Тарасова Наталья
Народная игрушка как средство всестороннего развития детей раннего возраста
В настоящее время в нашей стране происходят фундаментальные социальные изменения: людей все больше интересуют национальные особенности своей страны, народа, нации, национальности, культурных корней, древних легенд и верований. Задача современного человека – сохранить и использовать опыт, накопленный предыдущими поколениями. Чтобы культивировать культурное отношение к прошлому у молодых поколений, нужно стремиться примирить настоящее с прошлым и возродить то, что будет способствовать духовной полноте жизни, нравственному совершенствованию человека.
Публикация «Народная игрушка как средство всестороннего развития детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Игрушка – обязательный товарищ в детских играх с первых дней родов. Удовлетворяйте потребность ребенка в активной деятельности, совершая разнообразные движения, помогайте осуществить задуманное, шагните в роль, сделайте его действия реальностью. Но полностью суть игрушки раскрывается только при контакте с ребенком – в игре. В игре ребенок реализует свое желание общения, унаследовав живой опыт, и с помощью игрушки в игре формируется модель социального поведения. Часто игрушка дает представление об игре, запоминает увиденное или прочитанное, влияет на воображение и чувства ребенка. Игрушка специально сделана взрослым для образовательных целей, чтобы подготовить ребенка к вступлению в социальные отношения.
Дети порой не видят ничего, что раскрывает красоту их родины, учат чтить добрых героев русских сказок. Поскольку это игрушки иностранного происхождения, ребенок как бы переживает первый опыт культурной колонизации перед лицом необходимости отказаться, отчуждать свои собственные и подчиняться пантеону чужих игрушек. Таким образом, в жизни ребенка, по мнению ученых, возникает первая социокультурная травма, из которой формируется комплекс культурной и национальной неполноценности. Иностранные игрушки могут помочь разорвать связь поколений, с детства проецируя разделение на «родителей» и «детей» [2].
Современные игрушки, сделанные по западным образцам, не оставляют места для «догадок». Ребенок, окруженный пластмассовыми Барби, киборгами, трансформерами, представляет собой человека, заряженного энергиями западного общества. Бэтман, черепашки Ниндзя, роботы-трансформеры, Человек-паук – эти игрушки способствуют накоплению агрессивных фантазий ребенка, часто реализуемых в жизни по отношению к более слабым – животным или маленьким детям. Дети безжалостно разбирают эти игрушки и уничтожают их. Но можно позволить им трепетно прикоснуться к истокам, поистине природному материалу, дать им возможность не разрушать и портить, а творить красоту своими руками и с любовью подарить любимому человеку. Вряд ли ребенок сознательно разрушит такую игрушку.
История народных игрушек уходит корнями в древность. Это первая форма художественного творчества людей, населявших Россию, которая изменилась на протяжении веков, сочетая колорит и многогранность культуры нашего народа. Материалы для изготовления игрушек были разнообразными. Они сделали все, что природа дала человеку: глину, солому, еловые шишки и дерево. Как ребенок мог не любить такую игрушку? В конце концов, все, из чего он был сделан, было таким знакомым и знакомым. Как будто сама природа подарила человеку свою щедрость, чтобы побудить к творчеству и дать жизнь новому творению [1].
Говоря о дидактической составляющей популярной игрушки, нельзя не отметить игрушку – вставку, ярким примером которой является матрешка. Игры с такой игрушкой заставляют ребенка активно действовать: вкладывать, организовывать, переставлять. Так как в игрушках строго соблюдается принцип уменьшения размеров, ребенок не может его обойти при вставке их друг в друга, да еще при простой расстановке в ряд. В конце концов он дает правильный диапазон значений. Бирюльки – образец умелой работы - представляют собой отличный педагогический материал для игр, которые тренируют ребенка в развитии мышц руки, глаз, а также прививают настойчивость в достижении цели.
Народная игрушка тоже приносит радость современному ребенку, ведь во многом она напоминает творчество самих детей. В восприятии ребенка фантазия преобладает над разумом, наивные идеи – над опытом и фактами, которых у него мало. В результате изображение становится условным, подчеркивая отличительные особенности предмета. Неживое часто смешивается с живым, одухотворяются предметы, очеловечиваются животные. То же самое и в популярном искусстве. Только все эти изображения сохранены в традиции, они не случайны, а проверены временем. Чувство новизны у зрелых мастеров выражается в традиционном имидже изделий, отражающем не только их большой интерес к миру, но и мировоззрение их предшественников. Близость популярного и детского искусства формирует чуткое отношение к красоте и помогает сформировать гармонично развитую личность.
Русские народные игрушки – очень важная часть традиционной народной культуры. Традиционная культура сама по себе представляет собой единый живой организм, в котором все связи исторически достоверны, укрепляются с течением времени и через многие последующие поколения людей. Воспитание детей, подрастающего поколения и продолжателей рода – важнейшая задача каждого народа. Эта задача генетически заложена в их традиционной культуре, и все средства направлены на ее решение.
Список литературы
1. Грибовская, А. А. Народное искусство и детское творчество: метод. пособие для воспитателей / А. А. Грибовская. – М. : Просвещение, 2016. – 160 с.
2. Смирнова, Е. Игрушки : как оценить их качество / Е. Смирнова //Дошкольное воспитание. – 2015. - №4. – С. 68-73.