Ольга Гречман
Консультация для педагогов «Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение: «использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников, Социоигровые технологии"
Процесс социализации начинается у человека в детстве и продолжается всю жизнь. Важно отметить, что социально-личностное развитие детей происходит благоприятно при условии удовлетворения их потребностей в положительных эмоциональных контактах с окружающими, в любви и поддержке, активном познании, самостоятельной деятельности по интересам, самоутверждении, самореализации и признании своих достижений со стороны окружающих. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие. Вот почему наиболее близки и естественны для дошкольника игры и активное общение с окружающими – со взрослыми и сверстниками.
В 1992 году (в учительской газете) появилась статья Со слайда
И одновременно в каждой из них
3 Социоигровая технология – это развитие ребёнка в игровом общении со сверстниками. Она направлена на развитие социальных качеств личности, формирования коммуникативной культуры детей. Применение социо - игровой технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья. Социо-игровой стиль учит активных детей признавать мнение товарищей, а робким и неуверенным детям дает возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность.
В рамках данной технологии ставятся задачи:
Помочь детям научиться эффективно общаться
Сделать образовательный процесс более увлекательным для детей
Способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества
Воспитывать в дошкольниках желание узнавать новое.
Плюсы социоигрового стиля:
Отношения: «ребенок - сверстники»
Педагог является равноправным партнером
Разрушается барьер между педагогом и ребенком
Дети ориентированы на сверстников, а значит, не являются покорными исполнителями указаний педагога
Дети самостоятельны и инициативны
Дети сами устанавливают правила игры
Дети обсуждают проблему, находят пути ее решения
Дети договариваются, общаются (выполняют роль и говорящих, и роль слушающих)
Общение детей происходит внутри микрогруппы и между микрогруппами
Дети помогают друг другу, а также контролируют друг друга
Социоигровой стиль учит активных детей признавать мнение товарищей, а робким и неуверенным детям дает возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность.
«Золотое правило» социо–игровой технологии»:
1. Используется работа малыми группами или как их еще называют «группы ровесников». Оптимальным, для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами в младшем возрасте в пары и тройки, в старшем по 5-6 детей. Деятельность дошкольников в малых группах - самый естественный путь к возникновению у них сотрудничества, коммуникативности, взаимопонимания.
2 Движение детей – это также один из составляющих компонентов социоигровой технологии. Во время работы компании дети могут свободно перемещаться по группе: меняются микрогруппы, дети выполняют задание, отправляют посыльного (представителя, ищут варианты выполнения заданий и т. д. В социоигровой технологии перемещение детей -неотделимый атрибут. Можно сказать, что если во время занятия дети сидели на стульчиках или двигались очень мало, то социоигровая технология не состоялась.
3 Смена темпа и ритма – при социоигровой технологии дети действуют в своем темпе и ритме, в зависимости от игры или задания.
Вариантов может быть несколько:
на выполнение задания может отводиться определенное время и по сигналу дети начинают выполнять задание и заканчивают тоже по сигналу.
А может быть другой вариант: каждый ребенок в микрогруппе может действовать в своем темпе, как ему удобно.
4 Воспитатель – партнер, советчик – это тоже один из важных моментов социоигровой технологии, при котором, воспитатель занимает позицию партнера по отношению к ребенку.
На традиционных занятиях о том, что правильно, а что нет – судит в основном педагог. И это стало нормой, не воспринимается как проблема в обучении. Но если посмотреть на ситуацию с другой стороны: это своего рода «суд» над детьми, который устраивает педагог. Если воспитателям на своих занятиях брать на себя роль советчика, то, это положительно сказывается не только на отношениях педагога с детьми, но и появляются положительные моменты в отношениях с коллегами.
Для развития детей большое значение имеет формирование личного опыта для оценки ребенком своих возможностей. Шулешко Е. Е. отмечал, что оценка, выработанная собственными усилиями ребенка, гораздо эффективнее способствует дальнейшей активации, чем оценка со стороны воспитателя. Детей увлекает сама возможность проявить свою инициативу и направлять ее формирование новых представлений или на применение тех, что уже были сформированы. Социоигровые технологии стимулируют развитие у детей умение свободно обсуждать интересующие их вопросы, следить за ходом общего дела, оказывать друг другу помощь и принимать ее, когда это нужно.
Важна заключительная часть занятия – это своеобразное подведение итогов, рефлексия того, что было на занятии и обеспечение условий для плавного перехода из «мира свободы, фантазии и игр» в «мир реальности и обязанностей».
Для подведения итогов в конце каждого занятия дети снова рассаживаются в круг и обмениваются впечатлениями и мнениями.
Завершающим штрихом, подводящим черту под игровым занятием, становится ритуал. Используется тихая спокойная музыка. Дети встают в круг, берутся за руки и передают друг другу хорошее настроение, улыбку на целый день. В конце занятия дети заполняют «Карту настроения», как они себя чувствуют после проведенных игр.!
Ритуал завершения играет важную роль в формировании новой позитивной системы отношений «ребенок-взрослый» - отношений доверия и взаимопонимания. !
Основными функциями педагога, ведущего игровые занятия, является создание атмосферы принятия ребенка:
•эмоциональное сопереживание ребенку;
•отражение и вербализация его чувств и переживаний в максимально точной и понятной ребенку форме,
•обеспечение в процессе игровых занятий условий, актуализирующих переживание ребенком чувства достижения, собственного достоинства и самоуважения.
Акт коммуникации строится так, чтобы предоставить ребенку определенную свободу выбора, а не навязывать свой способ взаимодействия
Организуя любую деятельность с детьми, педагог должен задавать себе простые вопросы, которые помогут увидеть реальную картину происходящего на занятии.
–Зачем я предлагала детям это задание? – Зачем дети его выполняли?
Честные ответы на подобные вопросы помогут квалифицированно диагностировать свое поведение, интонацию, мысли, чувства, впечатления, желания, наполнят жизнь новыми смыслами деятельности.