, сформировать потребность в общении, находясь в едином зрительном поле с ребёнком.
Ко второй группе относится дети, фраза которых состоит из слова и жеста. Их психоречевое развитие также характеризуется рядом особенностей. Дети данной группы значительно дольше чем нормально развивающиеся дети, остаются на этапе индикативной речи : первые слова носят индикативный характер и продолжают более дифференцированно выполнять функцию указательного жеста. Эти слова являются подтверждением замеченной и воспринятой предметной действительности.
Речевая коммуникация ребёнка во взаимодействии со взрослым окажется эффективным, в том случай, если сначала научит использовать для обозначения предмета и действия имитирующие жесты и простые звукосочетания, а с развитием игровой деятельности совершенствуется и речь ребёнка. У него проявляет интерес поддерживать речевой диалог со взрослым, в котором постепенно использование жеста заменяется словом.
К последней группе относятся дети, фраза которых состоит из двух и более слов. Психоречевое развитие детей данной группы сопровождается активным подражанием взрослому, инициативностью в деятельности с игрушками и в общении со взрослым, отмечается разнообразие в сюжетах отобразительных играх. Сложность понимания речи детьми этой группы заключается в том, что при достаточно быстром запоминании двигательных и речевых образцов они не всегда понимают смысл ситуации.