Ольга Туголукова
«Музыкальная мозаика». Сценарий интеллектуальной игры для подготовительной группы к Дню музыки
▼ Скачать + Заказать документы
Ведущая: Здравствуйте, дорогие ребята и взрослые! Сегодня вы станете свидетелями и участниками интеллектуальной программы «Музыкальная мозаика!», посвященной Международному дню музыки, который впервые был проведен 1 октября 1975 года. Музыканты исполняли всемирно известные произведения, являющиеся мировым культурным наследием.
В нашей стране Международный день музыки празднуется с 1996 года. Одним из инициаторов его учреждения в России стал Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Он был знаменитым советским композитором, пианистом, педагогом и общественным деятелем. Произведения Шостаковича известны во всем мире. Он стал автором множества симфоний, нескольких опер и балетов, романсов, ораторий, кантат и т. п. Можно сказать, что Дмитрий Дмитриевич Шостакович являлся одним из величайших композиторов ХХ века. Он оказал очень большое влияние на развитие мировой музыкальной культуры. В 1996 году исполнилось 90 лет со дня рождения этого великого композитора. Тогда и было принято решение начать отмечать Международный день музыки. (Яндекс. Директ)
В нашей интеллектуальной игре принимают участие две сильнейшие команды, которые нам помогут отправиться в удивительный мир музыки, продемонстрируют свои знания о композиторах и оркестрах, удивят нас своим талантом музицировать на шумовых инструментах, а так же доставят нам наслаждение своим пением! Итак, давайте знакомиться:
Команда ___
Ваш девиз:….
Дирижер команды:…
Команда ___
Ваш девиз:….
Дирижер команды:…
Ведущая: А теперь пришло время узнать правила нашей игры. Нас ожидают четыре раунда по 3 вопроса в каждом. Услышав вопрос, подумай скорей, с друзьями в команде его обсуди и быстренько в свой колокольчик звени. Наградою будет веселая нотка, которую в копилку положишь ты ловко. Кто больше ноток веселых набрал, тот стал Победитель и Приз Главный взял. Для проигравших есть так же у нас приз утешительный и много похвал, аплодисментов, улыбок и смеха, радости, счастья и пожеланий успеха!
А я объявляю первый раунд «Фотоальбом»
Внимание на экран. Назови имя композитора, изображенного на портрете.
- Портрет №1. Ответ: Петр Ильич Чайковский
- Портрет №2. Ответ: Роберт Шуман
- Портрет №3. Ответ: Сергей Сергеевич Прокофьев
Ведущая: Раунд второй «Видео путешествие». Ребята, а вы любите путешествовать? А на каких видах транспорта можно отправиться в удивительное приключение? (ответы детей). Давайте мы отправимся с вами на автобусе. Приготовились, пристегнулись. Поехали…
Исполняется игровая песенка Е. Железновой «Автобус» (интернетресурсы)
Ведущая: Молодцы, хорошо прокатились? И вновь внимание на экран:
Какой жанр музыкального искусства представлен в видео фрагменте:
- Опера
- Инструментальное исполнение
- Балет
Музыкальный номер учащихся ДШИ
Ведущая: Ребята, расскажите мне, пожалуйста, что такое оркестр? (Ответы детей). Большое количество музыкантов, многообразие звучания музыкальных инструментов дали название нашему третьему раунду «Море музыки». Внимание вопрос:
- Выступление какого оркестра звучит в аудиозаписи?
- духового
- симфонического
- народного
Ведущая: А сейчас отгадайте мою загадку:
За обедом суп едят,
К вечеру «заговорят»
Деревянные девчонки,
Музыкальные сестренки.
Поиграй и ты немножко
На красивых ярких. (Ложках) (Интернет ресурсы)
А у нас музыкальная пауза.
Ансамбль ложкарей исполняет русскую народную песню «Во поле береза стояла»
Ведущая: Я на сцену в полумраке
Выйду в элегантном фраке.
Тонкой палочкой взмахну -
Скрипочки зальются,
Всколыхнет арфист струну,
Трубы отзовутся.
Как оркестр играет славно!
Ну а я в нем - самый главный! Ответ детей.
Раунд четвертый «Битва дирижеров».
Вместо дирижерской палочки наши дирижеры команд получают по мячу. Их задача попасть в корзину, на дне которой лежит изображение процесса музыкального творчества. Затем пантомимой, т. е. без звука, только движением, показать, что изображено на картинке, а участникам команды угадать, что показывает главный дирижер. (Ведущая объяснение сопровождает действием).
- картинка «Поющие дети» (капитан изображает пение)
- картинка «Танцующие дети» (капитан изображает танец)
- картинка «Марширующие дети» (капитан изображает марш)
Исполняется любая игровая песенка, по выбору музыкального руководителя.
Ведущая: Раунд пятый «Дуэт». Внимание на экран:
Перед вами четыре картины русских художников. Картина первая называется «Осенний день. Сокольники» принадлежит кисти русского живописца Исаака Ильича Левитана, написанная в 1879 году. Одна из наиболее известных картин художника. В данный момент находится в Москве в Государственной Третьяковской галерее. Это единственный пейзаж Левитана, на котором присутствует фигура человека, причём фигура прогуливающейся по парку женщины была написана не самим художником, а его другом по Училищу живописи братом известного писателя Николаем Павловичем Чеховым.
«Богатыри» — картина Виктора Михайловича Васнецова. Васнецов работал над картиной около двадцати лет. 23 апреля 1898 года она была закончена и вскоре куплена П. М. Третьяковым для своей галереи. Сам В. М. Васнецов (в письме к П. П. Чистякову) описывал картину так: «Богатыри Добрыня, Илья и Алёшка Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?».
Бори с Миха йлович Кусто диев «Масленница»
По мнению А. Бенуа: «…настоящий Кустодиев — это русская ярмарка, пестрядина, „глазастые“ ситцы, русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками.» Уже с начала 1900-х годов Борис Михайлович разрабатывал своеобразный жанр портрета, вернее, портрета-картины, портрета-типа, в котором модель связана воедино с окружающим её пейзажем или интерьером.
«Царевна-Лебедь» — картина Михаила Александровича Врубеля, посвященная персонажу оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» (по одноимённой сказке Пушкина).
Врубель создал эскизы для декораций и костюмов этой музыкальной драмы, а партию Царевны-Лебеди пела его жена Надежда Забела-Врубель. По словам современников, голос у неё был «ни с чем не сравнимый, ровный-ровный, лёгкий, нежно-свирельный и полный красок или, точнее, сменяющихся переливов одной какой-то краски, предельно выразительный, хотя и совершенно спокойно льющийся…» (Михаил Гнесин).
(Материал из Википедии — свободной энциклопедии)
Ваша задача, прослушав фрагмент музыкального произведения, подобрать к нему репродукцию картины, которая соответствует настроению музыки.
Музыкальные произведения:
«Осенний день. Сокольники» - П. И. Чайковский «Осенняя песнь»; «Богатыри» - Бородин «Богатырская симфония»;
«Царевна-Лебедь» - Римский Корсаков «Царевна-Лебедь» из оперы «Сказка о Царе Салтане»
Ведущая: А сейчас пришло время подсчитать заработанные нотки и объявить победителя сегодняшней игры!