Татьяна Попова
Народная кукла как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №24 г. Орска»
Мастер-класс:
«Изготовление тряпичной народной куклы».
Воспитатель: Попова Татьяна
Владимировна.
Мастер-класс: «Изготовление тряпичной народной куклы».
Цель: Познакомить с народными куклами
Задачи:
Познакомить с разнообразием народных кукол-оберегов, их значением в жизни людей;
Публикация «Народная кукла как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Познакомить с особенностями изготовления куклы
Обучить изготовлению тряпичной народной куклы - с педагогами и для них без участия детей;
Материалы и инструменты для работы:
белая и цветная ткань размером 30 на 30, отрез ткани 8 на 7 см для фартука, красные нитки, атласные ленты, шерстяные нитки для волос и перевязки, клубок ниток для головы, ножницы, крупа.
Испокон веков русские обереги были главными защитниками наших предков от нечисти, напастей и лихих людей. Первые обереги появились ещё в языческие времена, когда люди поклонялись богам, олицетворявшим явления и силы природы, верили в домовых и в защитные силы простых и привычных вещей – подковы, веника, душистых трав, которые приносят удачу и здоровье и способны уберечь от бед и болезней. В качестве оберегов использовались дары природы или предметы, специально сделанные для защиты в соответствии с определенными правилами.
Обереги - это экспериментально, в течение многих веков подобранные магические предметы, изучив которые наши предки пришли к выводу, что они могут охранять, оберегать нас от недружелюбных сил.
Оберег - это предмет или символ, призванный защищать своего владельца и его дом от бед, приносить в дом счастье и достаток.
Вера наших предков в магические силы окружающих предметов сохранилась в нас до сих пор. Мы и сегодня обращаемся к своим давним традициям, культуре символике. Оберегов существует очень много.
Отгадайте загадку
Дочка, а не плачет,
Спать уложишь, будет спать,
День и два и даже пять.
Платья носит, есть не просит,
Всегда послушна, но с ней не скучно (кукла)
Если открыть словарь С. И. Ожегова, то там объясняется, что кукла – это детская игрушка в форме фигурки человека.
В словаре В. Даля, дается такое объяснение: «Кукла – сделанная из тряпья, кожи, битой бумаги, дерева и пр. пособие человека, а иногда и животного». Как видим, определение очень точное, даже по современным понятиям.
Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.
Всюду, где селится и живет человек, от суровых заснеженных арктических просторов до знойных безводных песков пустынь, кукла - неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка.
«Без неё, без куклы, мир бы рассыпался, развалился, и дети перестали бы походить на родителей, и народ бы рассеялся пылью по лицу земли».
В этом отрывке очень хорошо сказано как о значении, так и о важности куклы, как для детей, так и для народа в целом.
А всегда ли кукла была только игрушкой?
В глубокой древности у кукол было другое предназначение, она была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня.
Традиционных русских тряпичных кукол можно подразделить: по назначению – на игровые, обереги и обрядовые. Кукла была неотъемлемой частью праздников русской деревни: сева, жатвы, уборки урожая, многочисленных ритуалов и обрядов.
В разных уголках России были свои народные обычаи, традиции, поэтому неудивительно, что по-разному делали и тряпичных кукол.
В то же время тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т. к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья. Куклы были в каждом доме. В некоторых избах обитало не менее 100 кукол. О куклах сочинялись сказки, в которых они представлялись волшебными помощницами. Такие куклы охраняли, спасали, помогали в трудную минуту, давали мудрые советы. Кукол любили, берегли, передавали по наследству, ими любовались, носили с собой или играли. В народе примечали - если дети много и усердно играют в куклы, будет в семье достаток, а если с куклами обращались плохо – неприятностей не миновать.
Маленьким девочкам кукол делали мамы, бабушки, старшие сестры. А когда малышке исполнялось 5 лет, она должна была уже мастерить кукол сама. По тому, как девочка её делала, определяли её мастерство в шитье и вышивке. Кукла-оберег была для детей не просто игрушкой, она была настоящим другом. Ведь она была сделана специально для ребенка, руками его матери, с ее теплом и заботой. Поэтому к куклам относились с уважением.
Детские текстильные куклы служили наглядным пособием для передачи ребенку знаний о материальном мире. Считалось, что они могут вызвать урожай, богатство, счастливый брак.
Обереговых кукол тщательно берегли. Им отводили специальное место в доме, ставили в красный угол, берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики, прятали в сундук, клали в приданное, их никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе.
Куклы-обереги мать дарила дочери, давала сыну, который отправлялся на службу в армию, мужу — в дорогу.
В русской избе обязательно жили разные куклы-обереги, у каждой из которых было свое назначение.
Ещё до рождения ребёнка делали куколку и укладывали в колыбельку, чтобы кукла "обогрела" её для будущего малыша. Когда малыш появлялся на свет, кукла и тогда не расставалась с ним. Чтобы малыш крепко и спокойно спал, приговаривала мать: "Сонница - бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой". Кукла отвлекала на себя злые духи, оберегая ребёночка.