Анастасия Кудрявцева
Формирование звуковой культуры речи у дошкольного возраста на музыкальных занятиях
▼ Скачать +Заказ
Данный материал будет полезен в работе логопедам, воспитателям, музыкальным руководителям детского сада.
Музыка и речь – наиболее важные формы человеческого общения. Качество речи, способы ее построения, ее смысл дают нам представление о личности человека, который ею пользуется.
Проблема взаимосвязи речи и музыкального искусства рассматривалась многими представителями различных областей науки. К сравнительному анализу музыки и речи обращались музыковеды, психологи, лингвисты, этнографы. Учеными изучалась проблема восприятия музыкальных и речевых ритмов и их воздействие на психику, вопросы эмоциональной окраски музыки и речи, исследовались закономерности музыкальных и речевых интонаций и многие другие проблемы, связанные с речью и музыкой. Близость музыки к речи вытекает из ее универсальной природы, специфики ее выразительных средств. В физических свойствах музыкального звука уже заключена вероятность вовлечения слушателя в музыкальный поток. Характеризуя речь, мы уже можем говорить о ее музыкальности, и о таких понятиях, как гармония и благозвучие; когда речь заходит о поэзии, мы невольно переходим на музыкальную терминологию : созвучие, гармония, интонация, мелодика…
Публикация «Формирование звуковой культуры речи у дошкольного возраста на музыкальных занятиях» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
В вопросе о взаимосвязи музыки и речи нельзя обойти вниманием такой компонент, как интонация. В языкознании это понятие в широком смысле понимается как звуковое воплощение речевого высказывания. Речевую интонацию характеризуют звуковысотная кривая (то, что мы называем «мелодия речи», изменения динамики и тембра. Интонация в музыке, это, по высказыванию В. В. Медушевского, звуковое воплощение сочинения в единстве всех средств его выразительности в масштабах целого. В узком смысле, под музыкальной интонацией имеется в виду звуковысотная кривая мелодии, музыкальный отрезок, кратчайшая музыкальная мысль (Б. В. Асафьев). Музыкальная интонация представляет собой обобщение, несущее в себе некую информацию, в ней кроется выразительность музыкальной темы. Функции музыкальной интонации весьма близки к функциям, выполняемым речевой интонацией. Несомненно, можно выделить восклицательную, утвердительную, вопросительную, перечислительные интонации в музыке. Присутствуют в музыке и такие интонации : скорби, восклицания, утверждения, призыва….В отличие от музыкальной, речевая интонация вносит дополнительный эмоциональный смысл в речевое высказывание, подчас настолько изменяя этот смысл, что он начинает противоречить словам. Как видим, наиболее типичные интонации наблюдаются как в речи, так и в музыке.
Рассмотренные связи между музыкальным искусством и речью позволяют нам констатировать, что музыка и речь — это звуковые процессы с характерными для них общими объективными законами, расчлененность. Звуковой стилистикой, распределением акцентов и кульминаций. Композиция, форма, ритм, звук, слово, темп, динамика, интонация, ударение группируются вокруг общих закономерностей художественно-образного языка музыки и человеческой речи.
Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение культурой речепроизношения, которая включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительность, четкую дикцию, а также умение пользоваться двигательными средствами выразительности (мимикой, жестами, элементами культуры речевого общения, речевого слуха).
Формирование звуковой культуры речи у дошкольников возможно только при условии создания полноценной речевой среды, за счет постоянного, непрерывного общения взрослых друг с другом в присутствии детей и с детьми. Музыкальные занятия играют немаловажную роль в этом аспекте.
Музыкальный руководитель может во многом помочь в формировании звуковой культуры речи детей, правильно используя различные части музыкальных занятий для достижения поставленной цели. На музыкальных занятиях работа над звуковой культурой речи проводится согласованно воспитателем и музыкальным руководителем.
Отдельные элементы музыкального занятия (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения) развивают у детей речевой слух, речевое дыхание, голос, дикцию, ритм, интонационную выразительность речи.
Основной вид музыкальной деятельности, наиболее тесно связанная с развитием речи – это пение. Многие передовые общественные деятели высоко оценивают роль пения в жизни человека. Мы знаем, что пение относится к высшему совершеннейшему искусству, и что пение первоначально и существенно подобно разговору. Оно приучает детей рассчитывать выдох на музыкальную фразу, не нарушая мелодии песни. Пение дает также возможность вырабатывать у детей протяжное произнесение гласных звуков и четкое, внятное, но не утрированное произнесение согласных звуков, приучает детей ясно и четко, без лишнего напряжения произносить слова песни. Пение требует четкой работы артикуляционного аппарата (губ, языка) это конечно помогает развитию четкой дикции ребенка. Также пение благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, углубленного дыхания, активно работают легкие, развиваются голосовые связки, укрепляется голосовой аппарат. Большинство детских песен состоит из простых, часто повторяющихся слов, а основным средством овладения языком и развития речи является повтор. Дети даже не осознают, что через повторения они заучивают слова, т. к. произносят из снова и снова, запоминания куплетов из песен развивает умение составлять фразы и предложения. И сами того не замечая, дети изучают основы поэзии.
При восприятии музыки, песен, у детей формируется слуховое внимание. Они учатся вслушиваться в музыку, выделяют выразительные и изобразительные особенности, передающие настроение, определяют на слух по тембру звучащие инструменты. В беседе рассказывают, как звучала музыка (тихо, громко, усиливалось звучание, медленно, быстро, умеренно, подвижно). Дидактические игры «Узнай по голосу», «Угадай на чем играю», также способствуют развитию слухового внимания, тембрового восприятия.
На занятиях вырабатывается артикуляция: учатся активно открывать рот во время пения. Продолжается работа над развитием речи : небольшие попевки из репертуара младшей группы и новые попевки; пение по одному: дети стараются лучше произносить слова, когда предлагается спеть песню по одному. Усложняется песенный репертуар. В старшем дошкольном возрасте важной задачей на ряду с дальнейшим развитием певческого голоса, становится выработкой дикции. Известный факт, что у ребенка в этом возрасте недостаточно координированно работают органы речедвигательного аппарата. Многие дети отличаются излишней торопливостью в речи, нечетким выговариванием слов, «проглатыванием» окончаний или излишне замедленной манерой произношением слов. Исполняя колыбельные, попевки, дети преодолевают эти недочеты речи.
Общему развитию речи детей, четкой дикции, активной артикуляции, помогают современные методики. Артикуляционные упражнения, а также двигательные, дыхательные упражнения и разнообразные распевки. Также на музыкальных занятиях используются разнообразные приемы развития дикции: произнесение текста шепотом, в ритме песни, выразительное прочтение текста без музыки, беззвучное пение с четкой артикуляцией.
Для развития фонемотического слуха фонемотического восприятия на занятиях используем различные фонопедические упражнения («Мороз», «Снеговик», «Ветер», распевки на одном слоге или звуке.
Для развития голосового аппарата дети распеваются на коротких попевках, выполняют различные задания. Например, ребенок нараспев произносит свое имя, «протягивая» ударную гласную: «Я – а Ма-а-а-а-ша». Солирует следующий: «Я-а Са-а-а-а-ша».Следим за разнообразием эмоциональной окраски произнесения (важно, удивленно, задорно). Добиваемся свободного, протяженного произнесения в режиме речепения.
Развитию звуковысотного слуха способствуют дидактические игры «Мамы и детки», «Птица и птенчики» и другие подобные им, распевки упражнения «Лесенка», «Качели», «Кукушка», дети не только учатся различать звуки по высоте, но и пропевать их.
Например, в задании «Играем голосом» детям предлагается на йотированных «йа», «йе», «йу»,»йо» «покачать голосом», «потоптаться», «бросить вниз с горы», «отправиться в космос» и т. д. Так, освоенный через речевые упражнения объем, дает возможность ребенку свободно петь звуки в достаточно больших пределах.
Формированию способности воспринимать темп и ритм речи помогают различные ритмические упражнения, игры, задания. Например, послушать песенку, попевку и выложить ритмический рисунок и, наоборот, сыграть, прохлопать, пропеть ритмический рисунок. Прохлопываем ритмический рисунок, подключая руки.
На музыкальных занятиях систематически использую упражнения на дыхание, учу детей пропевать на одном дыхании сначала короткие музыкальные фразы, затем и длинные.
Например, такое задание. Проговаривание коротких ритмоинтонаций. Произносится на одном дыхании со спадом голоса в конце фразы. При этом у детей вырабатывается правильное певческое дыхание, умение распределять дыхание в процессе пения, что способствует и развитию речевого дыхания.
В процессе разучивания песен работаем над правильным звукопроизношением, певческой дикцией. Акцентирую внимание детей на том, что нужно четко проговаривать слова песни, пропевать все окончания и т. д.
Умение регулировать громкость голоса в соответствии с различными ситуациями вырабатывается в процессе разучивания песен. Один и тот же отрывок песни мы поем сначала тихо, затем громко. Одновременно дети учатся регулировать силу звучания голоса и запоминают мелодию и текст песни. В старшем дошкольном возрасте уже разученную песню мы учится петь выразительно.
Например, начинать запев тихо, постепенно увеличивая звучание к концу запева, и петь звонко припев. В дидактических играх «Громко-тихо», «Эхо», развивается звуковое восприятие динамических оттенков.
На музыкальных занятиях в младших группах дети учатся петь в умеренном темпе, одновременно формируется умеренный темп речи.
Рассказывая о музыкальном произведении, использую художественное слово, стихи, соответствующие музыкальным образам, которые являются примером интонационной выразительности речи.
Таким образом, мы видим, что музыкальные занятия играют немаловажную роль в формировании практически всех компонентов звуковой культуры речи. Вслед за развитием правильной речи формируется мышление, логика, интеллектуальные способности ребенка и восприимчивость новой информации.
Список литературы:
1. Радынова О. П. Музыкальные шедевры. – М., ВЛАДОС 1997.
2. Доломанова Н. Н. Подвижные игры с песнями в детском саду. – М., Сфера 2002.
3. Катинене А. И., Палавандишвили М. Л., Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников – М., Akademia, 1998.
4. Рахматуллина Н. У. Инновационные методы и приемы развития речи дошкольников на музыкальных занятиях.
5. Гербова В. В. Учусь говорить: Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга». -2-е изд. – М., Просвещение 2000.
6. Ветлугина Н. А. Методика воспитания в детском саду. – М., Просвещение, 1990.
7. Бодраченко И. В. Музыкальные игры в детском саду. – М, Айрис Пресс.
8. Музыкальный руководитель 2010, №1 стр. 5 «Распевки с элементами игры».
9. Музыкальный руководитель 2012 №3 стр. 10 «Воспитание ребенка средствами музыки».
10. Музыкальный руководитель 2010 №7 стр. 10 «Музыка моя-слова».