Александра Федорова
Интегрированное познавательное занятие для детей подготовительной группы «Такое разное море»
▼ Скачать + Заказать документы
Такое разное море
интегрированное познавательное занятие для детей подготовительной группы
Цель: Расширение представлений у детей о разных состояниях моря, о том, что человек своей деятельностью может загрязнять моря.
Задачи:
1. Формировать эмоционально-положительное отношение к окружающему миру.
2. Развивать связную речь.
3. Активизировать словарный запас.
4. Воспитывать бережное отношение к природе.
5. Развивать творческое воображение детей в изодеятельности.
Публикация «Интегрированное познавательное занятие для детей подготовительной группы „Такое разное море“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
Интеграция областей:
• коммуникация,
• познание,
• социализация,
• физическая культура,
• чтение художественной литературы,
• художественно-эстетическое.
Материалы и оборудование: Глобус, музыка с шумом моря, проектор, видео ролики со спокойным морем, штормом, репродукции картин Айвазовского «Черное море», «Девятый вал». Бумага для рисования, губка для смачивания бумаги, бумажные полотенца или салфетки для удаления лишней влаги; акварельные мелки, стаканчик с водой; слайды или картинки с загрязненным морем. Контейнер, разноцветные камешки, ракушки, игрушки (рыбки, крабы, дельфины, морские коньки и т. д., кувшин с водой.
Словарь: взволнованное, беспредельное, бесконечное море, лазурное, лучезарное, кристально чистая вода; сверкает, искрится, плещется волна.
Предварительная работа:
• опыты с водой,
• чтение художественной литературы о морях, океанах, морских обитателях,
• знакомство с экологическими сказками про водоемы.
Ход занятия
Дети стоят в кругу.
Воспитатель: Настал день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте как хорошо, что мы сегодня здесь вместе мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы.
Дети садятся на ковер.
Появляется Незнайка с глобусом в руках. Крутит его, рассматривает.
Незнайка: Вот мне подарили подарок, а я не знаю что это такое и для чего?
Воспитатель: Давайте поможем Незнайке разобраться.
Дети: Это глобус. Модель Земного шара.
Воспитатель: Правильно. Это наша планета – огромный преогромный шар. Она очень красива. Так рассказывают космонавты, которые побывали в космосе. Давайте внимательно рассмотрим глобус, если его не крутить, то он, кажется каким?
Дети: Разноцветным.
Воспитатель: А если его сильно раскрутить, то он становится голубым. Почему?
Дети: Потому что голубой краски на глобусе больше, чем зеленой и коричневой.
Воспитатель: А что обозначает голубой цвет?
Дети: Воду, моря, океаны, реки, озера.
Воспитатель: А вы хотите отправиться к морю?
Дети и Незнайка: Да хотим.
Воспитатель: А в этом нам поможет глобус (воспитатель крутит глобус) Раз, два, три. (Звучит шум моря видео ролики с видом моря). Вот мы с вами у моря. Посмотрите, какое оно красивое, и вода такая чистая и прозрачна, что можно увидеть морское дно. Сверкает, искрится на солнце, плещется маленькими волнами, как будто оно живое. Если небольшой ветер заигрывает с морем, то по нему бегут волны с белыми кудрявыми гребешками. Куда не посмотришь – всюду бегут белые волны-барашки.
Но море бывает мрачным и даже страшным. (Видео ролик с морем в пасмурный день)
В пасмурный день, когда небо заволокло серыми тучами, море тоже становится серым, хмурым. И уж совсем море становится сердитым, когда дует сильный ветер, громадные серо-черные волны с силой поднимают с берега камни и обрушивают их снова на берег. Если кто-то, купаясь, не успел выбраться на берег, спасти такого человека очень трудно: его крики о помощи никто не слышит (море все заглушает, а выйти сам на берег он не сможет – волны снова и снова бросают его в море.
И уж очень опасным и страшным бывает море во время шторма – сильного ветра с дождем. (Видео ролик со штормом) Громадные черные волны высотой с каменный дом со страшной силой обрушиваются на берег и все сметают на своем пути. Машины, торговые палатки, люди – все окажется в его пучине. Даже большие корабли часто тонут во время шторма.
Воспитатель: Вот таким разным бывает море (высказывания детей)
Незнайка: Ой, а мне очень понравилось, когда море такое спокойное, тихое, приветливое, ласковое и я даже знаю игру про море. Давайте поиграем.
Игра «Море волнуется раз» (игра повторяется 2-3 раза)
Незнайка увидел картины с изображением моря.
Незнайка: Какие красивые картины.
Воспитатель приглашает детей и Незнайку рассмотреть картины, на которых изображено море.
Воспитатель: Да, эти картины нарисовал замечательный художник Иван Константинович Айвазовский. Вот посмотрите на эту картину, она называется «Черное море». На полотне почти нет ничего кроме воды и неба. Мы видим море в хмурый, пасмурный день. Перед нами – суровое, взволнованное, беспредельное море и небо над ним, такое же бесконечное.
Усиливается ветер, волны становятся больше, и на гребнях уже появляются «барашки» пены.
А вот другая картина Айвазовского «Девятый вал». Художник показывает море, которое еще не успело успокоиться после неистового ночного шторма, и людей, потерпевших крушение в океане. Золотые лучи восходящего солнца освещают катящиеся волны. Самая большая из них – девятый вал – снова готова обрушиться на людей. (Дети рассматривают репродукции картин и высказывают свои впечатления).
Воспитатель: А вы хотите стать художниками. Давайте с вами пройдем за столы и нарисуем море, такое, какое вам больше всего запомнилось, понравилось.
Дети садятся за столы, рисуют море в технике по «сырому», звучит спокойная музыка, шум прибоя, крики чаек.
1 шаг: Возьмите губку. Намочите ее в стаканчике с водой, чуть отожмите и мокрой губкой намочите весь лист бумаги.
2 шаг: Мокрый лист положите на салфетку, чтобы бумага не высыхала.
3 шаг: Наберите на кисть краску и рисуем фон моря. Это может быть голубая краска, синяя или зелено-голубая в зависимости от того какое море вы хотите нарисовать.
4 шаг: Возьмите акварельный мелок и нарисуйте все, что угодно: лодку, чаек, волны.
Дети и Незнайка рисуют.
Незнайка: Ой, ой, ой. Посмотрите, какая черная клякса у меня получилась.
Дети смотрят на рисунок Незнайки, на котором образовалось большое черное пятно.
Воспитатель: Дети как вы думаете, на что это пятно похоже, откуда могло взяться это пятно в море (Высказывание детей)
Воспитатель: Да, и такое море мы тоже можем увидеть. Многие моря сейчас находятся в опасности – люди их сильно загрязнили. Заводы и фабрики сбрасывают в море грязные воды, люди бросают мусор: банки, бутылки, пакеты – все, что им не нужно. Часто случаются аварии – в море выливается нефть. Обитатели морских глубин плохо себя чувствуют и даже гибнут, рыбы, и прочие морские животные уплывают подальше от этих мест. Пройдут многие годы, прежде чем эти берега очистятся от нефти. (Воспитатель показывает слайды с загрязненным морем)
Воспитатель: А вы бы хотели плавать в таком море, отдыхать на берегах, где много мусора?
Дети: Нет.
Воспитатель: А давайте мы с вами поможем морским обитателям. Мы сделаем с вами макет моря, с чистой прозрачной водой. Для этого нам понадобится контейнер (воспитатель берет контейнер, камешки разноцветные (воспитатель дает рассмотреть камешки детям, они кладут их на дно контейнера, ракушки (дети рассматривают ракушки и кладут их на дно контейнера, на камешки). А сейчас я возьму воды и налью ее в контейнер (воспитатель наливает воду). А сейчас я добавлю синей краски в наше море. Посмотрите, что у нас получилось.
Дети: Море!
Воспитатель: А какое оно, какая вода в нашем море?
Дети: Море: чистое, прозрачное, ласковое, теплое, тихое. Вода: голубая, лазурная, кристально чистая.
Воспитатель: А давайте в наше море запустим морских обитателей (Дети вместе с Незнайкой кладут в контейнер с водой рыбок, крабов, морских коньков и т. д.).
Воспитатель: Посмотрите, как нравится наше море морским жителям и они вам говорят спасибо. А нам с вами пора передохнуть.
Физкультминутка «Море»
Дети становятся в круг, в середину выходят 3-4 ребенка «купающиеся» имитируют плавание в воде. Остальные дети «волны», они тихонько подбегают к «пловцам» ласково их поглаживают по спинке, голове и отбегают назад. Игра повторяется 3-4 раза.
Воспитатель: Так вот, дети, что бы наши моря были чистыми, прозрачными, что же надо делать?
Дети: Не бросать мусор, не оставлять бутылки, стекла, бумагу на пляжах.
Воспитатель: Запомните дети и ты Незнайка. Чтобы наша Земля оставалась такой же красивой, голубой, как на этом глобусе, нужно не только самому бережно относиться к природе и ее богатствам, но и останавливать других, тех, кто не бережет ее. Чтобы остались на ней леса и степи, реки и озера, чтобы жили на ней рядом с нами рыбы и стрекозы, бабочки и киты, чтобы не потонули в мусоре и отбросах наши города, моря и океаны.
Незнайка: Какое интересное и познавательное путешествие к морю у нас получилось, а рисунок я новый нарисую и оставлю его на память о нашем путешествии.
Воспитатель: Ну что ж нам пора возвращаться в детский сад. Раз, два, три (воспитатель крутит глобус). Ну вот мы и очутились опять в саду. Понравилось вам наше путешествие?
Используемая литература
1. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду [Текст] / - М. : МОЗАИКА_СИНТЕЗ, 2015. – 112 с.
2. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в ДОУ [Текст] / - М. : Мозаика-Синтез, 2005. – 104 с.