Мария Шишова
Народные подвижные игры как средство здоровьесбережения и развития детей
▼ Скачать + Заказать документы
Игры являются важным средством всестороннего развития и воспитания детей. Особое значение имеют народные подвижные игры, развивающие основные двигательные навыки, положительно влияющие на формирование здоровья подрастающего человека.
Публикация «Народные подвижные игры как средство здоровьесбережения и развития детей» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Народная культура, фольклор
- Подвижные игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Веселая подвижная игра – это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, ловушек, салочек. Как они возникли? Кто придумал эти игры? Они созданы народом, так же как и сказки, и песни. Народные подвижные игры являются неотъемлемой частью художественного и физического воспитания.
Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром.
Я считаю, что игра является наиболее удобной формой освоения движений. Дети дошкольного возраста на первый взгляд очень подвижны : они умеют ходить, бегать, скакать, лазать и усваивать новые движения. Однако в детской походке, беге, прыжках много неловкостей, незаконченных движений. Для устранения этих недостатков нужны занятия по физической культуре. Например, во всех играх «в змею», в играх, когда дети под песни и считалочки ходят по кругу в хороводах,они охотно сосредотачивают свое внимание на красивой, ровной походке.
Не менее значительна роль народной игры и в умственном воспитании ребенка. Когда я показываю и объясняю движения, согласно правилам игры, стараюсь завязать отношения между детьми, учу воспринимать новые понятия, связывать словарные обозначения непосредственно с движениями. Песни и стихи, сопровождающие народные игры, обогащают речь детей. Большое значение имеет обогащение детей новыми представлениями и понятиями, с которыми они знакомятся в народных играх. Например, игра «в Бабку» знакомит детей с названиями разных блюд. Игры «Садовник» и «Чижик» знакомят детей с трудовыми движениями.
В каждой игре ребенок узнает новое расширяет свои знания. Например, когда я предлагаю народную игру другой национальности – украинской, татарской и другие, дети знакомятся с жизнью, бытом, языком других народов. Большое значение народные игры имеют и для нравственного воспитания ребенка. В игре ребенок имеет возможность сравнивать свои успехи с успехами других детей, учиться правильно вливаться в коллектив, ценить соблюдение правил.
Значение народных игр в эстетическом воспитании ребенка очень велико: в детях развиваются чувства ритма, движения становятся более уверенными.
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый, игровой фольклор.
Я уделяю большое внимание разучиванию игр. Никогда заранее не разучиваю потешки, считалки и просто слова. Все это дети запоминают вместе движениями и правилами игры. Да и сама я охотно принимаю участие и играх, что детям очень нравится.
Почему меня привлекли народные игры? Потому что в этих играх дети знакомятся с народным фольклором. Это и припевки, и шутки, и песенки, и считалки, которые дети с удовольствием применяют в других играх с игрушками.
В любое время года я играю с детьми в игры, соответствующие погоде:
• Зима: «Быстрые и меткие», «Штурм снежной крепости», «Два Мороза» и другие.
• Весна: «Соседи», «Ручеек», «Золотые ворота» и другие.
• Лето: «Гуси-лебеди», «Прятки», «У медведя в бору», «Репка».
• Осень: «Испорченный телефон», «Садовник», «Краски» и другие.
Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство.