Ольга Борбуш
Народное творчество как средство приобщения детей среднего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры
▼ Скачать + Заказать документы
Народное творчество как средство приобщения детей среднего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры
ГБДОУ «Детский сад №89 компенсирующего вида»
группа № 3 «ПОЧЕМУЧКИ»
КОНСПЕКТ
ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ
НА ТЕМУ:
«Народное творчество как средство приобщения детей среднего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры».
«В ГОСТИ К БАБУШКЕ МАЛАНЬИ».
Составители воспитатели 1 категории:
Борбуш Ольга Владимировна
Публикация «Народное творчество как средство приобщения детей среднего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры» размещена в разделах
Коломийцева Наталья Николаевна
СЕВАСТОПОЛЬ 2017г.
«Народное творчество как средство приобщения детей среднего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»
Познавательно –творческий «В гости к бабушке Маланьи»
Участники: дети средней группы, воспитатели, родители воспитанников
Актуальность темы: Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Культура русского народа способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Именно поэтому нами огромное внимание уделяется приобщению детей к истокам русской народной культуры : старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно - прикладному искусству и творчеству.
Гипотеза : Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств.
Цель: 1. Развитие творческой и трудовой активности, художественного вкуса, интереса к искусству своего народа, его истории и традициям.
2. Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к народному творчеству, воспитание у детей патриотических чувств и духовности
Задачи : 1. Познакомить с разнообразием русских народных игрушек.
2. Знать характерные особенности разных промыслов.
3. Воспитывать добрые нежные чувства к русскому народному творчеству.
4. Продолжать совершенствовать умение коллективно трудиться. Воспитывать интерес к истории и культуре русского народа.
5. Развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности;
6. Учить получать радость от увиденного, услышанного, сделанного своими руками
Ход НОД
Вход в зал под музыку – цепочкой (слайд №1)
«Там на неведомых дорожках» - встать в круг.
Приветствие
Здравствуй,солнце золотое!
Здравствуй,небо голубое!
Здравствуй,вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дружок!
Мы живём в одном краю-
Всех я вас приветствую!
Сюрпризный момент – появление Петуха на ширме (слайд №2)
Петух : Кукареку! Кукареку! (из-за ширмы)
Ведущая: Здравствуй Петя Петушок!
Петушок: Здравствуйте (держит клубок ниток)
Ведущая: Петя Петушок,а что это у тебя?
Петушок: Это клубок ниток, несу его я бабушке Маланьи. Она будет делать из него
кукол. У неё в старинном расписном сундуке ест много разных кукол.
Ведущая : Ребята, а вы хотите пойти к бабушке Маланьи в гости.
Дети : Хотим
Петушок: Возьмите клубок ниток, он вам укажет путь к бабушке Маланьи.
Ведущая: Клубочек дорогу укажи. К бабушке Маланьи приведи.
Клубочек катится по дорожке (слайд №3)
Коррекционная дорожка под музыку
«Там на неведомых дорожках….» (слайд №4)
Б-Маланья: Вижу,вижу гости ко мне идут.
Дети бегут по дорожке (слайд №5)
Русская изба (слайд №6-7)
Б-Маланья: Здравствуйте ребята, проходите присаживайтесь. Всем я очень рада. Будем сказки сказывать и поверья рассказывать.
Убранства избы (слайд №8)
Ведущая: Бабушка Маланья, нам Петя-Петушок рассказал о твоём старинном расписном сундуке, в котором живут куклы.
Сундук (слайд №9-10-11)
Б-Маланья: Да, вот мой расписной старинный сундук. В нём живут разные куклы. Сегодня, я расскажу о самых первых куклах. Давным – давно родители сами мастерили для своих детей.
Презентация кукол с рассказом. (слайд №12)
Кукла из соломы (слайд №13)
Кукла из глины (слайд №14)
Кукла из дерева (слайд № 15)
Кукла из мочала (слайд №16)
Кукла из веревок (слайд № 17)
Кукла из лыка (слайд № 18)
Кукла из початка кукурузы (слайд № 19)
Кукла из рогоза (слайд № 20)
Кукла из золы (слайд № 21)
Кукла из ниток (слайд №22)
Куклам приписывали различные волшебные свойства: они могли защищать человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Вспомните, какое отношение было к игрушкам у наших бабушек и дедушек; мам и пап. Как их берегли, нельзя было намерено поломать,выбросить. Это отношение не от того что игрушек мало, просто живы были народные заповеди : игрушка живая.
Куклы из русских сказок (слайд № 23)
Ребята, во многих русских народных сказках встречаются куколки, которым герои доверяют свои горести и радости, делятся своими мыслями. И маленкие куколки помощницы не оставляют в беде своих хозяев.
Б-Маланья: Ребята, а вы знаете такие сказки?
Дети: Василиса Премудрая
Сказка Василиса Премудрая (слайд № 24)
Б-Маланья: Молодцы!
Б-Маланья: А какое отношение у вас к игрушкам куклам?
Дети: ответы детей.
Сундук старинный расписной (слайд №25)
Б-Маланья: Ребята, а сейчас я вас познакомлю с теми куклами которые живут в моем сундуке.
ПЕРВАЯ КУКЛА «БЕЗЛИКАЯ» (слайд №26)
Куклу наряжали, но лица не рисовали. По народным поверьям, кукла без лица считалась неодушевленной; недоступной для вселения недобрых сил, а значит, и безвредной для ребенка. Поэтому безликая кукла была и игрушкой, и мудрым учителем в жизни, и оберегом. На Руси игрушки никогда не оставляли в избе как попало их берегли в корзине ларчиках. Так и переходили эти куклы из поколения в поколения.
(показ безликой куклы)
ВТОРАЯ КУКЛА «МАТРЕШКА» (слайд №28)
Б-Маланья: У меня для вас загадка необычная она. Отыщи ты к ней отгадку. И узнаешь кто она.
Загадка (слайд 29)
Деревянные подружки
Любят прятаться друг в дружке,
Носят яркие одежки,
Называются -….
Дети: Матрешки.
Матрешки (слайд №30)
Мы Матрешки, мы подружки,
Утром рано мы встаем,
Мы в троем поем частуки
И танцуем мы в троем.
Никогда мы не скучаем,
Три у нас платочка есть
Чашек три у нас для чая
И салфеток тоже три.
А кроваток нам не нужно,
Потому что в час ночной
Спим мы вместе, спим мы дружно,
Спим мы все одна в другой.
Б-Маланья: Наша русская матрешка
Не стареет сотню лет!
В красоте в таланте русском.
Весь находится секрет.
Ведущая: Б-Маланья, а давай вместе с Матрешками потанцуем.
Б-Маланья: А у меня для танца с Матрешками есть замечательные платочки. Платочки в руки мы возьмем. Танец свой сейчас мы заведем.
ТАНЕЦ С ПЛАТОЧКАМ И – музыка народная. (слайд № 31)
Б-Маланья и Ведущая: Молодцы ребята.
КУКЛА ТРЕТЬЯ «ДЫМКОВСКАЯ» (слайд №32)
Б-Маланья: А вот и мои внучата.
(выходят дети в дымковских нарядах сарафан и косоворотка)
Ведущая: Кто такие и откуда?
История Дымково (слайт №33)
Уля: Есть в России город под названием Киров, а когда-то давным-давно он носил
название Вятка.
Саша А. : Вот неподалёку от этой самой Вятки находится село, которое называется
Дымково.
Б-Маланья: Это название село получило от того, что над крышами всех его изб почти постоянно вьется дымок. Дело в том, что основным промыслом жителей Дымково является изготовление глиняных игрушек – кукол, музыкальные инструментов, разных забав. Каждый день создавали свои поделки и высушивали их в печи – чтобы глина быстрее сохла. Вот откуда село получило свое название. Есть для вас ребята задания из села Дымково – нужно собрать пазлы и получить сюжет связанный с Дымковской игрушкой.
ИГРА-ПАЗЛЫ «СЮЖЕТ ИЗ ДЫМКОВО» (слайд №34)
ЧЕТВЕРТАЯ КУКЛА В НАРЯДЕ «ГЖЕЛЬ» (слайд №35)
Стук из сундука
Б-Маланья: Кто это там стучит?
(достаю куклу из сундука)
Б-Маланья: А у моей куклы из сундука
Есть сестричка вот она. – выходит Карина
Стих (слайд № 37)
Карина: Синие птицы по белому небу,
Море цветов голубых,
Кувшины и кружки – был или небыль?
Изделия рук золотых.
Синяя сказка – глазам загляденье,
Словно весною капель,
Ласка, забота, тепло и терпенье,
Русская звонкая Гжель!
ПЯТАЯ КУКЛА ОБРЯДОВАЯ «МАСЛЕНИЦА»слайд № 38)
Б-Маланья: На Руси были и обрядовые куклы. Обрядовые куклы делались по разным поводам, для разных случаев. На каждый праздник изготавливалась своя кукла. Ребята, в моем сундуке живет такая кукла. О ней ест вот какая поговорка : «Первый блин комом».
О какой обрядовой кукле можно так сказать?
Дети: О Масленице.
Б-Маланья: А кто мне может сказать. Что это за кукла?
Дети:
Масленица – это соломенное чучело, символ уходящей Зимы.
Это главный атрибут праздника Масленица
История Масленицы (слайд№40)
Б-Маланья: А что это за праздник?
Дети:
Масленица – это проводы русской Зимы и встреча долгожданной Весны.
Это румяные блины, дружные песни, веселые пляски, хороводы, разные игры.
Б-Маланья: Ой какие молодцы!
Ведущая: Бабушка Маланья, а наши ребята своими руками сделали обрядовую куклу
«Масленица»
Б-Маланья: Молодцы. Ребята пусть кукла Масленица станет вашим оберегом на
целый год.
Ведущая: Спасибо Вам большое, мы с ребятами узнали очень много нового о куклах.
Б-Маланья: Пока мы с вами тут сидели разговоры разговаривали у меня и пироги в
печи подошли. Угощайтесь с пылу с жару.
Б-Маланья: Возьмите мой клубок ниток он Вам дорогу домой укажет.
До свидания!