Максимова Светлана Вячеславовна
Использование игровой деятельности в ДОУ для развития представлений дошкольников о мире профессий
▼ Скачать + Заказать документы
Использование игровой деятельности в ДОУ для развития представлений дошкольников о мире профессий.
Автор: Максимова С. В.
Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Играя, дети учатся дружить.
Публикация «Использование игровой деятельности в ДОУ для развития представлений дошкольников о мире профессий» размещена в разделах
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Полноценное развитие дошкольников зависит от многих знаний, в том числе и о труде взрослых. На сегодняшний день в России не хватает профессиональных работников. Для решения этой проблемы необходимо с дошкольного детства знакомить детей с профессиями взрослых и объяснять значимость труда.
В игре дети повторяют профессиональное поведение взрослых. Ребёнок именно с помощью игры начинает постепенно понимать цель и мотив деятельности взрослого и его отношения к своему труду и событиям общественной жизни.
Педагог организует целенаправленную деятельность детей, которая включает три этапа.
В первую очередь собираются сведения о разных профессиях с помощью чтения художественной литературы, бесед, презентаций и т. д.
Далее, на втором этапе организуется сюжетно-ролевая игра. Воспитатель с детьми придумывают игру, ее ход. Предметно-игровая среда очень важна для игровой деятельности, поэтому её создают вместе, привлекая и родителей дошкольников.
На заключительном этапе происходит, непосредственно, игровой процесс. В игру воспитатель включает настоящие предметы (слепить хлебобулочные изделия из солёного теста для игры «Кулинария» и т. п.).
Существуют разнообразные технологии по ознакомлению детей с профессиями взрослых. Они помогают составить содержание, методику и определить задачи по данной проблеме. Например, технология Е. И. Радиной, которая считает необходимым объяснять детям смысл действий работника, так как в них проявляются лучшие черты характера: ответственность, трудолюбие и др.
Ещё одна распространённая технология учёного - педагога В. И. Логиновой разъясняет основную цель труда – удовлетворение потребностей людей[3].
Итак, детям рассказывают о пользе продуктов труда людей для всего общества. Это создаёт у дошкольников основу для понимания мотивов трудовой деятельности.
Современная дошкольная педагогика направлена на решение новых задач и целей в развитии представлений детей о профессиях взрослых.
В дошкольном периоде главная деятельность – игровая, а личность ребёнка находится в центре внимания. Это прописано в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования.
Следовательно, образование сегодня направлено на развитие индивидуальности и личности каждого ребёнка. Значит, актуальным является создание новых методик по профориентации дошкольников.
Игровая деятельность создана вследствие накопления эмоций и физической активности и для получения удовольствия от них. Это деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей. Играя, дети представляют себя взрослыми, т. е. копируют их поведение. Правильное поведение дошкольника формируется в игре.
Игра развивает интерес, познавательные способности и подготавливает к будущему учению. А также в игре получает своё развитие замысел
Исследование О. В. Солнцевой, где автор представляет стратегию педагогического сопровождения игровой деятельности детей в противовес стратегии педагогического руководства, полагаясь на природу детской игры, как деятельности свободной и самостоятельной является актуальным на сегодня.
Таким образом, педагогу необходимо развивать у себя качество, называемое игровой позицией воспитателя, умение быть игроком, партнером.
Личность дошкольника формируется в игровой деятельности, т. е. развивается воля, моральные качества, потребность влияния на окружающую действительность. Она приносит значительное психическое изменение.
Перед тем, как играть, ребёнок обдумывает возможность перенесения действий одного предмета на другой. В игровой деятельности дети постигают смысл и значение самой игры. В игре ребенок способен дать оценку своих и чужих поступков, почувствовать себя единым целым с другими детьми.
Так в чём же заключается суть игры?
Во - первых, дети, испытывают какие - то переживания, а они мотивируют на игру.
Во - вторых, играя, дети, подражают деятельности людей.
В -третьих, дошкольники, окружающую действительность превращают в творческий процесс.
К основным функциям детской игры причисляют:
- обучающую,
- коммуникативную,
- регулятивную,
- терапевтическую,
- развлекательная,
- диагностическая,
- коррекционная,
- социализации.
Игровая деятельность имеет разные формы организации.
Это – праздники, развлечения, театрализованные представления, сюжетно-ролевые, дидактические игры, игры – квест, беседы с рассматриванием иллюстраций, экскурсии и многое другое.
При создании предметно-пространственной среды важно помнить об индивидуальных особенностях ребенка.
Существуют игры, придуманные ребёнком – творческие, а также народные и с правилами, предложенные воспитателем.
Дидактические игры углубляют знания дошкольников о трудовой деятельности взрослых и учат правильному отношению к продуктам труда.
Очень нравятся детям театрализованные игры по сюжетам литературных произведений. По своему педагогическому опыту могу сказать, что с помощью таких игр можно корректировать психологическое отклонение в поведении детей. Главное стать для ребёнка другом, партнёром в игре и он начнёт вам доверять! Это будет важным началом для решения такого рода проблем, а также поможет развить индивидуальные способности детей.
Обогатить представления детей о мире профессий помогают современные и полюбившиеся детьми игры – квесты. Интерес такой игры в том, что здесь создаётся какая – то проблема и с помощью загадок, ребусов, составления пазлов, а также эстафет и головоломок, дошкольники решают её.
В старшей группе дошкольники любят играть в сюжетно – ролевые игры. Это главный вид игры, где дети подражают поведению взрослых в трудовой деятельности. Например, играя в сюжетно – ролевую игру «Кафе», дети изображают шеф - повара, официанта, принимающего заказ от посетителей.
Главное в таком виде игры - это самостоятельность дошкольников от выбора темы и ролей до места расположения игровой деятельности. Когда дети так свободны в игре, то и сама профессия становится им понятной и интересной.
Итак, ранняя профессиональная ориентация дошкольников включает в себя «создание условий для формирования ранних профессиональных устремлений, выделение этапов формирования представлений о профессиональной деятельности взрослых, обеспечивая тем самым свободный выбор его предстоящего жизненного пути».
Учёные – педагоги В. И. Логинова и М. В. Крулехт считают важным сформировать представления у дошкольников о содержании труда, о продуктах разнообразной трудовой деятельности и воспитание уважения к труду людей разных профессий. Т. С. Комарова, рекомендует знакомить детей с видами труда для конкретной местности.
Итак, для ранней профориентации дошкольников необходимо создать и реализовать комплекс психолого-педагогических средств, методов воздействия на ребёнка с учётом его возрастных особенностей, которые направлены на интересующую дошкольника профессию, а также создать предметно-развивающую среду, подходящую по тематике.
Необходимо привлекать родителей дошкольников для работы по развитию представлений детей о трудовой деятельности взрослых. Это могут быть консультации по ранней профориентации дошкольников, совместное изготовление атрибутов для игр, участие в организации праздников и экскурсий и многое другое.
Главное в педагогической деятельности – это учёт возрастных особенностей детей. Используя такой подход, педагоги контролируют время занятости детей различными видами деятельности, определяют наиболее благоприятный распорядок дня, производят тщательный отбор материала, методов и форм учебно-воспитательного процесса.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по данной тема-тике, мы пришли к выводу о том, что игра расширяет представления дошкольников о труде взрослых.
Рассмотрев и проанализировав особенности развития дошкольников, возможности игры в профориентации детей дошкольного возраста, проведем практическое исследование.
Исследование уровня представлений дошкольников о мире профессий проходило на базе МДОБУ Детский сад №18 комбинированного вида «Рябинка» г. Бузулук. Детям на момент исследования было 6 лет. Исследуемая группа состояла из двадцати детей.
Для изучения уровня представлений дошкольников о профессиях взрослых были использованы три диагностические методики: методика «Профессиональная деятельность взрослых» (Л. В. Куцакова, «Беседа с детьми о труде взрослых» (модифицированная методика О. В. Дыбиной, диагностическая методика Г. А. Урунтаевой и Т. И. Гризик «Представления о труде взрослых». Диагностика профориентации дошкольников проходила в старшей группе № 2 после занятий. Индивидуально провела аналитическую работу по диагностическим методикам.
Проанализировав ответы детей можно отметить, что: к высокому уровню относятся – 5 детей, что составляет 27,2 %; к среднему уровню относятся – 12 детей, что составляет 56,7%; к низкому уровню относится – 3 ребёнка, что составляет 16,1%.
Таким образом, результаты входной диагностики указывают на преобладание среднего уровня и небольшой процент низкого уровня представлений о мире профессий. Выявлено, что в процессе реализации игровой деятельности, учёте возрастных особенностей дошкольников наблюдается положительная динамика развития уровня представлений дошкольников о труде взрослых. Следовательно, необходимо проводить систематическую работу по расширению представлений дошкольников о мире профессий.