Светлана Каверина
Народная тряпичная кукла как средство приобщения дошкольников к традиционной культуре народа
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад к VII ежегодной межрайонной конференции " Духовно-нравственное воспитание детей и подростков в условиях муниципальной системы образования: состояние, проблемы, перспективы".
Слайд 1.
Добрый день, уважаемые коллеги. Тема моего выступления «Народная тряпичная кукла как средство приобщения дошкольников к традиционной культуре народа».
Духовно-нравственное воспитание детей-одно из приоритетных направленийработы нашего образовательного учреждения. Наиболее оптимальным и правильным для детей этого возраста средством нравственного воспитания является игра. А любая игра немыслима без игрушки. Наблюдая за детьми, в какие куклы они играют, я сделала вывод: современный ребёнок ориентирован на куклы западных стран и не владеет достаточной информацией о традиционной русской народной кукле, поэтому, учитывая значимость куклы, как игрушки для ребёнка, необходимо знакомить дошкольников с народной куклой, что поможет приобщить их в дальнейшем к национальной культуре России.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Русская народная культура и традиции. Консультации для педагогов
- Русская народная культура, фольклор
- Темочки
Слайд 2.
Народная кукла является источником нравственного наследия и хранительницей национальных ценностей, культурных и семейных традиций, передаваемых из поколения в поколение. Она несет в себе образы, ориентированные на традиционные представления о семье, семейных традициях и укладе, о материнстве.
Слайд 3.
«Тряпичная кукла - кладезь народной мудрости, хранительница преданий, обрядов и традиций своего народа» М. Е. Салтыков – Щедрин.
Народная кукла была и остается незаменимым спутником ребенка с первых дней жизни, сопровождает детство и выполняет глубоко значимые функции: помогает усваивать национальные традиции, обряды, распределение ролей в семье, правила поведения; представления о правде, красоте, нравственных идеалах.
С точки зрения воспитания, целесообразно вводить народных кукол в жизнь современных детей,начиная с самого раннего возраста.
Слайд 4.
Кукла обладает огромным педагогическим потенциалом, способствующим воспитанию дошкольников, так как она развивает в детях зарождающееся родительское чувство, является для ребенка партнером по общению в игре.
Игры с куклами позволяют ребенку моделировать способы поведения, соотносимые с нормами и правилами, принятыми в обществе, приводят к умению оценивать с этой точки зрения свои и чужие действия. Нужно помнить, что ребенок -существо социальное и многому обучается по подражанию. Детям нужно показывать, как можно играть с той или иной игрушкой, не лениться играть вместе с ним, тогда игрушка может стать и развлечением, и учителем, и настоящим другом для ребенка.
Слайд 5.
Из выше сказанного определена цель моей работы: приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре через знакомство с народной тряпичной куклой.
Слайд 6.
Для достижения данной цели я ставиласледующие задачи:
обучающие
• знакомить детей старшего дошкольного возраста с традициями и обычаями русского народа посредством ознакомления с историей создания народных тряпичных кукол, их смыслового значения для людей;
• формировать у детей общие представления о традиционных и обрядовых праздниках, систему знаний о традиционном крестьянском быте, народном костюме;
• обобщать и систематизировать представления детей о народной тряпичной кукле, о способах ее изготовления и использования в современном мире;
развивающие
• развивать познавательный интерес к рукотворной тряпичной кукле;
• развивать мелкую моторику рук на основе обучения действиям с тканью, из которой сделаны куклы, а также использования наполнителей (горох, гречка, душистые травы и т. д.);
• развивать эстетический вкус и творчество детей;
воспитательные
• воспитывать интерес к изготовлению тряпичной народной куклы;
• воспитывать уважительное отношение к истории и культуре своего народа, чувство патриотизма;
• воспитывать трудолюбие, аккуратность в работе при изготовлении тряпичной куклы;
• привлекать родителей воспитанников к участию в работе над данной проблемой.
Слайд 7.
Для решения поставленных задач использую теоретические и практические методы обучения.
К теоретическим методам относятся рассказ-информация об истории создания куклы, видах кукол, функции и предназначении, истории костюма, о жизни и быте русского народа, о православных праздниках; проводим показ образцов готовых кукол или иллюстраций с изображением кукол, народных костюмов в книгах, презентации; беседы и полезные советы по рукоделию в процессе работы.
Практический метод включает знакомство с особенностями, приемами, последовательностью, способами изготовления и оформления кукол,создание мини-музея «Народная тряпичная кукла».
Слайд 8.
При всем сегодняшнем многообразии кукол самой любимой всегда будет только та, которая сделана своими руками, оживленная собственной вдохновенной фантазией. В ней всегда присутствует что-то такое, от чего теплеет взгляд и нежной волной наполняется сердце. В этом творении рук человеческих чувствуется то, что мы называем «душой». Поэтому я организоваламастерскую «Народная кукла» с детьми подготовительной к школе группы.
Дети имеют возможность попробовать себя в области прикладного искусства, а это способствует развитию творческого потенциала, творческому самовыражению ребенка. На собственном опыте убедилась, что «истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев».
Продуктивная деятельность детей в мастерской «Народная кукла» : изготовление тряпичных кукол «Кувадка», «Пеленашка», «Отдарок на подарок», «Кукла Колокольчик», кукол и пряжи: «Рождественский ангел», «Мартинички».
Слайд9.
Основным видом деятельности для дошкольников является игра, а большинство игр подразумевает наличие каких-либо атрибутов – игрушек. Кукла - первая среди игрушек, существующая на Руси с незапамятных времен и до наших дней. Куклы в нашей мастерской сделаны из ткани и ниток, не имеют лица, их можно надеть на палец или держать за палочку. Но дети с удовольствием играют с ними, потому что они сделаны своими руками.
В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память, так как народная традиционная кукла выполняет не только игровую функцию, но играет познавательную и образовательную роль.
Слайд 10.
При проведении досугов и праздников: «Чудеса на Рождество», «Пасха в гости к нам пришла», «Масленица», мы используем тряпичные куклы, изготовленные своими руками.
Слайд 11, 12.
Семья для ребенка - это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему совместно
В своей работе с семьей я использую образовательную технологию «Проектная деятельность». Целью данной технологии является создание единого образовательного пространства «Детский сад – семья». Организация проектной деятельности позволяет осуществлять мне интеграцию практически всех образовательных областей, поскольку предполагает взаимодействие детей со взрослыми, их активное сотрудничество и творчество, познание и труд.
Готовясь к совместной деятельности, я провела ряд подготовительных мероприятий:
- родительские собрания и консультации на темы: «Народная тряпичная кукла в воспитании детей», «Народная кукла в игре современных детей», «Народные промыслы», «Мудрые игрушки наших предков», «Тряпичная кукла в развитии творчества детей».
- были разработаны рекомендации для родителей по проблеме влияния рукотворных кукол на духовно-нравственное воспитание, познавательное, психическое развитие ребенка, а также родителям предложены памятки и буклеты «Русская народная кукла : обычаи и традиции», «Куклы в целительстве».
- для родительского уголка сформирован информативный материал «История создания домодельных кукол», «Правила изготовления традиционной тряпичной куклы».
Наши совместные проекты: «Нарядим кукол к празднику», «Кукла Утешница», «Кукла Колокольчик», во время которых родители познакомились с древним искусством, создали свои кукольные образы вместе с детьми.
Слайд 13.
Использование народной тряпичной куклы на практике оказалось эффективным средством повышения уровня духовно-нравственного воспитания и обучения дошкольников. Результатом проделанной работы стали:
1. В группе созданы необходимые условия для ознакомления детей с тряпичной куклой :
- мини-музей «Народная тряпичная кукла»;
- альбом с описанием разных видов тряпичных кукол;
- подборка иллюстраций и фотографий;
- технологические карты по изготовлению тряпичных кукол;
2. Сформированы представления детей о народной тряпичной кукле, о способах ее изготовления и использования в современном мире.
3. Развито умение детей самостоятельно создавать тряпичную куклу.
4. Сложилась система проведения русских народных праздников с использованием кукол
5. Активизировалась работа с родителями в форме проектной деятельности «Детский сад-семья»
Слайд 14. Спасибо за внимание.