Людмила Ивановна Кондратьева
Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка--- 3 с.
2. Содержательный раздел
2.1 Цели. Задачи--- 4 с.
2.2 Формы работы. Методы--- 4 с.
2.3 Планируемые результаты--- 5 с.
3. Организационный раздел.
3.1 Тематическое планирование.
Приложение №1 «Кружок по духовному воспитанию», Приложение №2 «Радость»--- 6 с.
3.2 Особенности организации
предметно-пространственной среды--- 6 с.
3.3 Ожидаемые результаты--- 6 с.
4. Методическое обеспечение--- 7 с.
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.
1.1 Пояснительная записка.
Публикация «Проект „Приобщение детей к истокам русской народной культуры“ (из опыта работы)» размещена в разделах
Важность приобщения ребенка к культуре своего народа нельзя переоценить, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Ничто так не способствует формированию и развитию духовно-нравственной личности, её творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народным играм, народному творчеству. Поэтому родная культура, как отец и мать должны стать неотъемлемой частью души ребенка.
Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте, через приобщение детей к истокам русской народной культуры – это и есть самый естественный, а потому и верный способ духовного воспитания, воспитания чувства любви к отечеству.
Программа предусматривает ознакомление дошкольников с обычаями, традициями, бытом русского народа. Воспитывает интерес к народной культуре, народным играм, способствует воспитанию нравственных качеств личности, любви к семье, родному краю, Родине, окружающему миру.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
2.1 Цели и задачи.
Цель: формирование у детей духовно-нравственной культуры, приобщение их к культурному наследию русского народа.
Задачи:
- формирование устойчивого познавательного интереса к истории и культуре своей Родины через различные виды деятельности;
- формирование гуманной духовно-нравственной культуры детей;
- воспитание чувства любви к Родине, родному краю, семье;
- знакомство с русским бытом, традициями, праздниками;
- привлечь родителей в воспитательный процесс через участие в праздниках, выставках, в оформлении «мини-музея».
2.2 Формы работы. Методы.
Формы.
- беседы;
- занятия;
-культурно-досуговые мероприятия;
- экскурсии;
- продуктивная деятельность;
- выставка творческих работ детей и родителей;
- использование народных игр, дидактических, хороводов.
Методы.
- словесные (рассказ, беседа, использование пословиц, загадок, поговорок, чтение художественной литературы);
- наглядные (использование экспонатов, просмотр фотографий, рисунков, иллюстраций, видео-фильмов;
- практические (упражнение в проговаривании, звукоподражание, имитация действий);
- игровой (игры – драматизации, игры – инсценировки, дидактические, настольно-печатные).
Технология ориентирована на старший возраст детей от 5 до 7 лет.
Сроки реализации: 2 года.
Программа рассчитана на 1 занятие в неделю.
Длительность – 30 минут.
2.3 Планируемые результата.
– формирование у детей стойкого интереса к культурному прошлому нашей страны;
- обогащение предметно-развивающего пространства ДОУ;
- знание детей об истории быта русского народа, его традициях;
- повышение эффективности воспитательной работы по духовно-нравственному воспитанию;
- умение играть в русские народные игры;
- организация выставок совместного творчества детей и родителей.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ОТДЕЛ.
3.1 Тематическое планирование.
Блоки: «Кто мы, откуда? Где наши корни?», «Наша Родина – Россия!», «Наши защитники», «Край, в котором я живу», «Православная культура».
Приложение №1
Приложение №2
3.2 Организация предметно-пространственной среды.
- «Уголок по духовно-нравственному воспитанию»;
- Мини-музей «Уголок русской избы»;
- дидактическое пособие «Дерево добра»;
- предметы декоративно-прикладного творчества (скатерти, вышивки, рушники и т. д);
- народные игрушки, народные куклы.
3.3 Ожидаемые результаты.
1. У детей появился интерес к истории и культуре своей Родины;
2. Имеют первоначальные знания об истории своего народа;
3. Знают и умеют играть в народные игры;
4. Умеют выражать свои знания в продуктивной деятельности.
Методическое обеспечение.
• Л. В. Кокуева «Духовно-нравственное воспитание на культурных традициях своего народа» М., 2005 г.
• Т. Г. Феоктистова, М. П. Митякова «Духовно-нравственное воспитание дошкольников».
• А. Н. Морозова, О. В. Мельникова «Музейная педагогика» М., 2006 г.
• С. И. Семенака. Учим детей сочувствовать и сопереживать».М. ,2010 г.
• Т. В. Иванова «Ребенок и окружающий мир: явление общественной жизни» В., 2008 г.
• М. Д. Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» М., 2004 г.
• М. Ю. Картушина «Русские народные праздники» М., 2006 г.
• Л. В. Кузнецова, М. А. Панфилова «Формирование нравственного здоровья дошкольников» М. 2003 г.
• Е. А. Алябьева «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками» М. 2004 г.
• Г. Моралов «Как научить ребенка быть внимательным и терпеливым к людям» М., АРКТИ, 2009 г.
• Журналы «Дошкольное воспитание» №2 2009 г №5 2001 г. №11 2003 г. №4 2008 г №7 2004 г
Приложение №1
«КРАЙ, В КОТОРОМ Я ЖИВУ»
ЦЕЛЬ: сформировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.
ЗАДАЧИ: воспитывать любовь к малой Родине – своему родному краю, его природе, прививать интерес к жизни народа в разное время, его истории.
ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1. «Прогулка по главной улице поселка».
2. Беседа на тему: «Мой поселок».
3. «Путешествие по родному краю».
4. «Знакомство с гербом Инжавина».
5. Проектная деятельность «Гербы Тамбовской области».
6. Экскурсия в краеведческий музей «Знакомство с русской избой и домашней утварью».
7. «Одежда наших предков».
8. «Путешествие в прошлое».
9. «Знакомство с предметами быта».
10. «Игры в уголке русской избы» по темам: «Как жили люди раньше», «Знакомство с предметами быта».
11. Трудовой десант «Я люблю свой поселок».
12. Экскурсия в заповедник «Воронинский».
ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1. Рисование на тему: «Мой поселок».
2. Рисование: «Природа нашего края».
3. Изготовление поделок из семян растений данной местности.
СОВМЕСТНОЕ ТВОРЧЕСТВО РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ
1. Выставка предметов народного творчества в художественном салоне «мини-музея».
2. Фотовыставка: «Самые знаменитые места нашего поселка».
3. Изготовление альбома «Гербарии нашей местности» («первоцветы», «Птицы нашей местности», «Животные нашей местности»).
4. «Умелые руки не знают скуки» (Сбор природного материала).
5. Тематическая выставка: «Родные просторы».
КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1. Музыкальная гостиная «Осенняя песня».
2. Викторина: «Папа, мама, я – Инжавинская семья».
«КТО МЫ, ОТКУДА? ГДЕ НАШИ КОРНИ?»
ЦЕЛЬ: формировать у детей представление о том, что корни каждого – в истории и традиции семьи, своего народа.
ЗАДАЧИ: познакомить детей, что каждый человек имеет право на имя, с понятием семьи, внутрисемейными взаимоотношениями, формировать у детей интерес к своей генеалогии, к исследованию корней своего рода в разных поколениях.
ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1. «Каждый человек имеет право на имя, что означают наши имена?»
2. «Моя семья».
3. Беседы с детьми на темы: «Кто я такой», «Братья и сестры», «Я среди людей», «О бабушках и дедушках», «Я и моя семья».
4. Логическое упражнение «Путаницы и загадки».
5. Беседы с детьми на основе материалов альбома «Моя семья».
6. «Что такое родословное древо».
7. «Дом, в котором я живу».
8. «В гостях у бабушки в деревне».
СОВМЕСТНОЕ ТВОРЧЕСТВО РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ
1. Презентация проекта «Моя семья».
2. Изготовление альбома «Моя семья».
ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1. Рисование на тему: «Я и мое имя».
2. Рисование на тему: «Моя семья».
КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1. Развлечение «Семья» для детей и их родителей.
2. Сюжетно-ролевая игра «Семья».
3. Досуг «Бабушки и внуки».
4. Развлечение «Веселье и труд, рядом живут» (развлечения для родителей, бабушек, дедушек).
«НАША РОДИНА – РОССИЯ!»
ЦЕЛЬ: воспитать любовь к Родине, приобщение детей к истории и культуре своей Родины.
ЗАДАЧИ: воспитать у детей чувство любви к Родине, гордость за своих соотечественников – россиян, желание жить в мире и согласии.
ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1. Чтение стихотворения М. Матусовского «С чего начинается Родина?»
2. «Я люблю тебя Россия» объяснение значений пословиц о Родине.
3. Беседа о березке – символе России.
4. Рассказ о Российском флаге.
5. Игра –викторина.
6. Рассматривание иллюстраций с изображением природы различных уголков нашей страны.
7. Беседа о народных промыслах : «Краса ненаглядная».
8. Русские народные игрушки : «Чудо-чудное, диво-дивное».
9. «золотые руки мастеров».
10. «Использование малых фольклорных форм в трудовой деятельности».
11. Экскурсия по выставке рисунков «Моя Родина».
12. Беседа о народных приметах.
ХУДОЖЕСТВЕННО – ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1. Рисование на тему: «Моя Родина».
2. Рисование: «Народные игрушки».
3. «Знакомство с Российским флагом» (раскрашивание нарисованного флага).
КУЛЬТУРНО – ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1. «Ай да, березка!» (Разучивание стихов, песенок, загадок, хороводов, игр о березе).
2. Слушание песен о Родине.
3. Рождественское развлечение.
4. Народные подвижные игры : «Холодно-горячо», «Чепуха», «Лапта», «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем».
5. Разучивание считалок, слов к играм.
6. Развлечение: «Играем в забавные детские игры».
«НАШИ ЗАЩИТНИКИ»
ЦЕЛЬ: воспитывать патриотические чувства к своему Отечеству.
ЗАДАЧИ: рассказать детям о подвигах защитников Отечества на примере конкретных исторических событиях и личности.
ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1. «Сильные и могучие богатыри славной Руси».
2. «Слушание в записи былин об Илье Муромце, Никите Кожемяке, Миките Селяновиче».
3. Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря».
4. «Святой благоверный князь Александр Невский».
5. Чтение и рассказывание о Дмитрии Донском, Александре Суворове.
6. «Памятники боевой славы».
7. «Экскурсия в Аллею героев»
8. Игра-викторина «Боевая слава нашего народа».
ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1. Конкурс рисунков «Рисуем вместе с папами».
2. Изготовление праздничных открыток.
3. Изготовление подарков папам и дедушкам.
СОВМЕСТНОЕ ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ
1. Фотовыставка: «Не забудем их подвиг великий».
2. Детско-родительский проект (оформление альбома) «Ничто не забыто -никто не забыт».
КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1. Музыкально-литературная композиция «Наши защитники».
2. Спортивные развлечения с папами.
3. Пение песен об армии.
«ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА»
ЦЕЛЬ: познакомить с традиционными русскими народными праздниками, прививать любовь к традиционным праздникам; развивать понимание названий праздников.
ЗАДАЧИ: прививать уважение и любовь к православным традициям своего народа и воспитывать желание подражать их образам.
ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1. Знакомство с традициями россиян (русские народные праздники).
2. Знакомство с традициями Рождественского праздника.
3. Знакомство с праздником Пасхи, обрядами, традициями.
4. Знакомство с традициями гуляний на Троицу.
5. Фольклорный праздник «Посиделки».
СОВМЕСТНОЕ ТВОРЧЕСТВО РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ
1. Совместные творческие выставки: «Новогодние игрушки», «Пасхальный перезвон», «Чудо-писанка».
2. Конкурс совместного творчества детей и родителей : «Чудо – писанка», «Народная игрушка».
КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1. Спортивное развлечение.
2. «Игры наших бабушек».
Приложение №2
МАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКА ПО ДУХОВНОМУ ВОСПИТАНИЮ «РАДОСТЬ»
Руководитель: Кондратьева Людмила Ивановна
ЦЕЛЬ: помочь ребенку вырасти культурным человеком, развивать его сознание, личностное начало, дать точную нравственную и духовную ориентацию.
ЗАДАЧИ: воспитывать любовь к Родине, ближним; учить различать добро и зло; знакомить с жизнью наших предков, ратными подвигами защитников Руси: Александром Невским, Дмитрием Донским, Александром Суворовым и др., познакомить с историей православной культуры.
Время
проведения Название мероприятия
октябрь-ноябрь
Блок «Дерево добра».
Занятия: «Имя человека», «Моя семья», «Мой дом».
Рисование «Дом, в котором я живу».
Чтение рассказа Родина» (по К. Д. Ушинскому).
Чтение рассказа «Дергач и крот» (по В. Сухомлинскому)
Чтение стихотворения «родина» З. Александровой.
Рассказы детей «Только мама есть одна, мне дороже всех она».
Заучивание стихотворения «Колыбельная».
Рисование «Портрет мамы (бабушки)».
Слушание духовной музыки, колыбельных песен.
Разучивание пословиц о маме.
декабрь-январь
Блок «Каждый день твори добро».
Занятия «О добре и зле».
Занятие «Послушание – радость, непослушание – печаль».
Занятие «Мои поступки».
Рисование «Добро и зло». Какого цвета «добро» и «зло»?
Нарисуй и опиши тих внешность.
Занятие «Спеши делать добро». «Добрые слова и добрые дела».
Игра «назови добрые дела и поступки».
Инсценировка «Петушок и бобовое зернышко».
К. Д. Ушинский – забота о ближних.
февраль-март Блок «Мир вокруг нас».
Занятия:
1. Чтение рассказа «Какие вы счастливые» (по В. Сухомлинскому).
2. «Что там видно за окном?»
3. Чтение стихотворения И. Никитина «Русь» (отрывок).
4. Беседа на основе иллюстративного материала «Разнообразие животного мира».
5. Беседа иллюстративного материала «Многообразие растений».
6. Беседа «Зачем нужна вода?»
7. Беседа «если бы не было воздуха?»
8. «Зачем птице крылья?» (комплексное)
апрель-май
Блок «Защитники земли русской».
Чтение и рассказывание об Александре Невском, Дмитрии Донском, Александре Суворове и др.