Мария Владимировна Исаева
Конспект мастер-класса «Народные промыслы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели и задачи:
- Знакомство детей и родителей с русскими народными промыслами, изделиями декоративно-прикладного искусства, их отличительными чертами.
- Развитие интереса к продуктивной деятельности, обучение родителей элементарным приёмам декора.
- Формирование эстетических чувств и эмоционально-положительного фона
Публикация «Конспект мастер-класса „Народные промыслы“» размещена в разделах
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
Материал: дидактические иллюстрации «Народные промыслы», образцы детских работ, небольшие экспонаты народных промыслов (жостовский поднос, хохломские ложки, гжельские фигурки, семёновская и полхов-майданская матрёшки, шкатулка из бересты, плетёная тарелка, фигурки в стиле дымковской и филимоновской росписи, свистульки, богородская игрушка). Заготовки из картона «Дымковский индюк», краски гуашь, кисточки разных размеров, круглые штампы, ватные палочки, стаканы с водой, влажные салфетки, клеёнка.
Предварительная работа: выставка образцов народного промысла
Ход деятельности:
1) Беседа с детьми и родителями о видах народного промысла, его характерных особенностях. Рассказ воспитателя об изготовлении игрушек, украшений, посуды и других предметов обихода народными умельцами. Рассматривание иллюстраций, заготовок под роспись, образцов с выставки.
2) Рассказ воспитателя о важности декоративно-прикладного творчества в воспитании и развитии детей, развитии эстетических чувств. Знакомство родителей с элементарными методиками обучения и видами техник декоративно-прикладного творчества, в том числе при обучении с использованием нетрадиционных техник рисования. Демонстрация готовых работ детей разных возрастов.
3) Рассказ воспитателя об истории дымковской игрушки, рассматривание иллюстраций, образцов с росписью. Рассказ воспитателя о символизме цвета в росписи:
белый – нравственная чистота, правда, добро;
красный – огонь, красота, здоровье, сила, слава;
желтый – солнце, свет, радость;
синий – небо, вода;
зеленый – жизнь, молодость, природа, земля, пашня
черный – земля.
Знакомство с символикой деталей дымковской росписи:
Круг – это солнце
треугольник – земля
елочки и ростки – символ растительности и жизни
синяя волнистая полоса – это вода
перекрещенные полоски – сруб колодца
точки – знаки семян
ромб – знак плодородия
Все эти узоры напоминают нам о связях человека и природы, в прошлом они являлись оберегами.
4) Рассматривание готового образца поделки «Дымковский индюк». Рассказ воспитателя о характерных особенностях росписи индюка – пышный веерообразный хвост, сходство с павлином:
Вот индюк нарядный
Весь такой он ладный,
У большого индюка
Все расписаны бока,
Всех нарядом удивил,
Крылья важно распустил.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост —
Точно солнечный цветок,
А высокий гребешок,
Красной краскою горя,
Как корона у царя.
Индюк сказочно красив,
Он напыщен, горделив,
Смотрит свысока вокруг,
Птица важная — индюк.
5) Раздача материала: картонных заготовок под окраску, красок, штампов, кисточек.
Шаблон для вырезания фигурки индюка
6) Проведение мастер-класса по дымковской росписи с использованием нетрадиционных техник:
Заготовка под роспись:
Роспись хвоста:
Обведение широкой кистью по контуру, рисование волнистой линии, проставление симметричных кругов разного размера с помощью круглых штампов, ватных палочек. Рисование полосок, линий, фигур методом прикладывания с помощью кисти.
Роспись туловища:
Раскрыть фигурку, которая состоит из двух зеркальных половинок. Раскрасить красным цветом гребешок, бороду, клюв. Нарисовать крыло. Симметрично нарисовать с помощью кистей, штампов и ватных палочек элементы декора: круги, точки, прямые и волнистые линии, ромбы, сеточки, «листочки» и т. п.
Собрать фигурку, вставить хвост в прорезь.
7) Рефлексия.
Обсуждение с детьми и родителями у кого что получилось, чем похожи и чем отличается поделки. Закрепление понятий: народный промысел, дымковская роспись.