Яна Янушевская
Настенное дидактическое панно для логопедов «Море»
▼ Скачать + Заказать документы
Настенное дидактическое панно для логопедов
Общепризнанно, что ребёнка учит то, что его окружает. Именно поэтому вопросу оформления пространства в нашем учреждении уделяется достаточно много внимания. В методической литературе достаточно полно и разнообразно представлен опыт работы с настенными дидактическими панно в работе логопеда. Такие пособия многофункциональны, позволяют работать с детьми разного возраста и уровня речевого развития. Начав работу с детьми с тяжёлыми нарушениями речи я поняла, что такое пособие мне просто необходимо. Правильным образом организованная образовательная среда выступает помощником в нелёгком труде учителя-дефектолога: позволяет разнообразить деятельность, выступает ориентирами, помогает повысить двигательную активность на занятиях. Так как отдельные кабинеты для учителей-дефектологов в нашем учреждении не предусмотрены, занятия с детьми проходят в помещении спальни. Оформление образовательной среды своего кабинета я решила сделать в морской тематике, так как в наличии уже имелись плотные шторы с весёлыми рыбками. На первом этапе я примерно определилась, какие задачи должно решать такое пособие. Затем, покопавшись в сети, нашла картинки подходящего качества и распечатала на клеевой основе. Дополнительные элементы: буквы, ракушки, персонажи – держатся на двустороннем скотче и снимаются и заменяются по мере необходимости. Такое дидактическое панно заняло всю стену и стало прекрасным украшением спальни. Ниже приведены несколько упражнений и игр, которые с успехом помогают ребятам преодолевать речевые нарушения.
Публикация «Настенное дидактическое панно для логопедов „Море“» размещена в разделах
- Морские обитатели. Игры, дидактические пособия
- Поделки. Мастерим с детьми
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
.
1. Наведи порядок (овощи, фрукты)
Цель: Подбор к существительным прилагательных, обозначающих цвет (форму, размер, вкус)
Дидактический материал: Картинки с изображением овощей, фруктов. Элемент разметки «обручи»
Игровые действия: Размещение картинок в соответствующие заданию обручи
Игровые правила: Картинки группируются по заданному признаку (усложнение: по двум, трём признакам). Игра заканчивается, когда все картинки расставлены по местам.
Ход игры: Педагог предлагает детям навести порядок после урагана. Для этого нужно разложить картинки по местам. Педагог называет признак, дети отбирают из группы картинок нужные и помещают их в указанный обруч.
Речевой материал: в соответствии с лексической темой.
2. Разложи по местам
Цель: Закрепление лексических тем «Дикие животные», «Домашние животные». (Лексические темы варьируются). Закрепление пространственных представлений: справа, слева.
Дидактический материал: Картинки с изображением диких и домашних животных, элемент разметки «корабль»
Игровые действия: Размещение картинок на соответствующую сторону корабля.
Игровые правила: Картинки группируются в соответствии с лексической темой. Игра заканчивается, когда все картинки расставлены по местам.
Ход игры: Педагог сообщает, что корабль с животными попал в шторм, чтобы не дать им упасть в воду, нужно разместить их на корабле в соответствии с заданиями. Дети по очереди берут картинку, называют, кто на ней изображён, на какую сторону корабля нужно поместить этого зверя.
Речевой материал: в соответствии с лексической темой.
3. Найди такой же (упражнение)
Цель: Закрепление предлогов за, в, из-за, под, из-под над, из, на.
Дидактический материал: Карточки с изображением предметов, находящихся относительно друг друга в разных положениях (мяч на стуле, цветок в вазе, элемент разметки «под водой»
Игровые действия: Нахождение карточки в соответствии с названным предлогом.
Игровые правила: правильно назвать предлог, выбрать из карточек нужную. Игра заканчивается, когда все предлоги правильно названы.
Ход: Педагог предлагает назвать, где находится красная рыбка (жемчужина, зелёная рыбка, краб, дельфин и т. д.) и выбрать из карточек ту, на которой предметы изображены в таком же положении. Если карточка выбрана верно, ребёнок забирает её себе.
Речевой материал: предлоги за, в, из-за, под, из-под над, из, на.
4. Куда плывёт рыбка? (упражнение)
Цель: закрепление пространственных представлений (наречия: вправо, влево, основных цветов.
Дидактический материал: Карточки с изображением предметов, находящихся в движении вправо или влево, элемент разметки «под водой»
Игровые действия: Нахождение карточки в соответствии с названным наречием.
Игровые правила: правильно назвать наречие, выбрать из карточек нужную.
Ход: Педагог предлагает назвать, куда плывет красная рыбка (желтая, зелёная рыбка и т. д.) и выбрать из карточек ту, на которой предметы находятся в движении вправо или влево. Если карточка выбрана верно, ребёнок забирает её себе.
Речевой материал: наречия – вправо, влево, рыба, красный, желтый, зелёный, синий.
5. Украсим парус
Цель: закрепление пространственных представлений, геометрических фигур.
Дидактический материал: геометрические фигуры, элемент разметки «корабль», изображения мальчика и девочки, указка.
Игровые действия: Размещение геометрических фигур в соответствии с указанием.
Игровые правила: Геометрические фигуры размещаются в соответствии с инструкцией педагога.
Ход игры: Педагог сообщает, что брат с сестрой решили поиграть в пиратов и отправиться в путешествие на корабле к далекому острову. Но жители пропускают к своему острову только те корабли, паруса которых украшены по-особенному. Педагог предлагает помочь брату и сестре и украсить их парус. Условия проговариваются педагогом вслух, дети по очереди указкой показывают место расположения фигуры. Фигуры крепятся педагогом на парус.
Речевой материал: названия геометрических фигур (в соответствии с программными требованиями, справа, слева, сверху, снизу, между, центр, угол.
6. Наведи порядок (грамота)
Цель: Развитие умения дифференцировать звуки по артикуляторно-акустическим признакам.
Дидактический материал: «Пузыри» с изображением букв (символов звуков). Элемент разметки «обручи».
Игровые действия: Размещение изображений в соответствующие обручи
Игровые правила: Картинки группируются по заданному признаку (гласные, согласные твёрдые, согласные мягкие).
Ход игры: Педагог предлагает детям навести порядок после урагана. Для этого нужно разложить звуки в обручи. Педагог называет признак, дети отбирают из группы картинок нужные и помещают их в указанный обруч.
Речевой материал: гласный, согласный, твёрдый, мягкий.
7. Рассели по этажам
Цель: Развивать умение определять количество слогов в слове.
Дидактический материал: карточки с изображением слов с разным количеством слогов, элемент разметки «маяк»
Игровые действия: Размещение карточек в соответствующие кармашки на маяке.
Игровые правила: Карточка ставится в тот карман, число «этажей» которого соответствует количеству слогов в слове.
Ход игры: Педагог обращает внимание на то, что на первом этаже маяка «поселилось» слово «Слон». Задает вопрос «почему именно на первом этаже?». Если дети затрудняются ответить, дает подсказку. Педагог предлагает «заселить» и остальные этажи, чтобы слову «слон» не было скучно. Игроки берут карточки, подсчитывают количество слогов в словах и размещают карточки на тех этажах, чисто которых соответствует количеству слогов в слове.
Речевой материал: слова с разным количеством слогов.
8. Назови одинаковый слог (упражнение)
Цель: формировать умение сравнивать слоговую структуру слов.
Дидактический материал: карточки с изображением предметов, элемент «Маяк».
Игровые действия: Называние слов, определение одинаковых слогов.
Игровые правила: Определять одинаковый слог можно с помощью хлопков, выкладывания камешков и другими способами.
Ход упражнения: в окошках маяка находятся картинки. Ребенок называет картинки и любым способом находит одинаковый слог у всех слов.
Речевой материал: слова с одинаковым слогом.
9. Сокровища пиратов
Цель: автоматизация звуков в словах, развитие умения определять наличие звука в словах.
Дидактический материал: Картинки с изображением предметов, имеющих в названии автоматизируемый звук, элементы разметки «пираты», «на дне морском», сундук для сокровищ.
Игровые действия: нахождение нужного слова, определение в нем наличия заданного звука
Игровые правила: необходимо правильно произнести слово, определить, если ли в его названии заданный звук. Если есть – положить в сундук для сокровищ.
Ход игры: Педагог сообщает, что пираты отправились в плавание за сокровищами. Но каждый пират любит только такие сокровища, в названии которых есть заданный (автоматизируемый) звук. Предлагает помочь пиратам собрать сокровища с морского дна. Игрок переворачивает элементы разметки (камни, ракушки и т. д., произносит слово, изображенное на обратной стороне и определяет, есть ли там заданный звук. Если есть – кладёт в сундук, если нет – откладывает в сторону. Игра заканчивается, когда все сокровища собраны в сундук.
Речевой материал: слова с автоматизируемым звуком.
10. Начало – середина – конец.
Цель: Развитие умения определять место звука в слове
Дидактический материал: Карточки с изображение слов, в названии которых заданный звук находится в разном положении: в начале, в середине или в конце слова. Элемент разметки: «корабль»
Игровые действия: называние слова, определение место заданного звука. Помещение карточки в соответствующий иллюминатор (каюту) на корабле.
Игровые правила: необходимо правильно произнести слово, определить место заданного звука и поместить карточку в соответствующий иллюминатор: в начале, середине или в конце корабля.
Ход игры: Педагог сообщает, что слова отправились путешествовать на корабле. Но они могут разместиться в каютах только согласно правилам: в каком месте в слове находится заданный звук, в ту каюту они и могут сесть: в начале, в середине или в конце корабля. Игрок берёт карточку, называет слово, определяет место заданного звука в слове и помещает карточку в тот иллюминатор, который соответствует каюте. Когда все «пассажиры» размещены по каютам, они отправляются в плавание. Игра заканчивается.
Речевой материал: слова с автоматизируемым звуком, который находится в начале, в середине или в конце слова.
11. Подарки
Цель: развитие умения употреблять местоимения «мой», «моя», «моё», «мои». Правильно определять родовую принадлежность имён существительных, согласовывать их с местоимениями.
Дидактический материал: элементы разметки: солнце, рыбы, девочка-пират, мальчик-пират, фишки.
Игровые действия: подбор слов к заданному местоимению.
Игровые правила: Необходимо придумать и назвать слово, правильно согласовав его с местоимением. За правильный ответ дается фишка. В конце игры фишки подсчитываются – у кого их больше, тот победил.
Ход игры: Педагог сообщает, что сегодня брат с сестрой играют в пиратов и они отправляются в далекое плавание. А чтобы им было не скучно, они хотя взять с собой в плавание что-нибудь из дома. Мальчик будет брать только те предметы, к названию которых можно прибавить слово «мой», девочка – те предметы, к названию которых можно прибавить слово «моя». Педагог предлагает детям назвать любые слова, которые согласуются с заданными местоимениями (за правильный ответ дается фишка). Далее педагог сообщает, что для того, чтобы всю дорогу была хорошая погода, чтобы солнышко светило, ребята решили взять подарки и для солнышка. Ему понравятся те слова, к которым можно прибавить слово «моё» (дети отвечают). Также, по пути им встретится много морских обитателей, для которых тоже можно захватить подарки. Им понравятся слова, к которым можно прибавить слово «мои» (дети отвечают).
Речевой материал: любые слова женского, мужского, среднего рода, единственного и множественного числа.