Долгова Светлана Викторовна
Консультация для педагогов «Талантливые дети и особенности педагогической работы с ними»
▼ Скачать + Заказать документы
Талант и способности – тема, достаточно интересная всем. Нет человека, который был бы равнодушен к своим способностям и не интересовался своим талантом. В конце концов, все мы созданы природой по единому плану, все таланты в той или иной степени родственны по своему строению.
«Человек может все», «Талантливый человек талантлив во всем» - подобные утверждения внушают обществу оптимизм и уверяют каждого, что для него ничего невозможного нет. Стоит только захотеть, и он станет чемпионом олимпиад, красноречивым адвокатом или вдохновенным художником. Однако даже весьма одаренные люди редко блистают талантами в любой области: напротив, талант очень избирателен, а люди – титаны, похожие на Леонардо да Винчи, почти никогда не встречаются. Обычно человеку дано блистать и поражать современников лишь в чем-то одном; найти свое природное призвание – нелегкая задача, и помочь в ее решении должна психологическая наука.
Глядя на любимцев Фортуны, которые чрезвычайно в чем-нибудь преуспели, нельзя не задаться вопросом: почему им это дано, а другим нет? А может быть, им просто повезло, и они с раннего детства начали свой путь к мастерству, и поэтому получили большую фору, в то время как другие вынуждены были «встать на дистанцию» гораздо позже и потеряли драгоценное время? Или у больших мастеров оказались лучшие учителя, которые передали им бесценные секреты профессии? Каждый должен знать, что он принципиально ничем не хуже других, и если в его жизни что – то не так, то в своих неудачах следует винить отсутствие нужного усердия, не слишком ретивых учителей, неблагоприятные обстоятельства, но только не мать – природу, обделившую неудачника тем или иным талантом.
Способности и талант, как предполагает традиционная психология, не формируются, а даруются свыше. Врожденность таланта ничто не может отменить, и рядом с этой истиной совсем уж тривиально выглядит «гигиена труда», предписанная таланту – много работать и совершенствоваться, дабы показать себя в полном блеске. Однако означает ли врожденность таланта его наследственную природу? Можно ли сказать, что у талантливых родителей обязательно должны быть талантливые дети и что предки таланта непременно тоже талантливы?
Статистический анализ, проведенный Дином Симонтоном, свидетельствует об обратном: понятие «врожденный» не тождественно понятию «унаследованный от родителей». Талант – структура многокомпонентная и многосоставная, и чем больше составляющих в нее входит, тем труднее все их получить при рождении вместе с родительскими генами. Иными словами, если для таланта адвоката требуется аналитический ум, ораторское дарование, да еще желательно и личное обаяние, то потомки адвоката скорее унаследуют лишь что – то одно: как при разделе «имущества» между наследниками, сын получит только аналитический ум, а дочь – только вербальные способности. Вот почему вполне справедливо народное наблюдение по поводу детей гениальных людей: «На детях природа отдыхает».
Но зато в случае, если род накопил некоторое количество способных людей в том или ином направлении, появление выдающегося таланта возрастает: он соберет «жатву» с большого наследственного «поля».
Исследователи художественных способностей свидетельствовали, что вероятность появления очень талантливого ребенка составит 86%, если оба родителя одарены, 60% - если только один из них наделен художественным дарованием и 25% в случае без талантливых обоих родителей. Вместе с тем, в живой природе ничего исключить нельзя: ведь наследственные признаки могут проявиться через несколько поколений, и не по прямой линии. В этом случае, глядя на своего сына, выдающегося художника, его мать- домохозяйка без способностей к рисованию и отец – купец без какого – либо интереса к рисованию могут лишь пожать плечами: они же не помнят своего двоюродного прадедушку, который писал картины смог пленить двоюродную прабабушку. Именно так обстояло дело в семье художника А. К. Саврасова.
Одаренных детей рождается очень мало, всего от 1 до 3%. Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие этих детей, реализацию их потенциальных возможностей является одной из приоритетных социальных задач. Система работы с одаренными детьми нацелена напоэтапную реализацию задач формирования творческого и интеллектуального потенциала. Основополагающими подходами к работе с одаренными детьми являются: системный подход, который реализуется через:
- интеграцию различных форм воспитания и обучения одаренных детей на всех этапах становления;
- интеграцию различных предметов и видов искусств на всех стадиях развития одаренных детей, учитывая их способности;
- взаимодействие обязательных занятий и факультативных форм;
- обеспечение тесного взаимодействия сотрудничества всех субъектов учебно-воспитательного процесса.
Важным принципом является сочетание интегративности и дифференцированности занятий с одаренными детьми. Интегративность состоит в приобщении одаренных детей к целостному восприятию окружающего мира, различных дисциплин, видов искусств в их взаимосвязи. Дифференцированность занятий заключается в том, чтобы выявить склонности, поощрять и реализовывать творческую активность каждого в какой-либо области познания.
Комплексный подход к работе с одаренными детьми предполагает реализацию и взаимодействие следующих принципов:
- принцип психологической готовности одаренного ребенка заняться любимым делом. Если ребенок почувствует насилие над собой взрослого, то даже к любимому делу он будет относиться с отвращением;
- принцип «скорой помощи» заключается в следующем: нельзя откладывать на потом ответы на вопросы ребенка, покупку каких-то игр, приборов;
- принцип полифонии. Суть этого принципа в том, что особенно на раннем этапе развития детей необходимо, что во время процесса обучения у ребенка были задействованы все органы чувств.
При организации обучения одаренных детей важным является разработка таких учебных программ, которые бы в максимальной мере соответствовали качественной специфике конкретного типа одаренности и учитывали внутренние психологические закономерности его типа.
Огромную роль в поддержке и развития одаренных детей играет воспитатель. Воспитатель детского сада – очень важная фигура в биографии одаренного ребенка. И чем дальше художник от гения, тем всеохватнее и существеннее роль педагога. Сколько людей с удовольствием рисуют и наслаждаются рисованием всю жизнь лишь благодаря педагогическому таланту своего воспитателя. Вовремя заметить, поддержать, направить, подсказать – большого стоит.
Результатом моей педагогической деятельности, по развитию и поддержки одаренности обучающихся является высокий уровень мотивации детей к участию в различных видах конкурсах, мероприятиях.
В заключении необходимо напомнить, что работа педагога не прекращающийся процесс. Он требует от учителей личностного роста, хороших, постоянно обновленных знаний в области психологии одаренных детей и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями и обязательно родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Марченко Е. В. Взаимодействие психолога с родителями одаренного ребенка,2010.
2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии, Москва, 1999.
3. ЗахарченкоТ. В. Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей / Т. В. Захарченко// Одар. ребенок. - 2011.
4. Шумакова Н. Б. Одаренный ребенок. Особенности обучения. Пособие для учителя. - М. : Просвещение, 2008.
5. Юркевич В. С. Одаренный ребенок – М. : Просвещение, 1996.