Любовь Щукалова
Итоговый практико-значимый проект «Пернатые друзья»
▼ Скачать
Итоговый практико – значимый проект
Тема: «Пернатые друзья»
Щукалова Любовь Григорьевна
МБДОУ детский сад комбинированного вида
№5 «Семицветик» г. Протвино
2019 г.
Содержание
Введение… 3
1. Основная часть. Теоретическое обоснование проекта «Пернатые друзья»…. 4
1.1 Теоретическая значимость проекта «Пернатые друзья»…5-6
2. Практическая часть.
2.1 Перспективное планирование и наблюдение на прогулке…. 7-11
Заключение…12
Список литературы…. 13
Публикация «Итоговый практико-значимый проект „Пернатые друзья“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июль 2019
Приложения
Презентация
Введение
Актуальность. Экологическое равновесие в окружающем нас мире – это очень важно, потому что в природе все взаимосвязано. Поэтому экологическое воспитание подрастающего поколения – это одна из актуальнейших задач воспитания, которая начинается еще с детского сада. И педагоги, и родители должны с раннего детства учить детей любить природу, восхищаться ее красотой, сохранять и преумножать ее богатства. Познание тайн окружающего мира облагораживает человека, делает его более чутким и думающим. Познавая природу, дети научатся ее любить. А полюбив, спасут и сохранят ее красоту для будущих поколений.
Цель проекта : формировать у детей экологические представления, расширять знания о птицах, воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Задачи проекта : развивать любознательность, стремление узнать новое; расширить представления о птицах, роли человека в жизни птиц; развивать компоненты устной речи; познакомить с удивительными загадками и тайнами из жизни птиц; воспитывать желание заботиться о птицах, бережно относиться к природе.
Практическая значимость. Участниками проекта являлись дети старшей группы, родители, педагоги, музыкальный руководитель. Проект был направлен на воспитание у детей бережного отношения к природе. Дети заинтересовались темой данного проекта, с удовольствием принимали участие в различных мероприятиях. Проект может использоваться педагогами дошкольных учреждений.
3
Основная часть. Теоретическое обоснование проекта.
Формирование экологической культуры населения, начало ее становления падает на первые годы жизни ребенка. Дошкольное детство – важный период жизни человека: закладываются основы правильного отношения к окружающему миру. Работа по экологическому воспитанию детей этого возраста обладает большими возможностями и перспективой.
Проблемами экологического воспитания и развития у дошкольников целесообразного поведения в природе занимались Иванова А. И., Коломина Н. В., Плохий З. Н. и др. В своих работах ученые раскрывают цель, задачи, принципы и условия экологического воспитания дошкольников.
К. Д. Ушинский называл природу прекрасным воспитателем молодого поколения.
В. А. Сухомлинский считал, что нужно вводить малышей в мир природы так, чтобы они каждый день открывали в ней что-то новое, чтобы каждый ребенок рос мыслителем и исследователем.
Суть экологического воспитания отражена в трудах П. Я. Гальперина, Ж. Пиаже, В. В. Зеньковского, А. В. Запорожца и др.
Вопросы организации экологического воспитания дошкольников отражены в трудах С. Н. Николаевой, В. П. Горошенко.
Проанализировав теорию и опыт, накопленный в области экологического образования, я разработала проект по теме «Пернатые друзья».
4
Теоретическая значимость проекта
Экологическое равновесие в окружающем нас мире – это очень важно, потому что в природе все взаимосвязано. Детей нужно подвести к пониманию того, как одно зависит от другого. Тогда дети научаться предугадывать логическую цепочку последствий от какого-либо события.
Я приводила детям такой пример: если вырубить все крупные деревья, то хищные птицы в данной местности не сохранятся, так как в корнях и кроне деревьев водятся мелкие грызуны и птицы, которые являются кормом для хищных птиц. Им не будет хватать корма, негде будет строить гнезда, следовательно, птицы сменят место обитания. Если не будет хищных птиц, то создадутся благоприятные условия для существования насекомоядных птиц и микроорганизмов. В результате нарушения пищевой цепи возникнет неконтролируемый рост насекомоядных птиц, уничтожение ими божьих коровок, увеличение популяции тли, и, как следствие, гибель плодовых деревьев.
Ознакомление с конкретными примерами жизни растений и животных, их связи с определенной средой обитания и полной зависимости от нее позволяет сформировать у дошкольников первоначальные представления экологического характера. Дети усваивают, что механизмом связи является приспособленность строения и функционирования различных органов, контактирующих с внешней средой. У детей формируются первоначальные представления о некоторых экосистемах, пищевых зависимостях, которые существуют в них. Наглядно представленные зависимости природных явлений доступны пониманию детей 3-7 лет.
5
Проект предполагает :
- реализацию творческого потенциала ребенка в разных видах деятельности;
- развитие способностей:
интеллектуальных (любознательность, инициатива, умение задавать вопросы, делать выводы и умозаключения, умение проявлять смекалку);
к речевому творчеству (развитие инициативы и самостоятельности в общении, умение использовать разнообразные средства речевой выразительности);
к изобразительной деятельности (развитие художественного восприятия, эмоционально-эстетического вкуса);
к разнообразным движениям и проявлению быстроты, координации движений, ловкости, гибкости, а также смелости, выдержки, выносливости, проявлению дружеских чувств.
6
Практическая часть
Проект «Пернатые друзья» был реализован с октября по апрель. Дети вели наблюдения за птицами, составляли рассказы описательного характера, сочиняли сказки («Перелетные птицы», «Птицы зимующие», «Птицы домашние», «Если б я был птицей…»). При выполнении данного проекта у детей возникали проблемные вопросы: «Почему птицы – наши друзья?», «Какие птицы живут в наших лесах?», «Зачем птице перья?», «Почему у птиц разный по размеру и форме клюв?», «Как птица научилась летать?», «Куда улетают птицы?», «Почему птиц зимой подкармливают, а летом нет?». Дети высказывали свои предположения, искали информацию вместе с родителями в разных источниках, оформляли альбомы на тему «Пернатые друзья». У детей появилась потребность узнавать что-то новое и интересное о птицах и делиться информацией со сверстниками и педагогами. Мы обратились к родителям воспитанников с просьбой изготовить кормушки для птиц. Развесили их и подкармливали птиц весь холодный период года. Дети получили возможность наблюдать птиц каждый день. Реализация проекта завершилась участием всех воспитанников группы в городском конкурсе рисунков под названием: «Проптицы». Конкурс был организован руководством художественной школы г. Протвино. Два воспитанника нашей группы стали победителями конкурса, семь воспитанников – участниками.
Был показан спектакль «Здравствуйте, птицы!» по сказке Вольского «Рогатка». Зрителями стали дети младших групп и родители детей.
7
Перспективное планирование проекта «Пернатые друзья»
Игровая деятельность (срок – октябрь)
Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия в лес»
Игры-драматизации по программным произведениям
Настольно-печатные игры: «Лото», разрезные картинки
Дидактические игры: «Кто где живет», «Зимующие и перелетные птицы», «Летает, плавает, бежит», «Чей клюв?», «узнай по следу»
Подвижные игры: «Стая», «Лягушки и цапля», «Кукушка»
Социальное развитие (срок – ноябрь)
Тематическое занятие «Перелетные и зимующие птицы»
Рассматривание картины Левитана «Осень»
Рассматривание иллюстраций и книг по теме
Правила поведения в природе
Здоровье и физическое развитие (срок – март)
Поход в лес, к реке Протве
Наблюдение за птицами
Подвижные игры
Труд
Познавательное развитие (срок – февраль-апрель)
Рассматривание журналов «Юный натуралист»
Беседы о птицах
Цикл занятий «Пернатые друзья»
Наблюдение за прилетом грачей, скворцов
Рассматривание энциклопедий
Придумывание детьми сказки «Если б я был птицей…»
Художественная литература (срок – март-апрель)
Пословицы и поговорки о птицах
8
Приметы с птицами
Отгадывание загадок
Чтение стихов, рассказов, сказок
Заучивание стихотворений для инсценировки по сказке А. Вольского «Рогатка»
Детская продуктивная деятельность (срок – октябрь-ноябрь)
Аппликация «Птичка – невеличка»
Конструирование «Журавлик» из бумаги
Рисование «Сова», «Орел», «Дятел», «Отлет птиц»
Лепка «Птички»
Наблюдение за птицами на прогулке осенью
Цель - закрепить знания детей о птицах: название, части тела, питание. Вспомнить, что есть зимующие птицы и перелетные.
Ход прогулки
Наблюдение: обратить внимание детей на нахохлившихся ворон, скворцов, сорок, воробьев. Рассказать, что птицы прилетают поближе к людям, надеясь найти побольше корма. Предложить детям покормить птиц, понаблюдать, как птицы клюют корм, закрепить названия частей тела. Обратить внимание детей на подготовку птиц к отлету. В первую очередь улетают молодые птицы, а более выносливые остаются. Какие птицы остаются на зиму?
Художественное слово
Журавлики-журавли оторвались от земли,
Крылья к небу вскинули, милый край покинули.
Закурлыкали вдали журавлики-журавли.
М. Шпак
9
Не слыхать кукушки в роще,
И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет –
Улетает, улетел.
Е. Благинина
Поздняя осень. Грачи улетели,
Лес обнажился, поля опустели…
Н. Некрасов
Загадки
По поднебесью веревка протянулась. (Журавли)
Пестрая крякушка ловит лягушек. (Утка)
Упражнения на развитие мелкой моторики
Пальчиковая гимнастика «Птички»
Эта птичка – соловей, Загибают по одному пальчику
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка,
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – злой орлан.
Птички, птички, по домам. Машут обеими руками
Подвижные игры
«Перелет птиц». Цель: научить детей бегать врассыпную, действовать только по сигналу. Ход игры: на сигнал «Птички летают!» дети бегают по площадке, изображая птиц. На сигнал «Кот!» дети убегают в домики.
«Филин и пташки». Цель: упражнять в беге врассыпную. Ход игры. Играющие выбирают филина. Он уходит в свое гнездо. Дети «летают»
10
по площадке, подражая крику той птицы, которую выбрали. На сигнал «Филин!» все птицы улетают в гнезда. Если водящий успеет кого-то поймать, то он должен угадать, какая это птица, и только тогда пойманная становится «филином».
Наблюдение за птицами на прогулке зимой
Цель – закрепить знание детей о зимующих птицах. Сформировать желание заботиться о живых существах.
Наблюдение : обратить внимание детей на поведение птиц. Назвать птиц, прилетевших на участок. Объяснить, как им голодно зимой, рассказать, что птицы прилетают поближе к людям, надеясь найти побольше корма. Предложить детям покормить птиц, понаблюдать, как они клюют корм. Обратить внимание детей на повадки птиц. Вспомнить, каких зимующих птиц дети знают. Отметить, что у птиц две лапы, два крыла, перья, клюв.
Художественное слово
На дворе морозище градусов под сорок.
Плачутся воробушки, что весна не скоро.
В. Звягина
Трудно птицам зимовать,
Надо птицам помогать!
Распилить я попросил досочку еловую,
Вместе с папой смастерил птичкину столовую.
А. Чепуров
Дидактическая игра «Угадай по описанию».
Дети составляют описательный рассказ о предложенной птице, не показывая ее. Цель – научить детей составлять описательный рассказ.
11
Заключение
Работа в рамках проекта получилась интересной и познавательной. Дети расширили свои знания о птицах, научились проявлять заботу о них. Также научились: наблюдать и рассказывать о своих наблюдениях, задавать вопросы и искать на них ответы, давать определения понятиям, классифицировать, делать выводы, размышлять над проблемой, придумывать интересные сказки. Работая над проектом, приходилось не раз обращаться за помощью к родителям. В результате повысился интерес родителей к работе детского учреждения. Поставленные задачи проекта выполнены, цель достигнута. Воспитание ответственности, любви к природе, дадут свои плоды, и мы можем надеяться, что дети вырастут неравнодушными и добрыми.
12
Список литературы
1. Бойчук И. А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Перспективное планирование, конспекты бесед. – СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2013. – 432с.
2. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014. – 352с.
3. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Старшая группа. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014. – 112 с.
4. Николаева С. Н. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания. – М. : ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998. – 320с.
5. Полякевич Ю. В., Осинина Г. Н. Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет: модели комплексных занятий. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2014. – 159 с.
13