Пинигина Светлана Владимировна
Народная культура как средство становления здоровьесберегающего опыта дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА, КАК СРЕДСТВО СТАНОВЛЕНИЯ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОПЫТА ДОШКОЛЬНИКОВ
Автор: Пинигина Светлана Владимировна,
инструктор по физической культуре,
Муниципальное казённое дошкольное
образовательное учреждение
Шелеховского района "Детский сад
комбинированного вида № 19 "Малышок",
Иркутская область г. Шелехов. cvepin@yandex.ru
Публикация «Народная культура как средство становления здоровьесберегающего опыта дошкольников» размещена в разделах
Детям и подросткам найти себя в быстро меняющемся мире событий и информации, закалить волю и характер, стать сильнее, благороднее, мудрее, научиться находить оптимальные решения в различных ситуациях в значительной мере может помочь опыт, накопленный народной культурой.
К проблеме возможностей народной культуры обращались многие ученые и педагоги, изучая всесторонне его потенциал.
В фольклоре заложена мудрость многих поколений народов, а значит, он является универсальным средством педагогического воздействия на детей, побуждающим и одновременно исключающим принуждение, инструментом умственного развития и нравственного воспитания детей.
От уровня владения личностью ценностями культуры, направленными на благо человека, зависят динамика общественного прогресса, его широкомасштабные социальные и культурные последствия. Соответственно реализовывать современные образовательные направления необходимо через культурологический подход.
В «Национальной доктрине образования» народная культура рассматривается, и как средство становления у подрастающего поколения здоровьесберегающего опыта.
Анализ методической литературы обнаруживает основную проблему физического воспитания детей дошкольного возраста - процесс приобщения к здоровому образу жизни не рассматривался как социокультурная практика приобретения опыта сохранения своего здоровья, которая могла бы опираться на накопленный ценностный потенциал народной культуры по данному направлению.
Опыт нашего ДОУ по использованию фольклора в физическом воспитании раскрывает возможные пути решения указанной проблемы.
На наш взгляд, современные критерии и показатели физической культуры дошкольника, должны быть представлены следующими составляющими: культура движения, культура телосложения, культура здоровья.
В последние годы в дошкольных учреждениях работа по приобщению дошкольников к культуре русского народа заметно активизировалась. Фольклор - это именно то, что близко по духу ребенку. Фольклор прежде всего помогает развивать речь. А способен ли фольклор оказывать влияние и на физическое развитие дошкольников? Наш опыт работы показывает, что занятия, которые проводились с использованием фольклора, благоприятно влияют на развитие и характер двигательной деятельности, и на развитие творческих способностей детей.
Дети испытывают недостаток движения. Отсюда психологическое перенапряжение, сопутствующие болезни.
Кроме того, следует отметить, что климатические и экологические условия большинства регионов Иркутской области сокращают время пребывания детей на воздухе, не способствуют оздоровлению дошкольников. Стоит так же отметить некоторую инфантильность родителей в отношении к ЗОЖ и приобщению к ЗОЖ своих детей.
Использование разных фольклорных жанров позволяет педагогам разнообразить не только процесс физического воспитания, но и организовать весь педагогический процесс с позиции укрепления и сбережения здоровья детей.
В педагогической практике нашего ДОУ фольклор используется в организованных видах двигательной деятельности: в утренней гимнастике, на физкультурных занятиях, физминутки на познавательных занятия, досуги, праздники, организация самостоятельной игровой деятельность детей и др. Наиболее эффективным средством развития двигательной инициативы детей выступают подвижные игры. Мы уделяет им особое внимание. Затем опыт использования фольклора в организованной двигательной деятельности (на занятиях, был распространен в другие сферы двигательной деятельности дошкольников в режиме пребывания их в детском саду и дома.
В процессе эксперимента и по мере накопления опыта по данному направлению были разработаны методические рекомендации использования фольклора в различных видах двигательной деятельности.
Различные виды (жанры) фольклора обогащают содержание двигательной деятельности, а в иных случаях являются методическим приемом.
На данный момент существует множество нетрадиционных оздоровительных методик, позволяющих решить комплекс воспитательно – оздоровительных задач и проблем, стоящих перед педагогом. Но эффективность нововведений зависит от знания этой методики, систематичности и рациональности ее использования.
Исходя из принципа «не навреди» (как детям, так и педагогам, стоит ли «изобретать велосипед». Может быть, целесообразнее будет переосмыслить, переработать, в соответствии с современными педагогическими подходами, реалиями жизни и ФГОС ДО, накопленный и проверенный веками опыт народной педагогики и привнести его в педагогическую практику, как говорится, всё новое — это хорошо забытое старое.
Актуальность обогащения содержания ОО «Физическое развитие» ООП ДО за счет использования фольклора в свете ФГОС ДО заключается и в его интегративных особенностях.
Опыт работы по выбранной теме убеждает в возможности использования фольклора во всех формах воспитательно-оздоровительной работы с детьми. Позволяет педагогам осуществлять этот процесс гармонично, логично и легко, а самое главное эффективно.
Из опыта работы ДОУ :
https://shel mkdoy19.moy.su/publ/metodicheskij_sovet/instruktor_fizo/podgotovila_pinigani_s_v/14-1-0-15
Список литературы:
В. Г. Алямовская. «Как воспитать здорового ребенка», Н. Новгород, 1993 г.,
Е. Н. Вавилов. «Учите бегать, прыгать, лазать, метать», Москва, 1983 г.,
Былеева, Григорьев. «Игры народов СССР», Москва, 1985 г.,
Т. А. Бударина и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством», С. -Петербург, 1999 г.,
В. Г. Кудрявцев, Б. Б. Егоров «Развивающая педагогика оздоровления», Москва, 2000 г.,
Е. А. Синкевич, Т. В. Большева «Физкультура для малышей», С. -Петербург, 2000 г., Материалы научно - практической конференции по проблемам дошкольного физического воспитания., Омск, 1993 г.,
Л. Е. Стрельцова. «Литература и фантазия», Москва, 1992 г.,
М. Асташина. в журн. «Дошкольное восп-е» №3/1997 г., Омск., Н. Павлова. «Фольклор для маленьких», журн. «Дошкольное восп-е» 1900/91 г.,
А. В. Кенемак. «Детские подвижные игры народов СССР», Москва, 1998 г.,
Г. А. Виноградова, П. Ф. Кантерева, В. В. ГоринскогоГавриш Н., Загрутдинова М. Использование малых фольклорных форм // Дошкольное воспитание, № 9- 1991г. ,
Новицкая М. Добро пожаловать в фольклорную школу // Дошкольное воспитание № 9- 1993.,
Осеннева М. Знакомство детей с русским фольклором // Дошкольное воспитание №11- 2000.,
Е. Ю. Ежова Культурная идентификация личности в поликультурном пространстве, Народная культура в современных условиях Учебное пособие Москва https://www.riku.ru.,
Абдульманова, JI.B Развитие физической культуры детей 4-7 лет в культуросообразном пространстве дошкольного образовательного учреждения, С. В. Пинигина «Использование фольклоракак эффективного средства повышения двигательной активности дошкольников» Сборник научных статей «Поликультурное пространство детства современной России» ФГБОУ ВПО «ВСГАО», Иркутск, 2012г