Ольга Прокофьева
Народная тряпичная кукла как средство нравственного воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
За последние несколько десятилетий мы утратили народные традиции, а вместе с ним и духовные ценности нашего общества.
Результаты не заставили себя долго ждать. Люди стали жестокими, равнодушными, грубыми. Ребенок все это впитывает, как «губка «и через некоторое время превращается в подобное существо. Нужно помнить, что дети это наше будущее, и от того как мы его воспитаем, и какие культурные ценности привьем, зависит будущее Родины. Чувство любви к Родине, чувство патриотизма надо прививать с раннего детства. В дошкольном возрасте закладывается основа внутреннего мира человека, происходит нравственное воспитание. Патриотизм должен стать стержнем, на основе которого и будет формироваться личность. Мы знаем, что патриотизм, как и другое любое чувство, воспитывают родители, педагоги, и конечно внутренние собственные переживания детей. Именно в этом возрасте надо побуждать возникновению, а потом формированию духовного патриотизма.
Публикация «Народная тряпичная кукла как средство нравственного воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Темочки
Мы знаем, что ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Игрушка - верный спутник детских игр, но одновременно и самое доступное детям произведение искусства. Кукла – детская игрушка в виде фигурки человека. Куклы имитируют взрослый мир, тем самым подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она способна исполнять разные роли и часто становится другом и партнером ребенка. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя ее осуществлять свои, порой тайные, мечты и желания. Игрушка и игры в куклы, таким образом, играют серьезную социальную и психологическую роль, воплощая и формируя определенный идеал, давая выход потаенным эмоциям. С древних времен игрушки несут в себе определенную символику и значение. Кукла – это целый мир, отражающий особенности жизни того или иного народа в разные исторические эпохи. У всех народов куклы первоначально воспринимались как обрядовые, как предметы культа. В древности кукла служила и тотемом, и талисманом, и обрядовым символом, и только гораздо позже превратилась в сувенирное изделие и детскую игрушку. Вместе с тем кукла для детей является образом – символом людей и воплощает особенности материальной и духовной культуры народа.
К сожалению, мы очень часто видим, как наши дети играют импортными игрушками и подражают персонажам зарубежных мультсериалов, героям компьютерных игр. Все это отрицательно влияет на формирующуюся личность, на его чувства гражданственности и принадлежности к своей Родине.
А ведь самой любимой игрушкой нашего народа была тряпичная кукла.
Тряпичная кукла считалась самой главной среди других видов кукол, так как сохраняла в себе обряды и традиции календарных праздников крестьян Их использовали при проведении различных обрядов в Рождество, Крещении и т. д. Традиционная тряпичная кукла воспитывала в детях любовь к труду, уважение к Родине, к семье. Готовила их к взрослой жизни, учила быть великодушными, добрыми, умными, проявлять уважение к взрослым. Кукла для ребенка была самой близкой, с ней можно было поделиться, и радостью, и горем. Играя с куклой, ребенок перенимал опыт старшего поколения, знакомился с прошлым своей Родины, мечтал о будущем.
Народная тряпичная кукла – это эффективное средство воспитания и обучения. К. Д. Ушинский писал «воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».
Народная тряпичная кукла – это инструмент, который может стать мощным нравственным средством в воспитании подрастающего поколения. Знакомясь с историей возникновения тряпичной куклы, ребенок познает культуру, быт, традиции своего народа.