Кутырева Юлия
Исследовательская деятельность с детьми младшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Где быстрее? (2)
ЦЕЛЬ. Выявить условия изменения агрегатных со-стояний жидкости (лед вода, вода лед).
МАТЕРИАЛ. Емкости с водой для замораживания.
ХОД ИГРЫ. Взрослый вместе с детьми заливает цветную воду в фигурные емкости. Распределяет емкости следующим образом: первая - на подоконнике, вторая - между рамами, третья - на участке и четвертая - в тамбуре. Возвращаясь с прогулки, рассматривают все емкости и выясняют, что про-изошло с водой в каждой из них и почему (вода начала замерзать, превращаться в льдинки: чем хо-лоднее место, тем сильнее промерзла вода; на подоконнике вода не замерзла, потому что там тепло).
Как согреть руки?
ЦЕЛЬ. Выявить условия, при которых предметы могут согреваться (трение, движение; сохранение тепла).
МАТЕРИАЛ. Варежки толстые и тонкие по две на каждого ребенка.
ХОД ИГРЫ. Взрослый предлагает детям надеть на прогулке разные варежки - толстые и тонкие и выяснить, что чувствуют руки (одной тепло, другой - прохладно). Далее предлагает похлопать в ла-доши, потереть рука об руку и выяснить, что почувствовали (в толстых и в Тонких варежках рукам стало жарко). взрослый предлагает детям потереть обратной стороной варежки замерзшую щеку и выяснить, что почувствовали (щеке стало сначала тепло, потом горячо). Взрослый подводит детей к пониманию того, что предметы могут согреваться при трении, движении.
Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?
ЦЕЛЬ. Выявить некоторые особенности одежды (защита от холода и тепла).
МАТЕРИАЛ. Иллюстрации, открытки «С Новым годом!», мех, подставки, емкости для снеговых фигур.
ХОД ИГРЫ. Дети рассматривают открытки, иллюстрации, обращая внимание на то, что Дед Мороз и Снегурочка всегда одеты в шубы. Выясняют, какими они бывают на празднике (им жарко, но они приходят в шубах); где живут» Дед Мороз и Снегурочка (там, где холодно, на Севере; им хорошо, когда холодно). Взрослый предлагает детям вылепить Деда Мороза и Снегурку из снега, внести их в помещение, закутать одну фигурку «шубу» (полностью, а другую - оставить открытой. После 10-15-минутного наблюдения выясняют, что произошло, почему открытая фигурка начала таять (в по-мещении тепло, снег в тепле тает). Затем раскрывают вторую фигурку и выясняют, почему она осталась такой же прочной, как была «шуба» защитила ее от тепла комнаты, снег не растаял). В конце занятия взрослый еще раз выясняет, почему же Дед Мороз и Снегурочка приходят к нам в шубах (они спасаются от тепла).
ЧЕЛОВЕК
Носарий
ЦЕЛЬ. Познакомить с функцией носа, его строением.
МАТЕРИАЛ. Рисунки, (контурные) профилей с разной формой носа (орлиный, пуговкой, курно-сый и др., схематичное изображение носа.
ХОД ИГРЫ. Взрослый загадывает детям загадку про нос и обсуждает значение выражений: «нос задрал, «нос повесил», «нос картошкой», «нос пуговкой», «курносый», «орлиный». Рассматривают сначала рисунки, затем в зеркало форму своего носа. Взрослый, предлагает детям в своей семье, дома определить, «чей нос» у каждого «мамин», «папин», «бабушкин» и т. п.) Выясняют, для чего нужен нос (для дыхания, он помогает чувствовать и различать запахи); что было бы, если не было бы носа. Для ответов проделывают опыты:
- определяют, что лежит в коробочке, не глядя, зажав нос, а затем вдыхая носом (лимон). Делают вывод
о том, что при вдохе ртом запах не ощущается (чтобы ощутить запах, надо сделать несколько вдохов носом);
- зажав нос, рассказывают стихотворение (взрослый обращает внимание на то, что вдох и выдох мож
но делать ртом, но при этом прекращаешь говорить, постепенно начинаешь задыхаться);
- делают несколько глубоких вдохов ртом, носом. Выясняют, когда горло больше чувствует холод (при вдохе ртом: когда дышишь ртом, можно застудить горло; при прохождении через нос воздух согревается и в горло попадает уже теплым).
Дети определяют, как нос выполняет свою работу. Рассматривают схематичное изображение носа, взрослый объясняет его строение: внутри носа имеются два канала - носовая полость, которая пере-ходит в носоглотку, соединяясь с горлом, ртом, ушами. Внутри носа есть также ворсинки и слизь, которые очищают поступающий воздух от пыли. При прохождении по носовым каналам воздух со-гревается. В верхней части носовой полости расположены обонятельные клетки. Когда нос (напри-мер, при насморке) забит слизью или оболочки носа опухли, запахи не ощущаются. Уточняют, что для носа полезно (регулярно освобождать его от содержимого и т. д.); что для носа вредно (нельзя засовывать в него инородные предметы).
Умный нос
ЦЕЛЬ. Определить по запаху предметы, познакомиться с особенностями работы носа.
МАТЕРИАЛ. Различные цветы, продукты (рыба, котлета, хлеб и пр.) с характерным запахом, «киндерсюрпризные» емкости, содержащие пахучие вещества (укpoп, чеснок, лимон, духи, лекар-ственные травы и т. п., картинки с изображением соответствующих продуктов (предметов, расте-ний и пр.).
ХОД ИГРЫ. Взрослый предлагает детям разделиться на пары, а затем не глядя определять, какой цветок (фрукт, овощ, продукт) подносит к нему его напарник. Поменяться ролями и выяснить, кто был точнее. Определить по запаху, что находится в «киндер-сюрпризе., и найти соответствующую картинку.
Язычок - помощник
ЦЕЛЬ. Познакомить со строением и значением языка, по упражняться в определении вкуса продук-тов.
МАТЕРИАЛ. Набор разнообразных продуктов питания (горький, сладкий, кислый, соленый вкус, схематичное изображение языка с вкусовыми зонами.
ХОД ИГРЫ. Взрослый загадывает детям загадку про язык. Выясняют, для чего нужен человеку язык. Взрослый предлагает детям выполнить следующие действия:
- прижать язык книзу и попробовать разговаривать без помощи языка. 3атем произнести звуки «л»и «ж», определить, что положение языка разное. Язык помогает издавать звуки, занимая при этом разные положения, и разговаривать;
- узнать название продукта не глядя (мандарин, съесть его и определить, что это, какой он на вкус (кисло-сладкий); холодный или теплый (теплый); что помогает делать язык при жевании (опреде-лить вкус и теплоту продукта, переворачивая кусочки пищи при жевании).
Взрослый предлагает детям назвать вкусы продуктов (сладкий, горький, кислый, соленый). Выяс-няют, что может быть сладким, соленым, кислым, горьким. Глядя на картинки с изображенными продуктами, дети называют вкус каждого продукта, а затем по вкусу определяют названия продук-тов, передавая вкусовые ощущения (лимон - кислый, грейпфрут - горький, огурец - соленый, сахар - сладкий и т. п.). Выясняют, как язык определяет вкус (он реагирует на разный вкус специфическими вкусовыми сосочками, ко
торые, расположены на нем большими группами). Взрослый рассказывает, что у человека вкусовых сосочков очень много (около 9-10 тысяч) и что разный вкус чувствуют разные сосочки, располо-женные в разных частях языка.
Вкусовые зоны языка
ЦЕЛЬ. Определить вкусовые зоны языка, поупражняться в определении вкусовых ощущений, до-казать необходимость слюны для ощущения вкуса.
МАТЕРИАЛ. Зеркала, 4 блюдца (с сахаром, солью, горчицей, кусочком лимона, деревянные па-лочки (с ваткой на конце, стаканы с водой (для смачивания палочек) по количеству детей.
ХОД ИГРЫ. Взрослый предлагает детям выполнить опыт: смочить палочку в воде, обмакнуть в содержимое блюдца и приложить палочку поочередно к средней части языка, к основанию, к боко-вым частям, к кончику языка. Подумать и назвать после пробы из каждого блюдца, где живут «сладкие сосочки», «соленые» И т. п. Затем подвести итог: какая часть языка, какой вкус лучше вос-принимает. Для развития логического мышления предложить подумать, как лучше класть на язык горькую таблетку и почему (нельзя класть ближе к корню языка там вкус ощущается лучше всего). Предложить определить вкус продуктов аналогично предыдущему, предварительно осушив) язык салфеткой. Сделать вывод (сухой язык вкус не ощущает).
ЧЕЛОВЕК. РУКОТВОРНЫЙ МИР
СВОЙСТВА МАТЕРИААОВ
Стекло, его качества и свойства
.
ЦЕЛЬ. Узнавать предметы, сделанные из стекла; определять его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость, плавление, теплопроводность).
МАТЕРИАЛ. Стеклянные стаканчики и трубочки, окрашенная вода, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала.
ХОД ИГРЫ. Взрослый вместе с детьми наливает в стеклянный стакан окрашенную воду испраши-вает, почему видно то, что находится в стакане (он прозрачный). Затем взрослый проводит пальца-ми по поверхности стекла, определяет ее структуру и ставит стакан без воды на солнечное место, чтобы через несколько минут определить изменение температуры стекла. Далее взрослый берет стеклянную трубочку диаметром 5 мм, помещает ее среднюю часть в пламя спиртовки. После силь-ного накаливания сгибает ее или растягивает – под воздействием высокой температуры стекло пла-вится. При падении даже с небольшой высоты стеклянные предметы разбиваются (хрупкие). Дети составляют алгоритм описания свойств материала.
47
Металл, егo качества и свойства
ЦЕЛЬ. Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура по-верхности, цвет) и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск).
МАТЕРИАЛ. Металлические предметы, магниты, емкости с водой, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала.
ХОД ИГРЫ. Взрослый показывает детям несколько предметов из металла (скрепки, гайки, шуру-пы, гирьки) и выясняет, из чего сделаны эти предметы и как дети об этом узнали. Путем ощупыва-ния определяют особенности формы, структуру поверхности; рассматривают разные предметы и выделяют характерный металлический блеск. Опускают гайки в воду (они тонут); кладут на сол-нечное место - нагреваются (теплопроводность, притягиваются магнитом. Взрослый демон-стрирует нагревание металлического предмета до появления красного цвета и рассказывает, что та-ким образом из металла делают различные детали: нагревают и придают им необходимую форму. Дети составляют алгоритм описания свойств металла.
Резина, ее качества и свойства
ЦЕЛЬ. У знавать вещи, изготовленные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность).
МАТЕРИАЛ. Резиновые предметы: ленты, игрушки, трубки; спиртовка, спички, алгоритм описа-ния свойств материала.
ХОД ИГРЫ. Дети рассматривают резиновые предметы, определяют цвет, структуру поверхности (на ощупь). Взрослый предлагает растянуть резиновую ленту и убедиться, что она всегда возвраща-ется в исходную позицию, что обусловлено эластичностью материала и его упругостью (эти свой-ства используют при изготовлении мячей). Взрослый обращает внимание на изменение свойств ре-зины под воздействием света и тепла - появляется хрупкость и липкость (демонстрирует нагревание резины над огоньком спиртовки). Все составляют алгоритм описания свойства резины.
Пластмасса, ее качества и свойства
ЦЕЛЬ. Узнавать вещи из пластмассы, определять ее качества
(структура поверхности, толщина, цвет) и свойства (плотность, гибкость, плавление, теплопровод-ность).
МАТЕРИАЛ. Пластмассовые стаканчики, вода, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала.
ХОД ИГРЫ. Взрослый предлагает детям наполненные водой стаканы, чтобы, не заглядывая внутрь, определить, что в них. Выясняют, что этого сделать нельзя, так как пластмасса не прозрач-ная. Взрослый предлагает на ощупь определить структуру поверхности, толщину. Далее помещают стакан на яркое солнечное место, чтобы через 3-4 минуты определить изменение температуры (нагревание). Сгибают стакан и выясняют, что он под воздействием силы гнется, а если приложить больше усилий - ломается. Взрослый демонстрирует плавление пластмассы, используя спиртовку. Дети составляют алгоритм описания свойств материала.
ЧЕЛОВЕК. РУКОТВОРНЫЙ МИР.
ПРЕОБРАЗОВАНИЕ
Украсим елочку
ЦЕЛЬ. Отражать имеющиеся представления в преобразующей деятельности, стремиться изменить окружающую действительность.
МАТЕРИАЛ. Формочки для замораживания, вода, акварельные краски, нитки.
ХОД ИГРЫ. Взрослый напоминает о приближающихся зимних праздниках и предлагает украсить ель на участке необычными игрушками - из воды. Спрашивает, можно ли из воды сделать елочные украшения и каким образом. Поощряет самостоятельные высказывания детей. Вспоминает о пре-вращении воды в лед под воздействием низких температур. Побуждает детей самостоятельно опре-делить способы достижения цели. Вместе определяют алгоритм деятельности: налить воду в ем-кость - растворить в ней краску понравившегося цвета - взять формочку, налить в нее окрашенную воду - опустить нитку, сложенную вдвое, ближе к краю формы - вынести на холод. После замерза-ния на несколько секунд опустить дно формы в горячую воду и вынуть содержимое. Все вместе украшают ель.
Строим снежный город
ЦЕЛЬ. Учиться видеть возможности преобразования, стpeмиться к коллективному участию в дея-тельности.
МАТЕРИАЛ. Снег, вода, лопатки, ведра.
ХОД ИГРЫ. В ходе предварительной работы организуется выставка иллюстративного материала на тему: «Зимние забавы детей». Дети рассматривают предлагаемый материал, взрослый акценти-рует внимание на постройках из снега. .На прогулке спрашивает детей, что можно вылепить из сне-га, почему это возможно (он липкий, замерзает, принимает необходимую форму и т. д., что необхо-димо сделать для того, чтобы постройки были более прочным и (добавить воду в снег, сделать мощ-ный фундамент). Вызывает желание детей возвести снежный городок. Все вместе определяют ме-сто расположения Основных построек, последовательность действий. Взрослый напоминает о необходимости добавления воды в снежную массу (особенно если снег не подтаявший). Из комоч-ков снега дети строят башню, мост, небольшие здания прямоугольной формы. Постройки обыгры-ваются и могут быть использованы для проведения Спортивного зимнего праздника.
Вертушка
ЦЕЛЬ. Отражать Имеющиеся представления в преобразующей деятельности, учиться работать с бумагой и ножницами, стремиться к преобразованию объекта.
МАТЕРИАЛ. Бумага, палочка, гвоздик, бусинка, ножницы, схема.
ХОД ИГРЫ. Взрослый спрашивает у детей, можно ли играть с ветром; каким образом. Предлагает изготовить вертушку. Для этого берут Квадратный лист бумаги и надрезают его по заранее нане-сенным линиям, отгибают уголки к центру, где крепят их к палочке с помощью булавки, предвари-тельно разместив
между вертушкой и палочкой небольшую бусинку. Для того чтобы вертушка выполняла свою функцию в безветренную погоду, необходимо побуждать детей бегать, взяв палочку в руки.
Кораблик
ЦЕЛЬ. Учиться видеть возможности преобразования предмета, реализовывать их и получать ре-зультат.
МАТЕРИАЛ. Спичечные коробки, картон, бумага, парафин, ножницы.
ХОД ИГРЫ. Взрослый демонстрирует заранее приготовленный материал, спрашивает, что это, для чего его используют, как можно использовать теперь. Выслушивает ответы детей, и предлагает сделать кораблики из спичечных коробков. Побуждает детей самостоятельно придумать способ из-готовления игрушки. Вместе определяют последовательность действий: отрезают от картонa не-большую полоску (это мачта); приклеивают ее ко дну спичечного коробка; вырезают из бумаги квадрат (это парус); приклеивают его к картонной полоске вверху и внизу. Взрослый обмазывает дно спичечных коробков с внешней стороны парафином, чтобы кораблики не размокли при исполь-зовании их на прогулке.
Глиняные игрушки
ЦЕЛЬ. Развивать изобразительные умения; учиться преобразовывать предметы, используя новые детали, изменяя цвет, величину; стремиться к преобразованию.
МАТЕРИАЛ. Глина, вода, салфетки, схемы изготовления игрушек, дощечки для работы.
ХОД ИГРЫ. Взрослый вносит в группу глину, спрашивает, что это за материал, какой он (плот-ный, мягкий, пластичный, что из него можно сделать (вылепить посуду, Игрушки и т. д.). Показы-вает простейшие схемы изготовления игрушек из глины, выясняет, какие способы лепки детям из-вестны. Акцентирует внимание детей на пластичности, мягкости предлагаемого материала.
Дети самостоятельно выбирают объект для работы, взрослый помогает в трудных ситуациях. Направляет
действия детей на преобразование образца путем изменения формы, величины, добавления новых деталей. После просушивания поделок дети раскрашивают их в соответствии с замыслом.
Игрушки из бумаги
ЦЕЛЬ. Учиться видеть возможности преобразования объекта, проявлять стремление преобразовы-вать окружающую действительность.
МАТЕРИАЛ. Цветная бумага, ножницы, схемы изготовления.
ХОД ИГРЫ. Взрослый показывает большое количество бумажных квадратов разных цветов и спрашивает, что это,
какая бумага (шершавая, плотная, гнется, мнется, рвется). Выясняет, что можно с ней сделать (разре-зать, приклеить, нарисовать на ней, раскрасить, смять, сложить, намочить и т. д.). Спрашивает, знают ли дети, что в каждом квадрате спряталась игрушка, и что надо сделать, чтобы ее найти. Дети вы-сказывают свои предположения. Взрослый предлагает несколько схем изготовления простых игру-шек из бумаги (oригами, рассматривает :их с детьми. Выясняет, какую игрушку кто хочет сделать, побуждает детей самостоятельно выбрать цвет бумаги для своей поделки. Объясняет, что сгибать бумагу надо совмещая углы и стороны. Оказывает индивидуальную помощь. В ходе работы на по-минает о свойствах бумаги. Игрушки можно использовать в сюжетно-ролевых и театрализованных играх.
Игрушки из ниток
ЦЕЛЬ. Развивать умение работать руками, учиться реализовывать возможность преобразования и получать результат.
МАТЕРИАЛ. Нитки для вязания, ножницы.
ХОД ИГРЫ. Дети рассматривают клубок ниток для вязания, принесенный воспитателем, расска-зывают, для чего он нужен, что можно сделать из нитей (связать шапку, шарф, носки и т. д.). Затем выясняют, что из этого клубка можно сделать много-много интересных игрушек. Взрослый показы-вает изготовленную куклу из ниток. Предлагает детям сделать таких кукол. Вместе с детьми опре-деляет последовательность действий. Рассмотрев схему изготовления куклы-девочки и куклы-мальчика, дети делают свой выбор: какую куклу будут делать. Взрослый помогает перевязывать пу-чок нитей тем детям, у которых возникают затруднения. После выполнения задания организуется выставка: «Умелые руки».
Мебель для куклы Ани
ЦЕЛЬ. Учиться видеть возможности преобразования предметов; изменять их, используя дополни-тельные детали; получать результат.
МАТЕРИАЛ. Спичечные коробки, цветная бумага, ножницы, клей, кукла Аня.
ХОД ИГРЫ. В гости к детям пришла кукла Аня. Она решила пригласить всех на новоселье, но оказалось, что для всех гостей не хватит ни стульев, ни стола. Взрослый предлагает помочь Ане и сделать ей подарок - новую мебель. Спрашивает, из чего можно сделать мебель для куклы (из бума-ги, дерева, пластилина, спичечных коробков, картона и т. д.). Побуждает детей самостоятельно при-думать из спичечных коробков конструкцию стула, стола, дивана, кровати (например, из двух ко-робков сделать стул и т. д.). Показывает схемы изготовления мебели из коробков. Каждый ребенок самостоятельно выбирает то, что будет делать, и в соответствии с этим отбирает необходимый ма-териал. Взрослый предлагает детям использовать дополнительные детали (украшение). Вначале де-ти составляют предмет из коробков, склеивая их, затем обклеивают цветной бумагой и украшают. Изготовленные таким образом модели могут быть использованы на занятиях по ориентировке в пространстве.
Поезд
ЦЕЛЬ. Уметь аккуратно приклеивать детали к готовой форме; участвовать в коллективном преоб-разовании; стремиться изменять предметы.
МАТЕРИАЛ. Коробки, цветная бумага, клей, ножницы.
ХОД ИГРЫ. Взрослый приносит паровоз (изготовлен заранее из коробки, спрашивает, что это, для чего он нужен (перевозить людей, грузы). :Выясняет, из чего он сделан, чего не хватает, чтобы этот предмет был похож на настоящий. Дети замечают, что у паровоза нет вагончиков, которые можно сделать из имеющихся в группе коробочек. Каждый ребенок получает коробочку, выбирает детали понравившегося цвета и наклеивает их на готовую форму (окна, колеса, двери). Взрослый предлагает украсить вагончики с помощью дополнительных деталей, чтобы поезд был красивым, радостным. Дети вырезают из бумаги любые детали и наклеивают их. Все вместе собирают поезд: к паровозу с помощью шнура прикрепляют вагоны (если вагончиков много, то лучше сформировать 2-3 состава). Поезд используют в строительно-конструктивных и сюжетно-ролевых играх.
51