Получи документы

Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю в дошкольном возрасте

Щербакова Мария
Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы

Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю в дошкольном возр

асте[/h3]

Выполнила: воспитатель Щербакова М. А.

Воспитание любви к Родине является одной из главных задач нравственного воспитания подрастающего поколения.

Публикация «Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю в дошкольном возрасте» размещена в разделах

Сегодня педагогика считает возможным и необходимым начинать воспитание нравственных чувств с раннего детства. Применительно к детям 6— 7 лет дошкольная педагогика определяет содержание патриотических чувств как желание больше узнать о своей стране, ее народах, как проявление симпатии и уважения к людям разных национальностей, интереса к некоторым историческим событиям. Также элементарное понимание общественной значимости труда людей, желание принять в нем посильное участие, бережное отношение к родной природе, умение видеть и беречь ее красоту, доступное участие в происходящих вокруг событиях общественной жизни. Важным условием в воспитания начал патриотических чувств является ознакомление детей с явлениями общественной жизни и организации их деятельности, направленной на формирование общественных мотивов поведения.

В педагогике благодаря работам А. П. Усовой, Е. И. Радиной, М. М. Кониной и др., накоплен богатый материал по ознакомлению дошкольников с социальной действительностью. Наиболее полно разработаны вопросы формирования представлений о труде взрослых (Е. И. Радина, В. Г. Нечаева, В. И. Логинова, И. Д. Власова, С. А. Котлярова, В. И. Глотова, Н. М. Крылова). Но хотелось бы сформировать у дошкольников отзывчивость, чуткость к явлениям социальной действительности. Психологами (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Н. Д. Левитов и др.) доказана возможность и необходимость формирования у дошкольников эмоционально положительного отношения к окружающему миру. Одним из средств, обеспечивающих эту возможность, является народное творчество (Н. Ф. Самсонюк, Р. Ш. Холикова).

В произведениях народного творчества заключена особая воспитательная ценность, влияющая на формирование патриотических чувств. Народное творчество несет в себе конкретные образы, краски, доступные и интересные ребенку. Произведения народного творчества могут служить эффективным средством формирования положительного, эмоционально окрашенного отношения к разным сторонам общественной жизни, воспитания любви к родному краю при следующих условиях: Если ознакомление с народным творчеством входит составной частью в общую систему ознакомления дошкольников с явлениями общественной жизни; Если осуществлен отбор произведений народного творчества, в наибольшей степени способствующих воспитанию начал патриотических чувств; Если у детей сформировано умение различать некоторые специфические и общие черты в творчестве разных народов. При отборе произведений народного творчества необходимо руководствоваться общими принципами: Соответствие задачам ФГОС; Доступность по форме и содержанию, привлекательность, яркость и эмоциональная насыщенность. Кроме этого, в произведениях должны найти отражение специфические черты национального искусства. Образное восприятие пословиц, сказок углубляется, если одновременно идет ознакомление детей с декоративными изделиями народного быта, национальным костюмом. И наоборот: восприятие произведений декоративного искусства углубляется, когда оно сопровождается приобщением к малым формам поэтического творчества, отображающим народный быт, обычаи и традиции.

Ведущими задачами при этом являются: Обогащение знаний детей о народном декоративном искусстве; Подведение детей к пониманию роли искусства в жизни человека; Формирование умения отмечать своеобразие национального декоративного искусства, его характерные особенности, а также общие черты. Формирование знаний, предлагаемые детям, можно разделить следующим образом: Характерные мотивы в русских орнаментальных узорах, особенности их компоновки и колорита. Специфически е особенности русских орнаментов: полихромность, наличие асимметричных узоров, наличие зооморфных, сюжетных мотивов, своеобразие дымковской, хохломской, городецкой, жостовской росписей — в русских узорах. Вариативность орнаментации на русских изделиях (платки, сарафан, рубаха, пояс). Эстетическая ценность произведений народного искусства : нарядность, красота, яркость, привлекательность, утилитарное значение декоративных изделий. Серия общеразвивающих ситуаций по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством русского народа поможет подвести детей к пониманию: самобытности, своеобразия русского народного декоративного искусства (типичность мотивов, цветовое и композиционное решение); связи содержания орнамента с окружающей природой; связи искусства с бытом и жизнью народа; преемственности традиций народного искусства. Для того, чтобы обеспечить перенос знаний в самостоятельную деятельность, необходимо формировать конкретные умения и навыки воспроизведения характерных особенностей народных узоров (мотив, композиция, цветовое решение). У детей необходимо формировать приемы рисования и вырезывания простейших элементов русского орнамента. Необходимо уделять внимание различным творческим заданиям, которые ставят детей перед необходимостью применять полученные знания в самостоятельной творческой деятельности : «Русские узоры», «Нарядный платок для куклы Маши», «Украсим рубаху для куклы Вани» и другие, можно предложить выполнить коллективную работу по декоративному рисованию и аппликации по мотивам народного орнамента для украшения групповых комнат и зала для музыкальных занятий. Таким образом, самостоятельная деятельность детей будет строиться на основе полученных знаний и в то же время требовать новых. Создается система зависимостей полученных знаний и деятельности, которая обеспечивает переход на новый этап. Все это становится предпосылкой воспитания устойчивого интереса к народному искусству, понимания его ценности и необходимости для людей, формирования чувства симпатии к народу — творцу талантливых произведений. Естественно, что интерес и любовь к искусству народов родной страны становится частью чувства любви к Родине.

Ознакомление детей с декоративным искусством должно проходить в единстве с приобщением их к особенностям традиций, обычаев, труда, быта народа, нашедших отражение в произведениях фольклора. Посредством сказок дети знакомятся с жизнью народа в прошлом. Это определяет и методику занятия: включение в беседу по произведению вопросов, ответы на которые требуют акцентирования на нравственных качествах героев («Каким ремеслом занимался народ, «Как об этом сказано в сказке?», «В какую одежду был одет герой сказки?»).

Особое значение имеет приобщение детей к волшебным и героическим сказкам. Идейное содержание этих сказок — подвиги героев во имя освобождения родной земли, своего народа от зла и насилия, от врагов и чужеземных захватчиков — способствует раскрытию идей патриотизма, лучшему пониманию детьми художественных произведений о подвигах русских воинов.

Тщательной продуманности и четкости требуют вопросы при обсуждении героических сказок (Против кого боролся герой? Была ли его борьба правильной, справедливой? Почему народ помогал герою? Как благодарил народ героя — освободителя). При ознакомлении детей с родным краем целесообразно сравнить современную жизнь с изображенной в сказках. Чтобы дети не только поняли произведение, но и прочувствовали его, следует использовать разные методы ознакомления с этим произведением (рассказывание с иллюстрациями и без них, инсценировка, кукольный театр). Особо необходимо отметить необходимость создания условий для разнообразной творческой деятельности детей, отражающей впечатления, полученные от восприятия фольклорных произведений: придумывание сказок, загадок, рисование на темы любимых сказок, их драматизация. Цель проводимых занятий: — вызвать у детей 6–7 лет устойчивый и глубокий интерес к произведениям народного творчества. Это должно проявляться в желании продолжить занятие, обсудить его с воспитателем, родителями, сверстниками; в увеличении числа вопросов и поиске ответов на них; в самостоятельном и инициативном выделении народных мотивов в современной одежде, предметах быта, украшениях. Появление интереса детей к различным образцам народного творчества может рассматриваться как показатель зарождающегося чувства любви к родному краю, его истории, природе, труду людей.

Старших дошкольников на ряду с усложнением других видов устного творчества знакомила с более сложным фольклорным материалом – былинами, сказаниями.

С целью развития чувства любви, гордости к родному краю приводились беседы о том, что в России (нашей родине) есть народные мастера, умельцы, которые вышивают, выжигают, чиканят, мастерят. Именно поэтому мной и моей коллегой был создан проект «Богатство Южного Урала в сказах П. П. Бажова».

На занятиях мы с детьми превращались в таких народных мастеров, умельцев и изготовляли свои творческие работы, например: украшали посуду художественной росписью, лепили из соленого теста, а затем расписывали работы. Так же дети участвовали в создании проекта по сказам П. Бажова, создавали макеты, фигуры героев сказов.

Так же широко использую в своей работе народные игры, песни, хороводы, тем самым привлекаю внимание воспитанников к мыслям о том, что у каждого народа есть свои национальные игры, песни их надо знать и уметь их использовать в повседневной жизни. Через эти игры, песни, хороводы детям прививаются такие понятия как добро, дружба, трудолюбие, любовь к природе, к родному краю. Это такие известные всем игры, песни, хороводы как: «Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Кошки-мышки», «Жмурки», «Заинька», «Тень-тень-потетень», татарские народные игры «Лис и курочки» «Скок-перескок».

Не забываю и про календарные праздники: «Масленица», непременным атрибутом которых являются различные забавы, где дети опять же соприкасаются с национальными традициями.

Ведётся и работа с родителями, им даю задание, например, обшить кукол в народные костюмы для национального уголка, так же родители приняли активное участие в конкурсе мини-музея «Уральске промыслы».

В работе по данной теме использую наглядный метод (демонстрация иллюстраций и картин, показ способов действий); словесный метод (коллективное чтение, заучивание наизусть стихов, потешек, песенок, игр-забав); игровой метод (игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры); практический метод (изготовление поделок, творческих работ).

Публикации по теме:

Бизиборд как средство развития ребенка в раннем дошкольном возрастеБизиборд как средство развития ребенка в раннем дошкольном возрасте Известно, что развитие мелкой моторики и познание мира через тактильные ощущения стимулируют формирование когнитивных процессов у маленьких.

Доклад для педсовета «Искусство как фактор воспитания любви к родному краю»Доклад для педсовета «Искусство как фактор воспитания любви к родному краю» Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные.

Физкультурный досуг «Путешествие по родному краю» (средняя группа) (4–5 лет) Цель: Способствовать формированию основ ЗОЖ, потребности заниматься физической культурой. Задачи: • предоставить детям возможность.

Фотоотчёт «Народное творчество»Фотоотчёт «Народное творчество» [Фотоотчёт по теме «Народное творчество» в группе «Солнышко»b][/b] Возникновение народного прикладного искусства относится к глубокой.

Фотозарисовка «Осенняя прогулка по родному краю»Фотозарисовка «Осенняя прогулка по родному краю» Попова Валентина Фотозарисовка " Осенняя прогулка по родному краю" Совсем недавно в выходные мне посчастливилось выбраться на природу.

Конспект родительского собрания на тему «Воспитание любви к родному городу» в старшей группе Конспект помогает расширять и закреплять представление детей о городе, в котором мы живём, его истории, о людях, живущих в нём; воспитывать.

Конспект занятия в старшей логопедической группе. Игра-путешествие по родному краю Игра-путешествие по родному краю. Цель. 1. Закрепить представления о родном городе, дать более полное представление об источниках, возникновению.

Проект на тему «Привитие любви к родному городу у воспитанников младшего дошкольного возраста»Проект на тему «Привитие любви к родному городу у воспитанников младшего дошкольного возраста» Содержание. 1. Тип проекта 2. Участники проекта 3. Проблема проекта 4. Цель 5. Задачи 6. Актуальность проблемы 7. Гипотеза проекта: 8. Ожидаемые.

Театрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрастеТеатрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Речь является важным средством.

Воспитание любви к родному краю в процессе знакомства старших дошкольников с легендами и мифами о Самарской ЛукеВоспитание любви к родному краю в процессе знакомства старших дошкольников с легендами и мифами о Самарской Луке Воспитание любви к родному краю в процессе знакомства детей старшего дошкольного возраста с легендами и мифами о Самарской Луке. Материалы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю в дошкольном возрасте
Опубликовано: 1 марта 2023 в 12:33
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю в дошкольном возрасте» (включая файлы) размещена пользователем Щербакова Мария в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД