Приложение МААМ

Народная кукла как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста

Татьяна Попова
Народная кукла как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №24 г. Орска»

Мастер-класс:

«Изготовление тряпичной народной куклы».

Воспитатель: Попова Татьяна

Владимировна.

Мастер-класс: «Изготовление тряпичной народной куклы».

 

Цель: Познакомить с народными куклами

Задачи:

Познакомить с разнообразием народных кукол-оберегов, их значением в жизни людей;

Публикация «Народная кукла как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Познакомить с особенностями   изготовления  куклы

Обучить изготовлению тряпичной народной куклы - с педагогами и для них без участия детей;

Материалы и инструменты для работы:

белая и цветная ткань размером 30 на 30, отрез ткани 8 на 7 см для фартука, красные нитки, атласные ленты, шерстяные нитки для волос и перевязки, клубок ниток для головы, ножницы, крупа.

Испокон веков русские обереги были главными защитниками наших предков от нечисти, напастей и лихих людей. Первые обереги появились ещё в языческие времена, когда люди поклонялись богам, олицетворявшим явления и силы природы, верили в домовых и в защитные силы простых и привычных вещей – подковы, веника, душистых трав, которые приносят удачу и здоровье и способны уберечь от бед и болезней.  В качестве оберегов использовались дары природы или предметы, специально сделанные для защиты в соответствии с определенными правилами.

Обереги - это экспериментально, в течение многих веков подобранные магические предметы, изучив которые наши предки пришли к выводу, что они могут охранять, оберегать нас от недружелюбных сил.  

Оберег - это предмет или символ, призванный защищать своего владельца и его дом от бед, приносить в дом счастье и достаток.

Вера наших предков в магические силы окружающих предметов сохранилась в нас до сих пор. Мы и сегодня обращаемся к своим давним традициям, культуре символике. Оберегов существует очень много.

Отгадайте загадку

Дочка, а не плачет,

Спать уложишь, будет спать,

День и два и даже пять.

Платья носит, есть не просит,

Всегда послушна, но с ней не скучно (кукла)

Если открыть словарь С. И. Ожегова, то там объясняется, что кукла – это детская игрушка в форме фигурки человека.

В словаре В. Даля, дается такое объяснение: «Кукла – сделанная из тряпья, кожи, битой бумаги, дерева и пр. пособие человека, а иногда и животного». Как видим, определение очень точное, даже по современным понятиям.

Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.

Всюду, где селится и живет человек, от суровых заснеженных арктических просторов до знойных безводных песков пустынь, кукла - неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка.

«Без неё, без куклы, мир бы рассыпался, развалился, и дети перестали бы походить на родителей, и народ бы рассеялся пылью по лицу земли».

В этом отрывке очень хорошо сказано как о значении, так и о важности куклы, как для детей, так и для народа в целом.

А всегда ли кукла была только игрушкой?

В глубокой древности у кукол было другое предназначение, она была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня.

Традиционных русских тряпичных кукол можно подразделить: по назначению – на игровые, обереги и обрядовые. Кукла была неотъемлемой частью праздников русской деревни: сева, жатвы, уборки урожая, многочисленных ритуалов и обрядов.

В разных уголках России были свои народные обычаи, традиции, поэтому неудивительно, что по-разному делали и тряпичных кукол.

В то же время тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т. к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья. Куклы были в каждом доме. В некоторых избах обитало не менее 100 кукол. О куклах сочинялись сказки, в которых они представлялись волшебными помощницами. Такие куклы охраняли, спасали, помогали в трудную минуту, давали мудрые советы. Кукол любили, берегли, передавали по наследству, ими любовались, носили с собой или играли. В народе примечали - если дети много и усердно играют в куклы, будет в семье достаток, а если с куклами обращались плохо – неприятностей не миновать.

Маленьким девочкам кукол делали мамы, бабушки, старшие сестры. А когда малышке исполнялось 5 лет, она должна была уже мастерить кукол сама. По тому, как девочка её делала, определяли её мастерство в шитье и вышивке. Кукла-оберег была для детей не просто игрушкой, она была настоящим другом. Ведь она была сделана специально для ребенка, руками его матери, с ее теплом и заботой. Поэтому к куклам относились с уважением.

Детские текстильные куклы служили наглядным пособием для передачи ребенку знаний о материальном мире. Считалось, что они могут вызвать урожай, богатство, счастливый брак.

Обереговых кукол тщательно берегли. Им отводили специальное место в доме, ставили в красный угол, берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики, прятали в сундук, клали в приданное, их никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе.

Куклы-обереги мать дарила дочери, давала сыну, который отправлялся на службу в армию, мужу — в дорогу.

В русской избе обязательно жили разные куклы-обереги, у каждой из которых было свое назначение.

Ещё до рождения ребёнка делали куколку и укладывали в колыбельку, чтобы кукла "обогрела" её для будущего малыша. Когда малыш появлялся на свет, кукла и тогда не расставалась с ним. Чтобы малыш крепко и спокойно спал, приговаривала мать: "Сонница - бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой". Кукла отвлекала на себя злые духи, оберегая ребёночка.

Публикации по теме:

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

Медиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОСМедиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС Ф. И. О педагога -Никифорова Алина Исаевна, первая категория. Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Проектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возрастаПроектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста Хочу поделиться опытом работы над экологическим проектом "Косточка",показать связь проектной деятельности с речевым развитием дошкольника. Потому.

Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста Речь является средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. Возможность говорить, общаться - это удивительный.

Консультация для родителей «Двигательная активность как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Двигательная активность как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Работая с детьми, имеющими речевые нарушения, мы наблюдаем отставание в развитии двигательных функций. Это проявляется в виде недостаточной.

Проект «Лэпбук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»Проект «Лэпбук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Актуальность Проблема развития речи является одной из актуальных в настоящее время, так как данные статистики свидетельствуют о постоянном.

Русская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возрастаРусская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возраста Темой моего самообразования я раз и навсегда выбрала речевое развитие детей дошкольного возраста посредством разнообразных методов и приемов.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Народная кукла как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 13 февраля 2024 в 16:54
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Народная кукла как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Попова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД