Наталья Лузина
Приобщение к истокам русского народного творчества. Русская народная тряпичная кукла
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность выбранной темы:
Русская тряпичная кукла - один из видов народного искусства. Необходимо сохранять свою национальную историю и этническую культуру. Традиционная русская кукла всегда сопутствовала духовной жизни семьи. В русскую тряпичную куклу вкладывался определенный смысл. Она могла быть - оберегом, обрядовой куклой, куклой для забавы детям. Из-за иностранных мультфильмов, компьютерных игр, изобилия игрушек, которые не несут художественного смысла и выражения, дети теряют интерес к народным сказкам, играм, национальным игрушкам. Мы, педагоги, должны помочь детям найти путь к возвращению народных традиций и обычаев.
Темочки:
- ИЗО, творчество. Консультации для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Русская народная культура, фольклор
- Темочки
Цели мероприятия:
Формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа, через образ традиционной народной куклы.
Задачи мероприятия:
Задачи:
- создать атмосферу психологического комфорта;
- побуждать детей к совместной творческой работе;
- знакомить с народными традициями;
- формировать умение работать с текстильными материалами;
- научить делать русскую тряпичную куклу на основе традиционной технологии.
Контингент участников:
Младший школьный возраст.
Ожидаемые результаты:
Ожидаемые результаты:
- у детей повысится интерес к обычаям нашего народа, интерес к искусству изготовления кукол;
- будут знать какие материалы используются для изготовления кукол;
- научатся основным технологическим операциям, применяемым при изготовлении куклы;
- научатся создавать авторские куклы, пользуясь полученными знаниями.
Кратко о внедрении разработки:
Занятия по изготовлению русской народной куклы проводились в течении 2012-2013 учебного года. Дети с удовольствием посещали занятия. Они изучали историю русской народной куклы, традиции и обычаи, связанные с куклой, различные приемы изготовления куклы. Делали текстильных кукол разных уголков России.
Методы и приемы работы:
На занятии были использованы следующие методы и приемы обучения:
- словесные (объяснение, беседа);
- наглядные (показ, демонстрация презентации);
- практические (изготовление куклы);
- метод эмоционального стимулирования деятельности (создание ситуации успеха, поощрение, использование игровых ситуаций);
- метод развития познавательного интереса (исторические факты, загадки, создание ситуации творчества).
Необходимое оборудование:
Оборудование:
- проектор;
- экран;
- по три лоскутка цветной ткани размером 25 см,20 см, 15 см;
- лоскут белой ткани со стороной 20 см;
- цветной лоскут треугольной формы;
- кусочек тесьмы;
- нитки;
- вата;
- ножницы.
Методические рекомендации:
Занятие продолжительностью 40-50 мин.
Предварительная работа:
- знакомство детей с народно-прикладным искусством на занятиях по изобразительной деятельности;
- просмотр видеофильмов по данной теме;
- экскурсии в краеведческий музей;
- посещение выставок работ народных промыслов;
- посещение музея "Поляна сказок".
Ход мероприятия:
1. Воспитатель.
Ребята, пожалуйста послушайте и отгадайте загадку:
Я хорошая игрушка,
Буду девочкам подружкой,
Я могу сидеть в коляске,
Закрывать умею глазки.
Я прошу меня любить,
Не ронять меня, не бить. (Кукла)
Сегодня мы познакомимся с одним из замечательных видов декоративно-прикладного искусства - русской народной тряпичной куклой.
2. Рассказ воспитателя с демонстрацией слайдов.
3. Воспитатель (показывая куклу) :
- Посмотрите, какую куклу сделала для вас я. Хотите научиться сами делать таких кукол?
4. Изготовление куклы вместе с воспитателем (показ и объяснение последовательности работы) :
1. Берем вату, скатываем шарик для головы.
2. К этому шарику привязываем колокольчик.
3. Этот шарик из ваты кладем в центр большого круга и обвязываем его ниткой.
4. Получилась первая, самая нижняя, юбочка, а внутри колокольчик.
5. Теперь берем круг поменьше, так же ровненько одеваем и обвязываем его. Получилась вторая юбочка.
6. В ход идет самый маленький кружок ткани. Расположив голову в его центре, обвязываем. Получилась третья юбочка.
Воспитатель:
Ребята, давайте немного отдохнем и разучим новую физкультминутку. (Выполняется физминутка)
-Наша куколка гуляла,
И играла, и плясала,
Танцевала и скакала,
А потом она устала,
Забралась под одеяло. (физминутка повторяется несколько раз)
- Продолжим делать наших кукол.
1. Белый квадратный лоскут складываем противоположными углами к центру.
2. Прикладываем, сложенный таким образом белый лоскут к голове, расправляем складки на лице и фиксируем ткань ниточкой на шее.
3. Для того, чтобы получились ручки, надо загнуть острые кончики ткани внутрь и сделать манжеты - цветными нитками завязать на расстоянии примерно 1 см от края. Одеваем на головку очелье (повойник) - цветную тесемку вокруг головы.
4. Теперь надеваем косыночку и завязываем её под ручками.
5. Подведение итогов.
Воспитатель.
- Ребята, давайте покажем друг другу кукол, которые у нас получились.
Вот какие замечательные куколки у нас получились.
Здесь уголок, там уголок,
Завяжем ловкий узелок
И кукла за виднелась.
Она нам будет оберег.
В дому достаток сохранит,
Семью от злобы защитит.
Конечно всем нам нравится
Тряпичная красавица!
(Воспитатель ставит на стол корзинку с закрытой крышкой)
- Ребята, а хотели бы вы научится делать других кукол?
(Корзинка открывается)
- Посмотрите какие еще русские народные куклы бывают.
(Воспитатель достает и показывает кукол)
- Это тульская кукла, кукла девка, кукла девка-баба, кукла Веснянка, куклы свадебные неразлучники. А вот это - кукла мамка, в руках она держит малышей. Об этих куклах я вам расскажу на следующих занятиях, и мы обязательно научимся их делать.
Критерии оценки достижения планируемых результатов:
1. Дети активно участвуют в продуктивной деятельности.
2. Самостоятельно подбирают материалы к следующим занятиям.
3. Предлагают свои варианты изготовления кукол.
4. Мастер-класс по изготовлению кукол.