Устинская Наталья
Настенный логопедический лэпбук «Избушка на курьих ножках»
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №1 г. Белинского
Пояснительная записка
Актуальность.
Речь ребёнка – это показатель его развития.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей, это залог успешного обучения детей в школе. Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования.
Публикация «Настенный логопедический лэпбук „Избушка на курьих ножках“» размещена в разделах
Анализ ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт. Также увеличивается число воспитанников с проблемами психического плана - гиперактивность, недостаточная работоспособность, быстрая утомляемость, пассивность, несформированность или недоразвитие высших психических функций.
Многие логопеды испытывают затруднения в организации и проведении индивидуальных занятий. Действительно, многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребёнка, но и взрослого. При подготовке и проведении индивидуального занятия очень важно помнить о том, что на протяжении всего времени у ребёнка должен быть стойкий положительный эмоциональный настрой, который выражается в желании заниматься. Это достигается использованием сюрпризных моментов, игровых фрагментов, увлекательных заданий и упражнений, при выполнении которых процесс обучения превращается в интересную игру.
Таким образом, для достижения максимальной эффективности в коррекционном процессе от учителя-логопеда требуется решение сложных задач, поиск эффективных форм и методов работы по исправлению речевых нарушений.
В 2016-2017 учебном году мною было разработано и внедрено в систему коррекционной работы многофункциональное пособие - настенный логопедический лэпбук «Избушка на курьих ножках».
Лэпбук - это современное доступное средство обучения, способствующее взаимодействию всех участников образовательного процесса, отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:
• трансформируемость - лэпбук позволяет менять пространство в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
• полифункциональность - использование папки в различных видах детской деятельности;
• вариативность - в лэпбуке существует несколько вариантов использования каждой его части;
• доступность - работа с лэпбуком строится с учётом уровня развития детей, их личным опытом, со знаниями, умениями и навыками, которыми они владеют;
• насыщенность - периодическая сменяемость игрового материала, обеспечивающего свободный выбор детей, появление новых материалов, стимулирующих активность детей.
Многофункциональное пособие «Избушка на курьих ножках» представляет собой домик с разворотами, на страницах которого имеются кармашки (дверь, чердачное окно, лестница, печь (два кармашка, паутина, ступа, стол, окно, полка, сундук, которые заполняются практическим материалом. Кармашки имеют различные крепления: замочек, клёпки, пуговица, липучки, прищепки. Порядок расположения кармашков позволяет логопеду сохранять структуру логопедического занятия, что обеспечивает реализацию всех коррекционных задач. В пособии могут быть представлены игры и упражнения, наглядный материал, нацеленные на развитие всех компонентов речевой системы (фонетику, словарь, грамматику, связную речь, а также на развитие зрительного восприятия, мелкой моторики) (Приложение №1).
Например:
• дыхательная гимнастика («Листопад», «Бабочки и цветы», «Дождик», «Штора на окне», «Снежинка» и т. д.);
• артикуляционная гимнастика и массаж мимической мускулатуры (комплексы артикуляционных упражнений на все группы звуков, символы гласных и согласных звуков, карточки для их характеристики; комплексы массажных упражнений);
• пальчиковая гимнастика (тематические стихотворные подборки, «Су-джок»);
• автоматизация звуков (звуковые дорожки», «слоговые дорожки», «бродилки», чистоговорки, скороговорки и т. д.);
• развитие фонематического слуха и звуко-буквенного анализа слова («Логопедическое лото», «Угадай слово по первым звукам», «Весёлый поезд», «Рыбалка» и т. д.);
• развитие связной речи («Составь рассказ по серии картинок», заучивание стихов по опорным сигналам, «Связанные одной цепью» пикторгаммы и т. д.);
• грамматический строй («Предлоги»);
• мелкая моторика («Тактильные дорожки», «Игры с палочками», «Шнуровка», «Собери бусы», «Нарисуй букву», «Волшебная проволочка» и т. д.);
• все виды восприятия («Собери картинку», «Лабиринты», графический диктант, «Что звучит?», «Подбери по цвету» и т. д.);
Дидактический материал заполняется логопедом исходя из конкретных задач занятия. Пособие периодически пополняется, что способствует постоянному профессиональному росту педагога и повышению его творческой активности. Все материалы пособия несут в себе познавательную и развивающую функции. В целях повышения эффективности коррекционной работы к изготовлению дидактических игр и упражнений можно привлечь родителей воспитанников, что позволит «включить» их в образовательный процесс, повысить их компетентность и заинтересованность.
Алгоритм использования данного пособия можно проследить на примере занятия по автоматизации звука «с». (Приложение№2)
Пособие имеет практическую ценность, так как в игровой, непринуждённой форме ребёнок охватывает весь комплекс программных задач:
Развивается общая, мелкая, артикуляционная моторика и тактильные ощущения.
Автоматизируются и дифференцируются поставленные звуки, формируются навыки звукового анализа с элементами обучения грамоте.
Развиваются лексико-грамматические категории и связная речь.
Развиваются психические процессы: восприятие, внимание, память.
Развивается зрительная координация, умение ориентироваться на плоскости.
В процессе освоения игр у ребёнка повышается познавательная активность. Постепенное выполнение заданий и упражнений позволяет формировать предпосылки учебной деятельности, воспитывать настойчивость, целеустремлённость в достижении конечного результата.
Формы деятельности с использованием лэпбука:
• подгрупповая и индивидуальная непосредственно образовательная деятельность с учётом интеграции образовательных областей;
• тематические досуги;
• квест- игры;
• театрализация.
Пособие адресовано логопедам и педагогам ДОУ для организации индивидуальной и подгрупповой коррекционной работы по автоматизации и дифференциации поставленных звуков, закреплению знаний по лексическим темам с детьми дошкольного возраста.
Приложение №1
Приложение №2
Алгоритм использования настенного лэпбука «Избушка на курьих ножках»
Тема: «Автоматизация звука [C] в словах и предложениях»
(индивидуальное логопедическое занятие)
1. «Чердачное окно» - карточки для артикуляционной гимнастики (комплекс свистящие звуки, после выполнения открываются двери избушки.
2. «Лесенка/ступени» - загадки кота Тимофея (чистоговорки)
са-са-са – укусила в нос оса
со-со-со – стал мой нос, как колесо
сы-сы-сы – не боюсь я злой осы
су-су-су – я осу в руке несу
3. «Стол» - игра «Помоги Бабе Яге накрыть стол к приходу гостей» (отбор картинок со звуком [c] по теме «Посуда», «Продукты»).
Грамматическое упражнение на образование относительных прилагательных «Какой? Какая?» - (пример: стакан (какой) – стеклянный, сахарница (какая) – фаянсовая)
4. «Ступа» - дыхательное упражнение «Вьюга»
5. «Паутина» - игра «Освободи снежинки» (подбор однокоренных слов к слову СНЕГ (снегурка, снежинка, снеговик, снегопад и т. д). Ребёнок придумывает слово, снимает снежинку и прикрепляет её на ёлку)
6. «Печь» - Во дворе стояли снеговики, слепленные детьми. Однажды ночью Баба Яга утащила всех снеговиков. Как ты думаешь, куда она могла бы их спрятать? (ответ ребёнка, поиск мешка со снеговиками). После того, как мешок найден, ребёнку предлагается игра «Собери трёх снеговиков». На каждом снежном коме и ведре должно быть изображение со звуком [c] (разная позиция звука в слове: [c] –в начале слова, [c] – в середине слова, [c] – в конце слова)
7. «Сундук» - пазл С. Ребёнок собирает пазл, называет картинки, составляет предложения и выкладывает схемы предложений.
8. Подведение итогов. Ребёнку предлагается оценить свою работу на занятии (система разноцветных флажков).