Максимова Светлана Вячеславовна
Использование квест-технологии в образовательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Использование квест-технологии в образовательной деятельности. Мастер класс.
Автор: Максимова С. В.
В настоящее время изменился подход к образовательной деятельности для дошкольников в связи с реализацией ФГОС ДО. В современной системе дошкольного образования используются интерактивные технологии, учитывающие индивидуальность ребёнка, дающие возможность самостоятельно проявлять активность, самостоятельность и инициативу.
Игра для дошкольников является ведущим методом в образовательной деятельности и естественной формой познания окружающей действительности.
Темочки:
Педагог в своей деятельности применяет правильно организованную игру, как эффективное педагогическое средство. Среди игровых технологий начинает использоваться педагогами квест-технология. Она позволяет уйти от традиционных форм обучения дошкольников и значительно расширить рамки образовательного пространства.
Квест-технология - игровая технология, которая имеет дидактическую задачу, замысел, обязательно имеет наставника, правила и реализуется с целью повышения у обучающихся знаний и умений по заданной теме.
Квест-игры направленны на самовоспитание и саморазвитие ребёнка, проявления его инициативности, творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками. Такие игры решают задачи социально-коммуникативной, речевой, познавательной, художественно-эстетической, физической образовательных областей.
В командной квест-игре воспитываются у дошкольников такие качества, как: эрудиция, креативность и нестандартное мышление, сообразительность, выносливость, коммуникативность.
В ходе квест-игры осуществляется интеграция образовательных областей, комбинируются разные виды детской деятельности и формы работы с детьми.
Идея квест-игры в том, что команды выполняют различные задания, постоянно перемещаясь в окружающем пространстве. Вся суть игры в заданиях, которые должны быть разнообразными и вызывать у детей интерес.
Принципы квест-игры :
- все игры и задания должны быть безопасными;
- соответствие возрасту и индивидуальным особенностям детей;
- уважение достоинства ребёнка;
- постановка цели, распределение ролей;
- постоянно меняющаяся деятельность;
- последовательные и логичные задания;
- использование в игре музыкального сопровождения, костюмов, карт, декораций, схем;
- воспитатель направляет детей на правильные, самостоятельные выводы;
- результаты подгрупп собираются в общий результат (пазл, карта, рисунок, схема).
В квестах есть общая цель – «мотиватор», которая известна детям с самого начала. Цель определяет игровую «легенду» и правила заданий. Затем игроки поэтапно движутся, решая различные задания. Команда игроков проходит один этап и переходит к другому. В процессе игры дети получают подсказку, недостающий предмет и т. п. Команд из участников может быть несколько или одна. На всех этапах игры дети из команды не разделяются, а действуют вместе. Инструктор команды - воспитатель. Он обеспечивает безопасность, консультирует детей, поддерживает участников, помогает в организации командного взаимодействия. В квест-игре есть задания -подсказки (игровые, математические и двигательные упражнения, проблемные ситуации, вопросы, ребусы, пазлы, лабиринты, измерения, схемы, спортивные эстафеты, загадки, раскладывание предметов фигур, творческие задания и многое другое).
Особенность квест-игры в том, что она в игровой форме способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. Здоровье детей ещё больше укрепляется, если квест-игра проводится на воздухе. В игру включаются задания с лазанием, бегом, прыжками, метанием и равновесием.
Характер квеста - развлекательный, но в игре заложены вспомогательные приёмы (постановка эксперимента, дидактические, спортивные, оздоровительные и другие игры, викторины, творческие задания, загадки, кроссворды, задания с конструированием, которые позволяют не только веселить детей, но учить и развивать.
Развивающая предметно-пространственная среда группы становится более разнообразной благодаря проведению квестов, что способствует развитию личности ребёнка и соответствует требованиям ФГОС ДО.
Игровая деятельность строится педагогом следующим образом :
- проанализировать знания и умения детей, определить новый материал;
- определить цель и задачи квест- игры;
- определить виды деятельности для решения поставленных задач;
- разработать сценарий игры;
- придумать название, вступительное слово и ход игры;
- придумать первое задание, которое мотивирует детей на игру;
- придумать остальные задания, которые будут вызывать интерес и стремление к достижению итоговой цели;
- разработать план маршрута;
- продумать и создать условия для отдыха, физминутки, задания на релаксацию;
- задания выстраивать так, чтобы дети видели логическую связь и двигались к достижению главной цели, постепенно, проходя этапы.
- подготовить атрибуты для заданий.
Итак, в результате создания квест - игры педагог :
- осуществляет педагогическую деятельность в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности;
- создаёт благоприятные условия для развития способностей и творческого потенциала дошкольников;
- обеспечивает становление и развитие у детей воображения, познавательной активности.
В цели повышения уровня компетентности педагогов в использовании квест – технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста представим мастер-класс.
Задачи:
- познакомить педагогов с содержанием и проведением квест – игры;
- дать рекомендации по использованию квест – технологии;
- мотивировать педагогов на творческую деятельность.
Представленный опыт работы будет полезен педагогам дошкольных образовательных организаций.
Проект занятия по познавательно - исследовательской деятельности в форме квест - игры.
Воспитатель: Максимова Светлана Вячеславовна
Дата: 18.04.2022 г.
Тема: «Интересное рядом. Чудесное яйцо»
Форма проведения: квест - игра
Цель: опытно-исследовательским путём учить детей выделять свойства яйца и пищевых красителей, научить детей изготовлять пищевые красители.
Задачи.
Образовательные :
- учить детей выделять признаки исследуемого объекта, проверяя свои
предположения опытно-исследовательским путём;
- учить делать выводы, в соответствии с результатами экспериментов, обобщать и анализировать их;
- учить видеть неизвестное в известном;
- закрепить знания детей о традициях красить пасхальные яйца и символике цвета пасхальных яиц;
- формировать необходимость соблюдения правила безопасного поведения во время экспериментов.
Развивающие:
- развивать творческое воображение, фантазию, мелкую моторику руки;
- развивать восприятие, мышление, речь (словесный анализ, речь-суждение, речь-доказательство, речь-аргументация) в процессе активных действий с исследуемым материалом.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к культурным традициям России; эстетические и патриотические чувства;
- воспитывать у детей аккуратность при работе с исследуемыми материалами, желание доводить начатое дело до конца;
- воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, наблюдательность.
Активизировать словарь детей: природные красители, окрашивание, оттенок.
Интеграция образовательных областей : познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Вид деятельности : познавательно – исследовательская.
Возраст детей: 6-7 лет (подготовительная группа).
Оборудование: ёмкости разной формы и размера, пластиковые тарелки, кисточки, сырые и варёные яйца, ватные палочки, листы белой бумаги (10 /10, марля, перчатки, шапочки, халаты на каждого ребенка, письмо с флэшкой, 5 конвертов с цифрами и заданиями, карта Чародея, карточки – подсказки, свёкла, морковь, шпинат.
Методические приё мы и технологии: игровые, наглядные, словесные, эксперименты.
Организация среды для проведения образовательной деятельности : иллюстрации пасхальных угощений, аудиозапись русской народной песни, презентация «Пищевые красители», атрибуты к игре «Катись пасхальное яичко», столы с оборудованием для экспериментов.
Ход занятия:
1. Вводная часть (орг. момент)
Воспитатель: - Здравствуйте, ребята. Выходите, встаньте в круг, ты мой друг и я твой друг. Вместе за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся!
- Ребята, я вас приглашаю на выставку «Пасха православная». Проходите, пожалуйста.
- Посмотрите, сколько красивых предметов! Давайте рассмотрим их.
- Ребята, скажите, какой праздник приближается?
(Дети отвечают).
Воспитатель:
- Правильно! Пасха отмечает воскрешение Иисуса Христа. Это
самый важный праздник в христианском календаре. На Пасху готовят специальную обрядовую еду.
- Ребята, послушайте внимательно загадку, и отгадайте:
Красные, жёлтые и расписные,
Мы освещать их приносим в корзине.
В играх пасхальных без них никуда,
Кроме того, это просто еда!
(Дети отвечают).
Воспитатель:
- Верно! Яйцо – символ возрождения природы и бесконечности жизни. На праздничном столе целый пир: пироги, куличи и конечно, крашеные яйца. Сначала люди красили яйца только в красный цвет, затем стали красить в разные - жёлтые, синие, зелёные - цвета. И назывались эти яйца….?
(Дети отвечают).
Воспитатель:
- А на этом яйце узоры, как такие яйца называются?
(Дети отвечают).
- Ребята, вспомните, что означают цвета краски для яиц.
(Дети отвечают).
Воспитатель:
- Молодцы! Все правильно вспомнили!
Мотивация деятельности детей.
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, что это? (дети увидели письмо с надписью «SOS»).
- Давайте узнаем, кто просит помощи?
(Дети отвечают).
Воспитатель читает письмо.
«Здравствуйте, ребята! Мы, жители страны Чудес просим у вас помощи! Злой чародей хочет испортить наш праздник. Он спрятал все краски и пасхальные яйца и зашифровал их на карте. Мы не смогли её разгадать и отдаём карту вам, а также карточки – подсказки и конверты с номерами. Их нужно открывать по порядку, чтобы разгадать главный секрет Чародея. Мы знаем, что вы умные и находчивые, помогите нам, ребята! В помощь вам передаём видео – подсказку» (дети находят в конверте флэшку).
Воспитатель:
- Поможем, ребята! (Ответы детей).
Просмотр презентации «Пищевые красители».
2. Основная часть (опытно – исследовательская деятельность детей).
Воспитатель:
- Мы с вами узнали, что краски могут быть изготовлены из овощей, зелени, ягод и других продуктов. Как это можно проверить?
(Ответы детей).
Воспитатель:
- Тогда прямо сейчас мы вместе с вами займемся этим увлекательным занятием. Только перед тем, как открыть первый конверт, вспомним правила безопасности: (читает инструкцию)
«Можно: думать, слушать, смотреть; трогать только с разрешения взрослого; осторожно обращаться с приборами их можно не только разбить, но и пораниться.
Нельзя: во время эксперимента кричать, толкаться, брать предметы без разрешения взрослого».
Воспитатель:
- Давайте вместе попробуем разобраться. Что вы видите на карте Чародея? С какой цифры начнём?
(Ответы детей).
Воспитатель вместе с детьми открывает конверт №1, в котором находятся карточки – подсказки с изображением носа, кисточек для рисования, тёрки, овощей и зелени.
Воспитатель:
- Ребята, для чего нужны все эти предметы? Подвести детей к тому, что первоначально нужно натереть овощи на терке, после отжать, чтобы получился сок, а затем проверить имеет ли сок запах.
(Ответы детей).
Дети и воспитатель подходят к столу с различными предметами.
Опыт№ 1. Дети демонстрируют, как из овощей и зелени получить сок.
Вывод: из овощей и зелени с помощью тёрки и марли получается сок, и он имеет запах, причём у каждого сока свой. (Дети отвечают). Фиксируют результат и находят в конверте№1 пазл.
Ребята снова обращаются к карте и открывают конверт №2, в котором находятся карточки – подсказки с изображением чистых листов бумаги, кисточек для рисования, раскрашенной бумаги и ткани.
Воспитатель:
- Ребята, что это значит? (Ответы детей).
Опыт№ 2.
Воспитатель:
- Правильно, давайте попробуем нарисовать узоры соком на бумаге. Воспользуемся кисточкой или ватной палочкой (дети выбирают).
- Ребята, сравните окраску марли, через которую вы отжимали сок и узоры на бумаге, одинаково ли получилось?
(Рассуждение детей). Фиксируют результат и находят в конверте№2 пазл.
На карте следующее задание №3. Дети рассматривают карточки и высказывают предположения, что в карточках-подсказках зашифрована игра.
Игра «Катись пасхальное яичко». Дети встают по кругу и передают друг другу яйцо со словами «Ты катись, катись яичко, быстро, быстро по рукам, у кого сейчас яичко - пусть станцует нам». После этих слов, тот ребенок, у которого оказалось яичко в руках - танцует под русскую народную мелодию.
На карте последнее задание под №4. Дети рассматривают карточки - подсказки с изображением яиц – одно из них находится в кастрюле, второе – разбитое.
Воспитатель:
- Ребята, а вы знаете, как можно отличить сырое яйцо от вареного яйца, не разбивая его?
(Дети высказывают предположения).
Опыт№ 4.
- Правильно. Яйца нужно покрутить на столе как волчки и понаблюдать.
На столе лежат вареное и сырое яйцо. Воспитатель крутит оба яйца и подводит детей к выводу, что одинаковые по виду яйца крутятся совершенно по-разному. Сырое яйцо из-за того, что внутри него жидкость крутится хуже вареного. Предложить проверить сделанные выводы. Вместе с детьми разбивает сырое и вареное яйцо. Фиксируют результат и находят в конверте№4пазл.
Дети собирают картинку из пазлов и находят корзину с неокрашенными яйцами.
3. Заключительная часть (анализ и самоанализ детей).
Воспитатель:
- Давайте посмотрим на наши карточки, какие опыты мы с вами провели и какие получили результаты?
Выводы:
- Что новое для себя вы открыли на занятии?
- Чему вы удивились?
А какое задание вам больше всего понравилось выполнять? (ответы детей).
Воспитатель:
- Можно эти краски назвать природными? Почему?
(Ответы детей).
Воспитатель:
- Ребята, вы – большие молодцы, разгадали главный секрет Чародея! Теперь жители страны Чудес смогут покрасить яйца и встретить светлый праздник Пасхи! Давайте соберём посылку для них (дети складывают пищевые краски и яйца).
- Как мы уже знаем, на Пасху принято дарить подарки. Жители страны Чудес благодарят вас за помощь и дарят вам игру «Катись пасхальное яичко».
Итак, образовательная деятельность в формате квест - игры даёт возможность педагогам интересно и оригинально организовать жизнь в детском саду. С помощью квест – игры педагог с лёгкостью поможет своим воспитанникам сделать новые открытия и получить позитивные эмоции от достижения поставленных целей.