Мишкевич Галина
Практико-значимый проект «Наши меньшие друзья — птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
(по учебно методическому комплекту «Добрый мир»)
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Московский государственный областной университет
Духовно-просветительский культурный центр им. просветителей славянских Кирилла и Мефодия
ПРАКТИКО-ЗНАЧИМЫЙ ПРОЕКТ
«Занятие на тему: Наши меньшие друзья-птицы
для воспитанников старшей группы
(по учебно-методическому комплекту «Добрый мир»).
Выполнил:
воспитатель МДОУ№…21
Раменский район
Мишкевич Галина Александровна
Москва 2019
Публикация «Практико-значимый проект „Наши меньшие друзья — птицы“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
Конспект занятие на тему:
для воспитанников подготовительной группы
(по учебно-методическому комплекту «Добрый мир»).
Цель: Формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения.
Задачи:
• Уточнить представления детей об изменении образа жизни птиц в природе зимой.
• Расширить представление детей о птицах нашей местности, об условиях их обитания, о том, как тяжело птицам зимой и чем мы можем им помочь.
• Учить детей наблюдать за природой, птицами.
• Воспитывать у детей нравственные чувства: милосердия, сострадания, сопереживания, ответственности и заботы о друзьях наших меньших – птицах.
• Закрепить умения детей передавать свои наблюдения за живой природой в художественно – изобразительной деятельности посредством пластилинографии.
• Продолжать развивать навыки общения в совместной работе.
• Воспитывать уважительное отношение к труду, культуру общения, аккуратность.
Оборудование и материалы: презентация, вырезанные трафареты птиц, пластилин, стеки и дощечки по количеству детей, клей, кисти, соль, вата.
Предварительная работа: наблюдение за птицами во время прогулки и из окна группы; чтение стихов, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций. Разучивание пальчиковой гимнастики, рисование, лепка птиц.
Основные понятия темы:друг,миилосердие,творение,помощь,сострадание
Список используемой литературы:
Шевченко Л. Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Методическое пособие. – с. 127-128
Шевченко Л. Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 3.- с. 59, 60,66, 72,71,77. Под редакцией Л. Н. Антоновой
СД – диск – музыкальное сопровождение занятий
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Запорошила дорожки. Разукрасила окошки. Радость детям подарила
И на санках прокатила.
Воспитатель: Ребята о чем эта загадка?
Дети: О зиме (хором)
Воспитатель: Скажите, а где вы любите гулять зимой? (ответы детей) Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас на прогулку в зимний парк. Надеваем воображаемые рукавички, шапку, шубку и отправляемся в путь.
На прогулку в зимний парк приглашаю вас пойти, Интересней приключений нам, ребята, не найти. Друг за другом становитесь, крепко за руки беритесь. По дорожке, по тропинке, не спешим, не отстаем в парк мы дружно все пойдем.
Может быть, мы в парке что-то интересное найдем!
Воспитатель: Ребята посмотрите как в парке красиво! Сколько снега. А какие деревья вокруг! (рассматривание зимних пейзажей и заснеженных деревьев).
2. Отгадывание загадок.
Воспитатель: Ребята, а хотите узнать, кто живет в парках и лесах? (ответы детей) Предлагаю отгадать загадки и вы это узнаете. (параллельно с загадками на экране появляются изображения птиц).
Непоседа пестрая, Птица длиннохвостая
Самая болтливая. (Сорока)
Зимой на ветках яблоки Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки, Ведь это?. (Снегири)
Окраской - сероватая, Повадкой - вороватая. Крикунья хрипловатая — Известная персона. Кто она? (Ворона)
Непоседа, невеличка, Желтая почти вся птичка. Любит сало и пшеничку, Кто узнал ее?. (Синица)
Я весь день ловлю жуков, Ем букашек, червячков. Прыг-скок! Не робей! Я бывалый. (Воробей)
Воспитатель: Молодцы, ребята, все загадки отгадали!
3. Чтение стихотворения «Воробей» (Хрестоматия №3, с. 59)
Воспитатель: Я хочу прочитать вам стихотворение, которое называется «Воробей». Давайте присядем на лавочки (стульчики) в парке и послушайте его очень внимательно.
ВОРОБЕЙ
Чуть живой. Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней!
И дрожит он над зернышком бедным,
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным
Оттого, что так трудно ему.
В это время на экране появляются изображения воробьев зимой.
4. Беседа.
Воспитатель: Ребята, о ком говорится в этом стихотворении?
Маша: О воробье
Воспитатель: В какое время года происходит действие этого стихотворения?
Гриша: Зимой
Воспитатель: Скажите, а какой воробей?
Настя: Маленький,замерзший,голодный,чуть живой.
Воспитатель: А как воробей себя чувствует зимой?
Вика: Ему нечего кушать холодно и он замерзает
Воспитатель: Скажите, как поэт показывает, что ему тяжело? (ответы детей «Чуть живой. Не чирикает даже», замерзает, дрожит)
Воспитатель : Я прошу вас подумать и сказать, как вы можете объяснить последние строки стихотворения? (Пусть ему голодно, холодно и очень трудно, он все равно не обижается и не становится вредным) Вы знаете, ребята, ведь птицы и животные зачастую ведут себя мудрее в таких сложных ситуациях. И человеку иногда даже нужно поучиться у них этому. - Ребята, как вы думаете, что будет с птичкой, если она будет постоянно испытывать голод и холод?
Ксюша: Она может умереть.
Воспитатель: А как бы вы поступил в такой сложной ситуации? (ответы детей)
Воспитатель: Следует ли человеку приходить на помощь только людям? Или животные и растения тоже нуждаются в помощи человека? (ответы детей)
Воспитатель: Почему человеку следует приходить на помощь не только людям, но и животным? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно ребята, мы должны быть милосердными к птицам, помогать им, ведь это живое, это творение Бога. Бог любит всех. И человек должен проявлять такую же любовь к окружающему миру.
А как мы с вами можем помочь нашим маленьким друзьям?
Рома: кормить их, делать для птиц кормушки
5. Физминутка «Снегирь».
Воспитатель: Ребята мы так долго сидели на лавочках в парке, что, наверное, уже совсем замерзли, нам надо размяться:
Вот на ветках, посмотри, 4 хлопка руками по бокам и 4 наклона головы
В красных майках снегири.
Распушили перышки, частые потряхивания руками, опущенными вниз
Греются на солнышке.
Головою вертят, 2 поворота головы на каждую строку
Улететь хотят.
-Кыш! Кыш! Кыш! Улетели! Разбегаются по группе, взмахивая руками
За метелью, за метелью! как крылышками
Воспитатель: Ну, вот немного согрелись. Молодцы!
6. Рассматривание иллюстраций.
(Хрестоматия №3, с. 60)
Воспитатель: Ребята, подойдите ко мне, пожалуйста. Я хочу показать вам одну иллюстрацию. (Дети стоят вокруг воспитателя)
Воспитатель: Скажите, что изображено на рисунке (ответы детей). (На улице зима. Светит солнышко и идет снег. Птицы прилетели на кормушку. Там насыпан корм и птички радуются, что он там есть.)
(Хрестоматия №3, с. 66)
Воспитатель: А вот еще одна на этой иллюстрация. На ней уже целая стайка птичек собралась у кормушки. Птицы клюют зёрнышки и, наверное, весело щебечут.
Обратите внимания птички все разные. Каких птичек вы видите? Назовите их. Ответы детей: снегири, синички, воробьи, щеглы, свиристели
Воспитатель: А какое настроение создаёт эта картина? (радостное) - Почему? Чему вы радуетесь? (ответы детей)
7. Чтение рассказов.
Воспитатель: Ребята, послушайте два рассказа и подумайте, в каком из них ребята поступили правильно.
«Разоренное гнездо» (Хрестоматия №3, с. 72)
Прилетела из далеких стран птичка жаворонок. Свила она себе гнездо, вывела птенцов и живет. И самой весело, что семья своя есть, и птенчикам при матери хорошо. Поставил мальчик сеть, поймал жаворонка и посадил в клетку. Тосковала в клетке по своей воле, по своим птенчикам. Забыл мальчик поставить в клетку воды, и умерла птичка. Погибли в поле без матери и птенчики.
«Добрая девочка» (Хрестоматия №3, с. 71)
Стояла суровая зима. Все было покрыто снегом. Тяжело пришлось от этого воробышкам. Бедняжки нигде не могли найти корма. Летали воробышки вокруг дома и жалобно чирикали. Пожалела воробышков девочка Маша. Она стала собирать хлебные крошки и каждый день сыпала их у своего крылечка. Воробышки прилетали на корм и скоро перестали бояться Маши. Так добрая девочка прокормила бедных птичек до самой весны.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, кто из этих ребят поступил хорошо, а кто плохо? (ответы детей)
Воспитатель: К чему привел поступок?
Валя: К смерти всей семьи, птенцы умерли без мамы.
Воспитатель: В чем выражалась забота девочки?
Алексей:Девочка всю зиму сыпала хлебные крошки на крылечко.
Воспитатель:А что нам нужно делать, чтобы поступать как девочка?
Ответы детей: Кормить птичек, делать кормушки и вешать их в парке, около дома, у нас на участке.
Воспитатель: Ну вот пришла пора возвращаться в детский сад. Давайте еще раз вспомним каких птиц мы с вами видели. (ответы детей)
Друг за другом становитесь, крепко за руки беритесь. По дорожке, по тропинке, не спешим, не отстаем в группу дружно все идём. Может быть, и в группе нашей интересное найдем!
Воспитатель: Ну, вот мы и вернулись в группу. Давайте снимим воображаемые шапки и варежки, передохнем после дороги и послушаем песню, которая называется «Воробейчик».
8. Прослушивание песни «Воробейчик». (сл. М. Пожарова, муз. В. Казбанова)
Воспитатель: Предлагаю вам послушать песню, которая называется «Воробейчик».
О ком эта песня?
Ответы детей: о птицах, о воробьях
Как автор описывает воробейчика?
А какая это песня по характеру: веселая или грустная?
9. Практическая работа.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, на столах у вас лежат шаблоны птиц, которых мы с вами будем раскрашивать. Но раскрашивать мы будем не красками, а пластилином!
Скажите, кто помнит, как называется эта техника рисования, которую мы будем использовать? (пластилинография)
Воспитатель: Хорошо, молодцы!
Давайте вспомним, как выглядит воробушек? Какого цвета у него перья? (ответы детей)
Воспитатель: Как выглядят синички и снегири? Какие цвета пластилина мы будем использовать? (ответы детей)
А чтобы птички наши выглядели как в парке, мы с вами сделаем для них зимние веточки. Одни будут покрыты инеем, а другие «шапками» снега.
Инеем будет соль, а «шапки» снега – вата, которые мы приклеим к веточкам с помощью клея.
Воспитатель: Ну что, за работу?
А чтобы вы не забыли, как выглядят птицы, на доске будут висеть иллюстрации с изображением синицы, снегиря и воробушка.
Дети приступают к работе под звуки пения птиц.
10. Итог занятия.
Воспитатель: Давайте ребята наших птичек посадим на веточки, которые мы с вами сделали.
А теперь рассмотрим, у кого какая птичка получилась.
Чья птичка понравилась больше остальных? Почему? (дети высказывают свое мнение)
Что для вас было трудным при работе с пластилином для тебя Никита?
Никита: плохо растягивался по бумаге
- Как ты справился с этой трудностью?
Никита :лучше погрел пластилин, стали брать маленькие кусочки пластилина.
Воспитатель: Молодцы ребята! Какая красота получилась!
Почему же птицы прилетают в холодное время к жилищу людей? (ответы детей.
Давайте вспомним, чем же мы можем им помочь? (развешивать кормушки и не забывать подсыпать в них корм)
Посмотрите ребята, а что у меня в руках? (кормушка)
Но у меня она одна, поэтому я предлагаю вам с родителями сделать дома кормушки и мы их развесим у нас в садике, а может и в парке. Согласны?
Послушайте еще одно стихотворение, которое называется «Покормите птиц зимой» (Хрестоматия, с. 77)
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна - и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Воспитатель: Сегодня, когда мы пойдём на прогулку, обязательно возьмём с собой кормушку и корм для птиц и покормим птичек, которые прилетят к нашей кормушке.