Анучина Ирина Михайловна
Конспект занятия для старшей группы ДОУ «Экосистема «Море»
▼ Скачать
Конспект занятия по экологии в старшей группе.
Разработала и провела воспитатель Анучина Ирина Михайловна
Тема: Экосистема «Море»
Цель: Формирование представления о понятии экология и об экосистеме»Море»
Задачи: 1. Закрепить знания о понятиях: экология, экосистема. 2. Расширить знания об экосистеме» Море» 3. Воспитывать в детях заботливое и бережное отношение к природе 4. Уточнить представления о значении моря в жизни человека (эстетическом, оздоровительном, хозяйственном)5. Продолжать развивать эстетический вкус. 6. Совершенствовать память, связную речь, умение анализировать, расширять словарный запас 7. Формировать правильную осанку и совершенствовать двигательные навыки.
Публикация «Конспект занятия для старшей группы ДОУ „Экосистема „Море“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Море, океан. Конспекты занятий
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Предварительная работа. Наблюдения за аквариумом, рассматривание картинок, фотографий с изображением морских обитателей, чтение художественных произведений.
ХОД ООД
Воспитатель
: Дети, любители вы путешествовать? Я предлагаю вам сегодня отправиться в увлекательное путешествие на море. А пока давайте вспомним что такое экология. Экология это наука о взаимодействии природы, человека и техники, изобретенной человеком. А экосистема это участок на земле где живые организмы чувствуют себя как дома. Бывают земные и водные экосистемы. A море это какая экосистема? .Что у меня в руках? (Глобус.) Что показывает глобус (Глобус- это модель Земли) Посмотрите на глобус. Если его не крутить, то он кажется каким? (Разноцветным.) А если его сильно раскрутить, то он становится голубым. Почему? Кто сможет ответить на этот вопрос? (Потому что голубой краски на глобусе больше, чем зеленой и коричневой.) Что обозначает голубая краска? (Голубой краской на глобусе обозначены моря и океаны.) Кто был на море и видел его? Какое море? Какая вода в море? (Соленая.) А хорошо ли, что есть у нас море и почему? (Море дарит нам прохладу, у моря отдыхаем, по морю перевозят грузы и т. д.)
Воспитатель:
Морская вода очень полезная, она содержит много минеральных веществ. Ею можно полоскать горло. С ней принимают лечебные ванны. Из морской воды добывают специальные вещества, из которых делают лекарства, мази. Из морской воды делают морскую соль и продают в аптеках. А можно ли пить морскую воду? (ответы детей)
(воспитатель приглашает детей к столу рассмотреть соль, морскую капусту).
Воспитатель
: Дети, а эта водоросль- морская капуста! Что можно из нее приготовить? (ответы детей).
Воспитатель
: А это что? (показать мармелад, (ответы детей).
Воспитатель
: В мармелад добавляют вещество агар – агар, которое получают из водорослей. Агар – агар используют для приготовления суфле, мыла, кремов, мороженого, зубной пасты. А еще из водорослей делают удобрение для цветов, йод.
(дети рассматривают удобрения для цветов, йод).
Воспитатель: А вы знаете, где растет ламинария? (ответы детей).
Воспитатель: Добывают ламинарию специально обученные водолазы, они погружаются на морское дно.
Ребята, а какой красивый и загадочный мир открывается под водой. Давайте и мы сейчас с вами опустимся на морское дно. Нужно надеть водолазные костюмы и сесть в батискаф. (Показ слайдов)
Воспитатель:
. Наш батискаф опустил нас на морские глубины, давайте полюбуемся красотой морского дна и его обитателями,дно у моря не плоское, у него есть и долины, и холмы, и горы, и даже пещеры. Кто обитает в море? (Кит, дельфин, морские звезды, рыба- пила, акула, крабы, рыба-молот, осьминог. Камбала, морские коньки, морской петух и. т. д.)
Воспитатель
: Отгадываем загадку
Эта рыба — хищник злой,
Всех проглотит с головой.
Зубы показав, зевнула
И ушла на дно. (акула)
Дети рассматривают акулу
Акула - самая крупная хищная рыба, которая дышит жабрами. Часто акул называют кровожадными и злыми. Это большие, быстрые и зубастые рыбы. Зубы у них – в шесть рядов, и острые, как пила. Кроме того они всё время растут и постоянно меняются: выпадают, а на их месте растут новые. Кожа этих рыб покрыта чешуёй с острыми шипами, поэтому даже лёгкое прикосновение к ним наносит серьёзные раны.
Воспитатель: Следующая загадка:
Что за шар плывет с шипами,
Тихо машет плавниками?
Только в руки не возьмешь.
Этот шарик —. (рыба-еж)
Дети рассматривают морского ежа.
Морские ежи могут уколоть ядовитым шипом и, уколовшись, человек почувствует жгучую боль. С помощью игл морские ежи не только защищаются от врагов, но и передвигаются с большой скоростью, можно даже сказать, что он не ходит, а бегает по морскому дну.
Я с неба упала
На морское дно
И хищницей стала
Давным уж давно. (Морская звезда)
Морская звезда – хищник, обитающий на дне океана. Обычно эти животные имеют форму звездочки с пятью лучами. Ярко окрашенные морские звезды медленно ползают по дну или зарываются в ил. Питаются они моллюсками и морскими ежами. Рот у морской звезды расположен на нижней стороне тела, поэтому, чтобы съесть добычу, морская звезда наползает на нее сверху.
В случае опасности морские звезды, как ящерицы, могут отбрасывать часть своего тела. У морской звезды, из любой части тела вырастает новое животное. Ученые проводили опыты – разрезали морскую звезду на несколько частей. Каждая часть через некоторое время превращалась в морскую звезду. Морские звезды – родственники морских ежей.
Воспитатель
: Кто из морских обитателей страшный хищник? (акула) А какие морские животные самые умные и добрые? (дельфины) (показ слайдов)
Воспитатель
: Молодцы! Вы справились с заданиями, а теперь предлагаю немного отдохнуть и поиграть.
Физкультминутка
Давайте представим, что мы на море…
И вот перед нами море
Бушует оно на просторе Пальцы рук сцеплены и делают волнообразные движения
А в море высокая ходит волна
И вверх до небес и вниз до дна Пальцы рук сцеплены и делают волнообразные движения
Качает вода соленая
Водоросли зеленые Руки подняли и делают змеевидные движения
Скачут весело дельфины
Подставляя солнцу спины Ладошка на ладошке лежит, мелкие волнообразные
движения вперед
На волнах качаются
Солнцу улыбаются Руки вверх
Воспитатель:
Мы полюбовались морским дном, познакомились с морскими обитателями, поиграли. А сейчас я хочу вам рассказать об одном морском обитателе, которого сейчас уже нет в наших морях и океанах. Это морская корова.
Морская корова – это один из видов вымерших животных. Морские коровы были довольно крупные животные длиной от 7 до 10 метров и весом до 4 тонн. Внешне они были похожи на громадных тюленей, хвост которых, заканчивался большим плавником. Поскольку рот был беззубым, водоросли коровы рвали с помощью пластин, покрывавших челюсти. Мясо морских коров оказалось очень вкусным. Поэтому морских коров люди истребили очень быстро. Сейчас в теплых морях обитают родственники морской коровы – ламантины, они намного меньше морской коровы. (Показ слайдов)
Ребята! Как надо относиться к морским обитателям чтобы они не исчезали?
(Ответы детей)
Морские обитатели весело играли в море и мы сейчас с вами поиграем в «Морских животных» Приготовьте ладошки…
Пальчиковая гимнастика «Морские животные»
Жил да был один дельфин, перед грудью, плавные движения вправо-влево.
Два конька дружили с ним. Ладони развёрнуты вертикально, поочерёдные движения вверх – вниз.
Приплывали к ним киты, руки сложены накрест, взмахи ладонями.
И акула и коньки.
Те учили их считать: сжимаем и разжимаем кулачки. Загибаем пальчики начиная с большого.
Раз, два, три, четыре, пять. (В. Волнина.)
Атеперь я предлагаю поиграть в другую игру:
«Ветер на море»
Воспитатель:
Мы с вами сегодня узнали много нового, интересного и чтобы закрепить наши знания, я хочу с вами поиграть в игру «Угадайка».
Вопросы:
1. Без чего не бывает моря? (без воды)
2. Какое самое большое животное в море? (синий кит)
3. У какой рыбы оба глаза на одной стороне? (камбала)
4. Какая собака не лает? (морская)
5. Где морская черепаха откладывает яйца? (на берегу в песок)
6. Человек, который работает под водой в специальном костюме? (водолаз)
7. Родственник рака? (краб)
8. У кого одна нога дом перевозит? (У моллюсков.)
Воспитатель: Молодцы, вы меня очень порадовали, настоящие исследователи, но нам пора возвращаться на корабль, всплываем, снимаем костюмы (имитируют снятие костюмов).
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам просто поплавать в теплом море
1 Брасcом
2 Кролем
3 По - собачьи
Молоды,возвращайтесь на свои места.
Ребенок читает стихотворение:
Что такое море?
Чайки на просторе.
Скалы-великаны,
Холодные туманы.
Волны трёхэтажные,
Моряки отважные.
Акулы зубастые,
Киты головастые.
Камней подводных глыбы,
Диковинные рыбы.
Кораллы, осьминоги,
Медузы и миноги,
А на дне темно,
Как в кино.
Воспитат
ль:
Смотрите, плывут банки, бумага. Как они оказались в море (Ответы детей.)
Обобщение воспитателя: Люди привыкли к существованию морей и океанов. Возят по морю грузы, добывают рыбу, водоросли. И в море попадает слишком много мусора, ядовитых веществ. Реже стали встречаться киты, исчезают дельфины. И люди решили, что море необходимо охранять. Но как? (Ответы детей.) Отдыхая на море, нужно бережно относиться к воде, пляжу и всему живому. Каждый человек должен помнить, что от его поведения зависит жизнь окружающей среды. Если мы будем бросать мусор, пакеты, бутылки в водоёмы, то рыбы не смогут больше там жить и погибнут. А сейчас я вам предлагаю слепить из пластилина морских животных, которые вам больше всего понравились и запомнились.
Cадитесь за столы и приступайте к работе.